Деловое общение в сфере ветеринарии

Занятие проводится в 9 этапов.

Первый этап. Общение в процессе реализации обязанностей и прав ветеринарных врачей.

План ответа:

- понятие «общение ветеринарных врачей»;

- барьеры общения: непонимание, социально-культурного различия, отношений;

- формы интерактивного взаимодействия ветеринарных врачей: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное действие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие.

Второй этап. Виды условного общения ветеринарных врачей.

План ответа:

- общение: прямое, косвенное, вербальное, невербальное;

- стили условного общения: ритуальный, манипуляционный, гуманистический, индивидуальный.

Третий этап. Деловая встреча в сфере ветеринарии.

План ответа:

- понятие «деловая встреча»;

- деловые встречи в сфере ветеринарии с: руководителями органов государственной, исполнительной власти, руководителями ветеринарных учреждений, территориальных управлений Россельхознадзора, руководителями с/х предприятий, гражданами-владельцами животных и продуктов;

- организационная подготовка деловой встречи;

- содержательная подготовка деловой встречи;

- процесс деловой встречи и заключение.

Четвертый этап. Деловая беседа ветеринарных специалистов.

План ответа:

- понятие «деловая беседа»;

- функции деловой беседы;

- преимущества деловой беседы;

- виды беседы: дисциплинарная, проблемная, организационная, творческая, беседа с посетителями;

- правила проведения деловой беседы;

- этапы проведения беседы;

- методы начала деловой беседы;

- основная часть беседы;

- аргументирование;

- вопросы для беседы: открытые, закрытые, риторические, радикальные;

- заключительная часть беседы;

- замечание собеседника;

- способы высказывания замечаний;

- время ответа на замечания;

- правила поведения при замечаниях;

- запрещенные приемы во время беседы.

Пятый этап. Совещания ветеринарных работников

План ответа:

- понятие «совещание»;

- задачи совещаний;

- уровни проводимых совещаний: федеральный, субъектовый, районный, городской, в учреждениях, с/х предприятиях;

- подготовка к проведению совещания;

- цель и тема совещания;

- виды совещаний ветеринарных работников;

- периодичность и продолжительность совещаний;

- правила для участников совещания;

- стиль совещания;

- этапы совещаний;

- роль руководителя совещания.

Шестой этап. Выступления ветеринарных врачей

План ответа:

- виды выступлений ветеринарных врачей;

- первая ступень - подготовка к выступлению ветеринарных врачей;

- вторая ступень – налаживание связи с аудиторией;

- приемы, позволяющие завоевать аудиторию;

- приемы, позволяющие взволновать аудиторию;

- внушение и убеждение;

- третья ступень – умение сохранять внимание аудитории;

- четвертая ступень – сохранение внимания людей;

- пятая ступень – отстаивание своего убеждения;

- шестая ступень - заключение выступления.

Седьмой этап. Деловая переписка.

План ответа:

- классификация деловых писем;

- правила написания деловых писем;

- качество делового письма;

- корректность автора делового письма;

- техническая оснащенность процесса составления деловых писем;

- электронная почта.

Восьмой этап. Телефонный разговор.

План ответа:

- понятие «телефонный разговор»;

- подготовка к телефонному разговору;

- репетиция телефонного разговора;

- правила телефонного разговора;

- разговор на мобильном телефоне сотовой связи.

Девятый этап. Общение с помощью современных технических средств коммуникации.

План ответа:

- виды современных средств коммуникаций;

- электронная почта;

- видеоконференция, интернет;

- использование современных средств коммуникации в практической деятельности ветеринарных специалистов;

- правила общения с помощью современных технических средств коммуникации.

 

Деловая игра

«Деловая беседа»

Сценарий проведения деловой игры:

1. Преподаватель формирует ситуацию для ведения деловой беседы:

Ситуация первая. Один из студентов в роли молодого специалиста приходит на беседу к руководителю сельскохозяйственного кооператива. В кооперативе имеются животноводческие фермы, ветеринарные клиники, оснащенные современным оборудованием, инструментами, приборами, биопрепаратами, медикаментами, дезсредствами. Требуется специалист для  ветеринарного обслуживания крупного рогатого скота и свиней. Руководитель кооператива просит ветеринарного врача рассказать о себе, об образовании, знаниях, умениях. Ветеринарный врач кратко рассказывает о себе и отвечает на вопросы уверенно и грамотно. Он производит хорошее впечатление, достаточные знания и умения ветеринарного врача. По результатам беседы принимается решение о трудоустройстве на должность ведущего ветеринарного врача кооператива.

Ситуация вторая. Студент в роли менеджера компании по производству и продаже товаров ветеринарного назначения посещает частную ветеринарную аптеку для организации продажи товаров компании через ветеринарную аптеку. Другой студент в роли хозяина ветеринарной аптеки проводит беседу с посетителем. Оба проявляют большой интерес к купле-продаже товаров ветеринарного назначения. Производитель товаров предлагает перечень товаров, сведения об их качестве, демонстрирует сертификаты качества, и предлагает цены товаров. Хозяин аптеки соглашается принять предлагаемые товары, с некоторым снижением цены. В ходе беседы стороны приходят к взаимовыгодному решению и заключают сделку.

Ситуация третья. Планируется беседа ветеринарного врача с владельцем собаки, поступающей на лечение. Владелец собаки сообщает, что животное заболело внезапно с признаками: отказ от корма, повышенная температура, судорожное подергивание мышц левой передней конечности. Он подробно рассказывает о поведении собаки, ее характере. Ветеринарный врач в ходе беседы уточняет анамнез заболевания, пытается определить причины заболевания. Принимают взаимное решение оставить собаку на стационарное лечение. Хозяин просит заботиться о животном, ветврач заверяет, что будут приняты все меры для точной диагностики болезни, эффективном лечении.

Ситуация четвертая. Состоялась беседа между ветеринарным врачом государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственном рынке с владельцем туши свинины, поступившей на продажу. Студент в роли ветеринарного врача просит владельца мяса представить на осмотр тушу, голову, внутренние органы, ветеринарное свидетельство формы №2. Владелец мяса передает имеющиеся документы и предоставляет мясо на осмотр. В ходе беседы выясняется, что свинья была убита вынужденно из-за отказа от корма и неудовлетворительного общего состояния. Ветеринарный врач в ходе беседы разъясняет владельцу мяса о необходимости обязательного лабораторного исследования для исключения инфекционных и инвазионных болезней и определения качества мяса. Берутся пробы для лабораторного исследования и тушу помещают в холодильную камеру лаборатории. Вежливая, внимательная беседа убеждает владельца мяса о необходимости мер, применяемых ветеринарным врачом.

Ситуация пятая. Состоялась беседа руководителя ветеринарного учреждения и молодого ветеринарного врача о планах работы на следующую неделю. Студент, в роли руководителя учреждения, предлагает в беседе ветеринарному врачу проводить неотложные ветеринарные мероприятия по подготовке животных к летнему пастбищному содержанию: клинический осмотр, обрезка копыт и копытец, чистка кожного покрова, их обработка против почвенных инфекций, клещей, других паразитов, обязательном массовом исследовании на бруцеллез, туберкулез, лейкоз и другие болезни. Молодой ветеринарный врач в ходе беседы тщательно записывает советы старшего, задает уточняющие вопросы. Беседа происходит в непринужденной деловой обстановке и приносит большую пользу обоим собеседникам.

2. Студенты внимательно слушают и готовятся принять участие в беседах по поручению преподавателя; в ходе беседы двух студентов задают им вопросы; высказывают свое мнение по обсуждаемым вопросам; иногда двухсторонняя беседа превращается в многостороннюю беседу, даже возникают споры, которые разрешаются с участием преподавателя.

3. В конце занятия преподаватель подводит итоги каждой беседы, оценивает знания студентов, выявленные в ходе беседы.

 

Деловая игра

«Совещание ветеринарных работников»

Сценарий проведения занятия.

1. В сельском муниципальном районе проводится ежемесячно совещание ветеринарных работников, осуществляющих государственную, производственную, частную ветеринарные службы. Очередное совещание посвящается подведению итогов работы за июнь, второй квартал и первое полугодие.

2. Преподаватель назначает студентов на должности:

- главного ветеринарного врача района;

- ведущего ветеринарного врача-эпизоотолога;

- ведущего ветеринарного врача-терапевта;

- ветеринарного врача-ветсанэксперта;

- директора районной ветеринарной лаборатории;

- главного ветврача сельскохозяйственного кооператива «Нива»;

- главного ветврача молочного комплекса;

- главного ветврача свиноводческого комплекса;

- главного ветврача птицефабрики;

- начальника ветслужбы мясокомбината;

- главного государственного ветеринарного инспектора межрайонного отдела Государственной ветеринарной инспекции;

- заведующего участковой ветлечебницей;

- заведующего ветучастком.

3. Повестка дня совещания:

- Отчет ветеринарных специалистов за первое полугодие.

- План противоэпизоотических мероприятий на второе полугодие.

- Результаты мониторинга эпизоотического состояния по лейкозу крупного рогатого скота.

4. Открывая совещание, главный ветеринарный врач района сообщает, что за первое полугодие не было случаев появления и распространения новых инфекционных болезней; сократилось число заболевших и павших животных; план противоэпизоотических мероприятий успешно выполнен, план производства и реализации мяса, молока, шерсти, яиц успешно выполнен; мероприятия по охране свиноводческих хозяйств от заноса и распространения африканской чумы свиней выполнены.

5. Ведущий ветврач-эпизоотолог докладывает, что план массовых диагностических исследований животных на инфекционные и инвазионные болезни выполнен; животных, положительно реагирующих на бруцеллез, туберкулез, лейкоз, гельминтозы не выявлено. Все животноводческие помещения освобождены от животных, подвергнуты механической очистке и дезинфекции, капитальному и текущему ремонту.

6. Ведущий ветеринарный врач-терапевт докладывает, что в молочных комплексах района проведена диспансеризация коров, выявлены животные с отклонениями клинических и биохимических показателей, выявлены животные, больные заразными и незаразными болезнями; подвергнуты массовым методам лечения путем дачи лекарственных средств с кормами, водой, частично аэрозольным методом. Весенние массовые обработки животных против незаразных болезней проведены своевременно и эффективно.

7. Ветврач-ветсанэксперт утверждает, что на рынках района, других местах торговли сырыми продуктами животного происхождения, гипер и супермаркетах, предприятиях общественного питания, перерабатывающих предприятиях нарушение правил осмотра и ветсанэкспертизы не наблюдалось. При послеубойном осмотре и ветсанэкспертизе мяса и мясной продукции обнаруживались единичные случаи поражения инвазионными болезнями (финнозом, фасциоллезом, дикроцелиозом).

8. Директор районной ветеринарной лаборатории сообщает, что плановые и вынужденные исследования проб крови, патологических материалов проводились своевременно. В лабораторию доставлялись пробы в хорошем состоянии. План исследований проб кормов на качество выполнен по всем сельскохозяйственным предприятиям. Качество исследованных кормов хорошее, не было случаев выявления в кормах ядовитых, отравляющих веществ минерального и растительного происхождения, плесневых грибов. По положительным результатам исследований на отдельные болезни животных приняты соответствующие меры профилактики и терапии. Работники лаборатории не имеют претензии к специалистам, работающим в животноводстве.

9. Главный ветеринарный врач сельскохозяйственного кооператива «Нива», в своем полугодовом отчете отмечает, что план противоэпизоотических мероприятий успешно выполнен, обеспечена надежная защита животных от инфекционных и инвазионных болезней. Сохранность поголовья животных составляет: в скотоводстве – 99,6%, свиноводстве – 89,4, овцеводстве – 97,7%. Животные обеспечены доброкачественными кормами в полном объеме. Лечение больных животных осуществлялось в условиях стационаров; терапевтическая эффективность составила 95-96 %. Скот переведен на летнее пастбищное содержание, оборудованы два летних лагеря, с механической дойкой коров.

10. Главный ветеринарный врач молочного комплекса докладывает, что за 6 месяцев на комплексе сохранность поголовья составила 99,88 % (пала одна корова из 800 имеющихся), сохранность телят составила 98,8 % (пало 5 телят из 420 народившихся). Плановые показатели ветеринарных обработок выполнены; технологическая карта обработок животных соблюдается, технологический график ветеринарно-санитарных работ выполняется. Продуктивность коров за полгода составила 3200 кг, прирост массы телят в сутки – 0,8 кг, что несколько выше плановых показателей. Обеспеченность ветеринарной службы товарами ветеринарного назначения хорошая.

11. Главный ветврач свиноводческого комплекса докладывает, что благополучие по инфекционным болезням сохраняется более 10 лет. Мероприятия по охране комплекса от африканской и классической чумы проводятся своевременно и в полном объеме. Профилактическая вакцинация

свиней против болезни Ауески и сальмонеллеза проводится в соответствии с технологической картой обработок. На территории комплекса существует колбасный цех, который успешно функционирует и пользуется хорошей репутацией. Продукция этого цеха пользуется большим спросом населения района.

12. Главный ветеринарный врач птицефабрики сообщает, что ветеринарная работа на фабрике осуществляется 5 ветврачами и 4 операторами, которые своевременно и результативно проводят профилактические и лечебные обработки птицы. Продукция фабрики высокого качества, пользуется спросом не только в районе, но и в городе, где имеется свой магазин. Инфекционных и инвазионных болезней нет.

13. Начальник ветслужбы мясокомбината докладывает, что предприятие реализует свою производственную мощность полностью. Производит убой разных видов животных, производство мяса, колбас, копченных и консервированных изделий. Сырье поступает из-за пределов района. Продукция реализуется в 3-х субъектах РФ. Ветеринарные требования на комбинате выполняются тщательно и эффективно. Претензий к ветеринарным специалистам района не имеет. Не было случаев поступления на убой больных животных.

14. Главный госветинспектор межрайонного отдела Государственной ветеринарной инспекции субъекта РФ проинформировал участников совещания о работе государственных ветеринарных инспекторов. Он сообщил, что за полгода инспектора проведено 25 плановых и 6 внеплановых проверок в хозяйствах и организациях района. При этом установлено, что в большинстве случаев соблюдаются требования федерального и субъектового законов о ветеринарии. Ветеринарно-санитарное состояние животноводческих ферм, комплексов, птицефабрики, перерабатывающих предприятий вполне удовлетворительное. Выявлено всего 5 случаев нарушения ветеринарного законодательства, связанные с условиями содержания, кормления, ухода за животными в сельскохозяйственных предприятиях, фермерских (крестьянских) хозяйствах. Были оформлены предписания об устранении установленных нарушений. При повторной проверке нарушений не было. Один гражданин был оштрафован за нарушения правил торговли мясом, не подвергнутым ветеринарно-санитарной экспертизе.

15. Заведующие участковой ветеринарной лечебницей и ветеринарным участком доложили, что в зоне деятельности этих учреждений противоэпизоотические и ветеринарно-санитарные мероприятия проводились своевременно и эффективно. Случаев появления и распространения заразных болезней не было. Лечение больных животных в сельскохозяйственных предприятиях, фермерских и личных подсобных хозяйствах осуществлялось своевременно и эффективно. За полгода было всего 8 животных, подвергнутых вынужденному убою по решению участковых ветеринарных специалистов. Продукты вынужденного убоя подвергались лабораторным исследованиям и признаны пригодными в пищу людям.

16. Студенты, назначенные на соответствующие должности ветеринарных врачей, готовятся к занятию, используя рекомендованную литературу и интернет-ресурсы и дополняют материалы к докладам.

17. Ведущий ветеринарный врач-эпизоотолог докладывает о плане противоэпизоотических мероприятий в районе, особо обращая внимание на профилактику особо опасных заболеваний. Материал для доклада рекомендует преподаватель, ведущий практические занятия.

18. Студент, назначенный на должность по проведению мониторинга эпизоотического состояния по лейкозу крупного рогатого скота, изучает ветеринарные правила по профилактике и ликвидации лейкоза крупного рогатого скота и представляет сообщение о результатах гематологического и серологического исследования крупного рогатого скота на лейкоз. Сведение об итогах исследования на лейкоз получает из ветеринарной лаборатории (передает преподавателю).

Диспут:

«Публичное выступление ветеринарных врачей»

Условия диспута:

1. Преподаватель заблаговременно поручает студентам подготовить тексты публичных выступлений по актуальным темам ветеринарной практики:

- бешенство животных и охрана здоровья людей;

- классическая чума свиней и охрана свиноводческих комплексов от заноса возбудителя этой болезни;

- охрана животных от отравления минеральными и растительными ядовитыми веществами;

- по желанию студента.

2. В тексте выступления по теме «Бешенство животных и охрана здоровья людей» должны быть отражены:

- опасность бешенства для животных и человека, в том числе детей, школьников, а также владельцев собак, кошек, диких плотоядных животных;

- формы проявления болезни у животных и людей;

- правила обращения с животными в хозяйстве, семье, на улице, лесу и других местах;

- меры охраны животных от заражения вирусом бешенства;

- меры защиты людей от заражения бешенством.

3. В тексте выступления по теме «Классическая чума свиней и охрана свиноводческих комплексов от заноса возбудителя этой болезни» должны быть отражены:

- опасность классической чумы свиней для свиноводческих комплексов, ферм, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан;

- формы проявления классической чумы свиней;

- правила содержания, кормления и ухода в свиноводческих хозяйствах;

- меры охраны свиней от заражения вирусом классической чумы;

- меры ликвидации классической чумы свиней в хозяйствах.

4. В тексте выступления по теме «Охрана животных от отравления минеральными и растительными ядовитыми веществами» должны быть отражены:

- правила кормления, содержание животных в хозяйствах, позволяющие не допускать отравления животных;

- характеристика отдельных отравляющих веществ минерального и растительного происхождения;

- меры недопущения кормления животных кормами, содержащими отравляющие вещества минерального и растительного происхождения;

- меры оказания неотложной    помощи животным при появлении признаков отравления.

5. Преподаватель предлагает студентам специальную литературу по темам выступлений и рекомендует пользоваться интернет-ресурсами.

6. На занятии один из студентов-докладчиков излагает содержание доклада, с учетом требований, изложенных в главе 3 учебного пособия. Студенты группы задают ему вопросы для дополнительного разъяснения и принимают участие в диспуте.

7. Преподаватель подводит итоги выступления студента-докладчика, оценивает его знания и умения публичного выступления. Аналогично проводятся выступления других студентов-докладчиков, их обсуждение и оценки.

Глава 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: