В практике социального педагога обследование жизненного пространства ребенка осуществляется в процессе:
- оказания ребенку социально-педагогической помощи, когда в условия/ситуация в семье неблагоприятны/составляют угрозу для нормальной жизнедеятельности/здоровья ребенка, не обеспечиваются нормальные условия для нормального отдыха, учебных занятий, питания, свободной деятельности детей
- работы социального педагога по лишению родительских прав, оформления опеки/попечительства в отношении ребенка
1. Ф.И.О ребенка_____________________________________________________________
2. Дата рождения ребенка _____________________________________________________
3. Место рождения ______________________________________
4. Географический характер места постоянного проживания ребенка (город, поселок городского типа, и др.________________), его экологическая характеристика (природные условия и их сохранность; наличие экологически вредных производств и объектов, общественный транспорт; удаленность (от центральных районов города, областного, районного центра).
|
|
5. Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, наличие комнаты у ребенка; семья живет в общежитии, коммунальной квартире, снимает жилье, другое _________ ________________________________ _________________________________________)
6. Культурно-организационные условия внешнего пространства: наличие детской площадки, стадиона, другое _________________________________________________
7. Внеучебные занятия ребенка: посещает________________________________________ _________________________________________________________________________, и отношение взрослых (родителей, педагогов) к ним: поощрительное, заинтересованное, контролирующее, равнодушное, отрицательное)
8. Отношение семьи к учебным делам ребенка (постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за успеваемости).
9. Обычное проведение времени ребенком дома: самостоятельное, под контролем взрослых, при участии взрослых в его делах; бесконтрольное; ребенок сам контролирует свое время; контролирует и свое время, и время младших членов семьи)
10. Отношение взрослых к окружению и друзьям ребенка (заинтересованное, равнодушное, негативное)
11. Отношение семьи к самостоятельному зарабатыванию ребенком денег: поощряется и стимулируется; безразличное; негативное).
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи
№ | Показатели | Баллы | ||
1. Состав семьи | ||||
Мать, отец, дедушка, бабушка | 5 | |||
Только мать и отец | 4 | |||
Мать и отчим, отец и мачеха | 3 | |||
Одна мать, один отец | 2 | |||
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |||
2. Санитарно-жилищные условия семьи
| ||||
Благоустроенная отдельная квартира | 5 | |||
Квартира с родителями одного из супругов | 4 | |||
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | |||
Комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | 2 | |||
Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |||
3. доход семьи | ||||
Могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | |||
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг | 4 | |||
На повседневные расходы денег хватает, но покупкаодежды вызывает трудности | 3 | |||
Живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |||
Денег до зарплаты не хватает | 1 | |||
4. Педагогический стиль семьи | ||||
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | |||
Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | 4 | |||
Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | 3 | |||
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | 2 | |||
Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 | |||
5. Уровень социального здоровья семьи | ||||
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви | 5 | |||
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | |||
В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению алкоголем | 3 | |||
Судимость родителей, алкоголизм, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного из супругов | 2 | |||
Родители находятся на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания | 1 | |||
6. Ценность детей в семье | ||||
Дети – главная ценность в семье | 5 | |||
Дети – равнозначная ценность наряду с супружеством | 4 | |||
Дети дополняют супружеские отношения | 3 | |||
Дети – элемент социального статуса: 2как у всех» | 2 | |||
Дети – обуза, доставляют много забот, беспокойства | 1 | |||
7. отношения семьи со школой | ||||
Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка | 5 | |||
Обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | 4 | |||
Интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери | 3 | |||
Критика школы, уклонение от посещения родительских собраний | 2 | |||
Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещения ребенком школы | 1 |
Анализ результатов:
Общая сумма балов – 105
Сумма баллов ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска
Сумма баллов от 22 до30 характеризует семью в пределах допустимой нормы
Более 31 балла – характеризует благополучие семьи.
Также принимается во внимание, в какой из 7 групп факторов выявлено наибольшее неблагополучие.
--------------------------------------------------------
см.по: Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112