Коррекционно-развивающая программа по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску и толерантности к неопределенности

 

Проведенное эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей связи склонности к риску в приятии решения и профессиональной мотивации менеджеров, позволило определить два основных направления в организации работы по формированию трудовой мотивации.

Первое направление связано с необходимостью организации консультационной и коррекционной помощи по формированию оптимальных мотивов трудовой деятельности, поскольку работники, имеющие выраженный мотив достижения, обладают высокой склонностью к риску, что не всегда является благополучным фактором в работе менеджера. В случаях если человек не достигает профессиональной самореализации, основными мотивами поведения становятся избегание неудач и стремление к успеху, что тоже не всегда благоприятно для работы менеджеров. Таким образом, первое направление коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на формирование умений менеджеров ориентировать свою профессиональную деятельность на достижение цели, доводя при этом склонности к риску до наиболее оптимальных, средних значений.

Второе направление связано с необходимостью формирования у сотрудников оптимального уровня склонности к проявлению толерантности к неопределенности. Поскольку высокие показатели данной склонности отрицательно влияют на трудовую деятельность менеджеров, снижая способность быть креативным, что важно для работы менеджеров. Вместе с этим высокие проявления интолерантрости к неопределенности отрицательно сказываются на потребности в разнообразии, в самосовершенствовании, что тоже важно для положительных результатов труда.

Организовывая коррекционно-развивающую работу по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску менеджеров, необходимо придерживаться цели: актуализировать потребности работников в саморазвитии, формировать у них осознание возможностей профессионального роста как необходимого условия повышения уровня профессионализма; формировать навыки оптимального поведения связанного с риском.

Задачами организации данной работы должны выступать следующие:

- создать оптимальную среду для развития трудовой мотивации сотрудников;

- актуализировать у сотрудников мотивы профессиональной деятельности;

- преобразовать «знаемые» мотивы в реально действующие;

- формировать у сотрудников понимание значимости процесса трудовой мотивации и развития навыков мотивации на основе анализа конкретных ситуаций;

- повышать у сотрудников уровень мотивации достижения удачи, добиваясь при этом снижения уровня мотивации избегания неудачи;

- формировать у сотрудников способность позитивно позитивного формулировать цели трудовой деятельности;

- обучать навыкам наставничества и предоставления позитивного подкрепления;

- познакомить сотрудников с понятиями «риск» и «рискованное поведение»; оправданный риск от неоправданного;

- формировать навыки ответственного поведения в ситуациях, связанных с риском;

- содействовать использованию сотрудниками полученных умений на практике.

Организовывая работу, направленную на решение перечисленных задач, необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Принцип активности, который предполагает вовлечение участников коррекционно-развивающей работы по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску на активные, мпециально предложэенные руководителем работы действия. С этой целью необходимо реализовать работу, направленнцю на осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных ведущим. Средствами реализации данной работы должны выступать специально организованные руководителем практические ситуации и упражнения, позволяющие всем участникам процесса выступить в качестве активных деятелей, участвовать в них всем членам группы одновременно. Кроме того, данный принцип может быть реализован через организацию групповых дискуссий, в рамках которых оценки и суждения должны исходить по возможности не от ведущего, а от участников.

2. Принцип исследовательской (творческой) позиции, который заключается в том, чтобы в процессе коррекционно-развивающей работы по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску участники осознавали, обнаруживали открывали для себя новые идеи, закономерности, свои личностные ресурсы, возможности, особенности для реализации намеченных целей. С этой целью в процессе организации работы стоит создать креативную среду, основными характеристиками которой будут выступать проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

3. Принцип постоянной обратной связи, который в своей основе имеет положение о том, что в процессе занятий поведение участников коррекционно-развивающей работы должно быть переведено с импульсивного на объективированный уровень, который даст возможность организовать изменения в коррекционно-развивающей программе. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. В этой связи, организовывая работу с участниками программы стоит создать условия для эффективной обратной связи в группе, которая должна отличаться спонтанностью и безоценочностью, а так же контролироваться со стороны ведущего.

4. Принцип партнерского общения, в основу которого положено такое общение, которое дает возможность каждому участнику коррекционно-развивающей программы быть воспринятым в качестве собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на свои интересы, при этом требовать от каждого участника признания ценности личности других участников процесса. Данный принцип может быть реализован через создание в группе участников атмосферы безопасности, доверия, открытости, позволяющей каждому из участников коррекционно-развивающей работы проводить эксперименты, не стесняясь возможности допустить ошибку.

5. Принцип добровольного участия, в котором отображается необходимость самостоятельного принятия каждым из участников коррекционно-развивающей рабаты решения об участии как во всем процессе проведения программы, так и в отдельных упражнениях, играх, заданиях. Степень доверия, выражения и открытости самого себя должна быть установлена отдельно и самостоятельно каждым участником коррекционно-развивающей программы. Стоит иметь в виду, что каждый участник имеет исключительное право отказаться от того или иного этапа программы или ее элемента. Вместе с этим, каждый из участников должен обладать естественной внутренней заинтересованностью в изменениях своей личности в процессе коррекционно-развивающей работы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят, и не следует этого требовать.

Организовывать коррекционно-развивающую работу по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску стоит с учетом поэтапности, при этом каждый последующий этап должен иметь логическую связь с предыдущим и направлен на закрепление достигнутого и его последующее развитие на следующем этапе. Программа может быть реализована в следующей последовательности этапов:

- ориентировочный;

- развивающий;

- проективный.

Для реализации программы могут быть использованы различные методы и приемы работы, такие как:

- дискуссии;

- интервьюирование;

- мини-лекции;

- ролевые и имитационные игры;

- психогимнастические и коррекционные упражнения;

- визуализация;

- решение практических задач.

Основной задачей ведущего коррекционно-развивающей работы по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску, особенно на начальных этапах реализации программы, должно стать создание наиболее благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы над собой каждого участника программы. Руководителю стоит иметь в виду, что он не является учителем для данных участников, который ставит перед собой задачу «научить работать и принимать решения», а выступает в качестве помощника для личностного и профессионального развития участников. Руководителю не стоит подчеркивать свое превосходство над другими, через свое поведение, не стоит осуждать или давать оценку каким-либо качествам участников группы. Наиболее оптимальной позицией руководителя программы является позиция друга, который понимает и доброжелательно, внимательно относится к каждому из участников.

С учетом выделенных целей, задач и принципов организации коррекционно-развивающей работы по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску, нами предложена программа, представленная в таблице 2.13.

Таблица 2.13 - Коррекционно-развивающая программа по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску менеджеров

 

Виды деятельности Цель

Ориентировочный этап.

1 занятие

Знакомство «баранья голова» Знакомство участников группы, выбор имени.
Интервью Развитие умения слушать партнера, совершенствование коммуникативных навыков
Единство Выработка адективных реакций партнеров в различных ситуациях, анализ ответов и формирование необходимых ролевых настроек.
Упражнение «Продолжи фразу…» Установление доверия в группе, формирование групповой сплоченности, погружение в атмосферу тренинга, актуализация личностных установок.
Упражнение «Мои социальные роли» Личностное позиционирование, переоценка собственного ролевого репертуара, рефлексия.
Упражнение «Щит». Формирование жизненных приоритетов, упорядочивание планов, оптимизация будущего, подведение промежуточных итогов жизни, личных достижений; формирование позитивного отношения к себе.

Развивающий этап

2 занятие

«Я расту». формирование установки на личностный и профессиональный рост на психосоматическом уровне.
Упражнение – визуализация «Радуга». релаксация, снятие напряжения, расслабление.
Упражнение «Два круга». ормирование дружеских чувств, эмпатии, повышение эмоционального тонуса группы.
Упражнение «Аплодисменты». Мы все хорошо поработали сегодня. Давайте наградим друг друга аплодисментами.
Деловая игра: «Новый начальник». Выявление потребностей, повышение побуждающей силы мотивов, формирование навыков эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного.
Шеринг обсуждение, обмен мыслями, эмоциями, чувствами

3 занятие

Упражнение: «Мотивация». Развитие положительной Я-концепции участников и повышение уровня взаимопонимания, осознание собственного мотивационного фактора выбранной деятельности.
Упражнение: «Персонаж успеха». Повышение уровня мотивации достижения посредством самоанализа и отождествления.
Мини-лекция: Структура мотивации создание среды, способствующей развитию мотивации сотрудников.
Упражнение: «Оказание поддержки, не снимая ответственности» Актуализация ситуативных факторов;отработка навыков оказания поддержки.
Мини-лекция Знаете ли вы, что такое риск, рискованное поведение?(ответы участников, высказываются все по кругу).
Упражнение «Я - ОНИ» Определение влияния окружающих на принятие риска.
Ролевая игра «Рискованные ситуации» Отработка навыков поведения в рискованных ситуациях.

4 занятие

Обсуждение на тему: «Навыки, умения, необходимые для мотивирования людей». Определение степени осознания и освоения полученной информации.
Упражнение: «Мой идеал». Актуализация мотива идентификации, соотнесение мотива достижения каждым участником со своим идеалом, духовными ценностями, а также личностное принятие мотивов группы.
Упражнение «Надо – хочу». Развитие умения определять и трансформировать мотивы, т.к. знание мотива – понимание и осознание необходимости выполнения определенной деятельности, не всегда побуждает к ней. Поэтому важно трансформировать «знаемые» мотивы в реально действующие. Для этого наделяем мотивы личностным смыслом.
Упражнение «Даже если…». Позитивное формулирование цели, повышение уровня притязаний
Упражнение «Оправданный риск» Обсудить вопросы: «Стоит ли рисковать в следующих случаях: спасение утопающего, воинский долг, профессиональный риск, риск ради своих близких и тому подобное».

Проективный этап

5 занятие

Упражнение «Обмен впечатлениями». Развитие обратной связи с участниками тренинга, определение степени осознания и освоения полученной ими информации
Упражнение «Мой айсберг». Помочь участникам проанализировать себя и расширитьзону осознанных действий, направляемых различными мотивами.
Мозговой штурм Дать советы на тему: «Как избежать неоправданного риска? Что нужно делать, чтобы не попасть в рискованную ситуацию?»
Упражнение «собери пословицу» Группы собирают пословицы про риск и объясняют их.
Мини-лекция Подкрепление эффективности деятельности
Упражнение: «Плоды». Подвести итоги проведенного тренинга по теме.

 

Предложенная нами коррекционно-развивающая программа по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску менеджеров сожержит в себе пять занятий, распределенных на четыре этапа работы: ориентировочный; развивающий; проективный. На каждом занятии решаются задачи по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску. Для реализации задач в программе предложено использовать разичные методы работы: интервью, мини-лекции, обсуждения, психогимнастические упражнения, деловые игры, ролевые игры, мозговой штурм, шеринг. Каждое упражнение, предложенное в программе, расчитано на 10-20 минут, длительность же занятий составляет около 60 минут.

Таким образом, для организации работы по формированию трудовой мотивации и оптимизации склонности к риску менеджеров нами была предложена коррекционно-развивающая программа, которая включает в себя два основных направления: первое направление связано с необходимостью организации консультационной и коррекционной помощи по формированию оптимальных мотивов трудовой деятельности; второе направление связано с необходимостью формирования у сотрудников оптимального уровня склонности к проявлению толерантности к неопределенности. Цель программы: актуализировать потребности работников в саморазвитии, формировать у них осознание возможностей профессионального роста как необходимого условия повышения уровня профессионализма; формировать навыки оптимального поведения связанного с риском. Организовывая работу, направленную на решение перечисленных задач, необходимо придерживаться следующих принципов: активности, исследовательской (творческой) позиции, постоянной обратной связи, партнерского общения, добровольного участия. Предложенная программа сожержит в себе пять занятий, распределенных на четыре этапа работы: ориентировочный; развивающий; проективный.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: