Карта обследования жизненного пространства ребенка

           

            В практике социального педагога обследование жизненного пространства ребенка осуществляется в процессе:

-      оказания ребенку социально-педагогической помощи, когда в условия/ситуация в семье неблагоприятны/составляют угрозу для нормальной жизнедеятельности/здоровья ребенка, не обеспечиваются нормальные условия для нормального отдыха, учебных занятий, питания, свободной деятельности детей

-      работы социального педагога по лишению родительских прав, оформления опеки/попечительства в отношении ребенка

 

1. Ф.И.О ребенка_____________________________________________________________

2. Дата рождения ребенка _____________________________________________________

3. Место рождения ______________________________________

4. Географический характер места постоянного проживания ребенка (город, поселок городского типа, и др.________________), его экологическая характеристика (природные условия и их сохранность; наличие экологически вредных производств и объектов, общественный транспорт; удаленность (от центральных районов города, областного, районного центра).

5. Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, наличие комнаты у ребенка; семья живет в общежитии, коммунальной квартире, снимает жилье, другое _________ ________________________________ _________________________________________)

6. Культурно-организационные условия внешнего пространства: наличие детской площадки, стадиона, другое _________________________________________________

7. Внеучебные занятия ребенка: посещает________________________________________ _________________________________________________________________________, и отношение взрослых (родителей, педагогов) к ним: поощрительное, заинтересованное, контролирующее, равнодушное, отрицательное)

8. Отношение семьи к учебным делам ребенка (постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за успеваемости).

9. Обычное проведение времени ребенком дома: самостоятельное, под контролем взрослых, при участии взрослых в его делах; бесконтрольное; ребенок сам контролирует свое время; контролирует и свое время, и время младших членов семьи)

10. Отношение взрослых к окружению и друзьям ребенка (заинтересованное, равнодушное, негативное)

11. Отношение семьи к самостоятельному зарабатыванию ребенком денег: поощряется и стимулируется; безразличное; негативное).  

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2002


Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи

Показатели Баллы

1. Состав семьи

  Мать, отец, дедушка, бабушка 5
  Только мать и отец 4
  Мать и отчим, отец и мачеха 3
  Одна мать, один отец 2
  Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1

2. Санитарно-жилищные условия семьи

  Благоустроенная отдельная квартира 5
  Квартира с родителями одного из супругов 4
  Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами 3
  Комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами 2
  Комната в общежитии, в бараке без удобств 1

3. доход семьи

  Могут практически ни в чем себе не отказывать 5
  Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4
  На повседневные расходы денег хватает, но покупкаодежды вызывает трудности 3
  Живут от зарплаты до зарплаты 2
  Денег до зарплаты не хватает 1

4. Педагогический стиль семьи

  Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5
  Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость 4
  Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям 3
  Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни 2
  Напряженно-конфликтные отношения с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1

5. Уровень социального здоровья семьи

  Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви 5
  Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» 4
  В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению алкоголем 3
  Судимость родителей, алкоголизм, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного из супругов 2
  Родители находятся на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания 1

6. Ценность детей в семье

  Дети – главная ценность в семье 5
  Дети – равнозначная ценность наряду с супружеством 4
  Дети дополняют супружеские отношения 3
  Дети – элемент социального статуса: 2как у всех» 2
  Дети – обуза, доставляют много забот, беспокойства 1

7. отношения семьи со школой

  Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка 5
  Обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях 4
  Интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери 3
  Критика школы, уклонение от посещения родительских собраний 2
  Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещения ребенком школы 1

 

Анализ результатов:

Общая сумма балов – 105

Сумма баллов ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска

Сумма баллов от 22 до30 характеризует семью в пределах допустимой нормы

Более 31 балла – характеризует благополучие семьи.

 

Также принимается во внимание, в какой из 7 групп факторов выявлено наибольшее неблагополучие.

--------------------------------------------------------

см.по: Олифреенко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». – М.: Академия, 2002, с. 110-112  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: