Понятие о транспортном процессе. Транспортный процесс состоит из комплекса операций, необходимых для перемещения груза: погрузки, разгрузки, перевозки груза, возвращения транспортных средств.
Полный транспортный процесс называется рейсом (циклом, оборотом), а время, затрачиваемое на его осуществление, — временем рейса t р. Часть транспортного процесса, состоящая из переезда от места погрузки до места разгрузки (или обратно), называется ездкой. Время оборота:
t р = t п + t д.г + t д.х t в,
(6.10)
где t п, t в — время на погрузку и выгрузку; t д.г, t д.х — время движения с грузом и порожняком.
Транспортный процесс можно оценивать различными показателями. Совокупность этих показателей называют измерителями транспортного процесса. Существует несколько групп измерителей: скорости, пробега, грузоподъемности, использования времени, а также транспортная работа и производительность.
|
|
Измерители скорости. Скорость движения определяет интенсивность перемещения груза. Скорость — величина непостоянная, она изменяется в широких пределах. Поэтому появляется необходимость в средних показателях. Таковыми являются техническая и эксплуатационная скорости.
Техническая скорость:
(6.11)
где V т — техническая скорость; L — путь, пройденный за все время (туда и обратно), т. е. за t дв. Эксплуатационная скорость:
(6.12)
где V э — эксплуатационная скорость; Т см — время смены (время в наряде), так как Т см > t дв, то V э < V т.
Измерители пробега. Пробег автомобиля L п за определенное время складывается из пробега с грузом L г, без груза (порожнего) L x и нулевого L 0 (на заправку, техобслуживание и др.).
Использование пробега определяют коэффициентом
(6.13)
Измерители грузоподъемности. Отношение перевезенного груза Q т к количеству груза, которое можно было перевезти при полном использовании грузоподъемности транспортного средства Q н, определяет статический коэффициент грузоподъемности:
(6.14)
где αст — статический коэффициент грузоподъемности; n е — число ездок с грузом.
Использование времени. Измерители использования времени для транспорта такие же, как и для МТА — это коэффициент использования времени смены (наряда) для одного агрегата:
(6.15)