Ситуация, предлагаемая для обсуждения на занятии

(возможный вариант)

 

Сотрудники отдела по надзору за исполнением экологического законода­тельства областной прокуратуры, изучив работу по надзору за исполнением названного законодательства прокуратур Бежневского, Сергеевского, Иса­ковского, Коржевского районов и г. Энска, а также межрайонной природо­охранной прокуратуры и проведя несколько проверок на предприятиях, в районных комитетах природных ресурсов, в районных центрах санитарно-эпидемиологического надзора и в отделениях Государственной автомобиль­ной инспекции, установили следующее.

Состояние окружающей среды в указанных районах и в г. Энске за по­следние 2-3 года значительно ухудшилось. Резко повысились концентрации токсичных веществ во многих реках, озерах и других водоемах, пылеобраз­ных и газообразных веществ в атмосферном воздухе.

Основные загрязнители вод - сельскохозяйственные предприятия. Так, сточные воды животноводческих и птицеводческих ферм поступают без очи­стки в водоемы, загрязняя их, отсутствуют специальные навозохранилища и очистные сооружения в большинстве хозяйств, навоз накапливается в водо­заборах и попадает со стоками в водоемы; ядохимикаты и минеральные удобрения хранятся под открытым небом и в период дождей попадают в во­доемы. В результате потребление воды из многих водоемов представляет опасность для здоровья людей и животных. Большой вред воздушной среде причиняется выбросами токсичных и других веществ цементного, стекольно­го и лакокрасочного заводов, а также автотранспорта.

Земли, передаваемые во временное пользование для добычи общераспро­страненных полезных ископаемых, ведения строительных, дорожных и иных работ, как правило, по окончании этих работ не рекультивируются. Вследст­вие этого в четырех районах только за последние два года было приведено в непригодное для сельскохозяйственного использования 37 га земли. На тер­ритории районов возникло несколько несанкционированных (неразрешен­ных) свалок промышленных и бытовых отходов, что ведет к потере и загряз­нению сельскохозяйственных земель.

В Исаковском районе имели место случаи отравления людей продуктами растениеводства, содержащими опасные концентрации нитратов, нитритов, тяжелых металлов и других вредных веществ. Допускались и другие наруше­ния экологического законодательства.

Несмотря на ухудшение экологической обстановки, вызванное много­численными нарушениями экологического законодательства, внимание всех проверенных прокуратур к этому участку работы ослаблено. Проку­рорские проверки нередко были некачественными. Прокуратурой Коржев­ского района в течение года не проведено вообще ни одной проверки ис­полнения экологического законодательства, хотя основания для этого имелись. Не проводилось проверок в органах экологического контроля, не­смотря на поступающие сигналы о пассивности этих органов и об уклоне­нии их от проведения проверок и устранения нарушений экологического законодательства. По фактам отравления людей, залповых выбросов (сбро­сов) предприятиями токсичных веществ в атмосферу и водоемы уголовные дела районными прокурорами не возбуждались вообще, а природоохранным прокурором было возбуждено одно дело по ст. 251 и два дела по ст. 250 УК РФ, но и они были необоснованно прекращены. Районными ко­митетами охраны окружающей среды и центрами санитарно-эпидемио­логического надзора не всегда принимаются меры воздействия к нарушите­лям экологического законодательства, не предъявляются иски в суды и арбитражные суды к предприятиям, причинившим вред окружающей среде. Предписания природоохранных органов не всегда исполняются должност­ными лицами. В работе районных и природоохранной прокуратур допуска­ется дублирование, вместе с тем ряд экологически неблагополучных объек­тов выпали из сферы прокурорского надзора.

Ознакомившись с предоставленными материалами, прокурор области при­нял решение о проведении служебного совещания, пригласив на него предста­вителей областной администрации, областного комитета охраны окружающей среды, областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, обла­стного центра санитарно-эпидемиологического надзора, министра экологии и природопользования Правительства области, представителя Государственной автомобильной инспекции. Проведение совместного совещания поручено за­местителю прокурора области, а выступление с докладом - начальнику отдела по надзору за исполнением экологического законодательства.

 

Примерный состав участников деловой игры

 

1. Прокурор области или его заместитель, ведущий совещание.

2. Начальник отдела (управления) по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов - докладчик.

3. Природоохранный прокурор - выступающий.

4. Два-три прокурора районов - выступающие.

5. Прокурор города- выступающий.

6. Прокуроры отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов - выступающие с репликами и задающие вопросы.

7. Глава областной администрации или его представитель - выступающий.

8. Представитель комитета охраны окружающей среды - выступающий.

9. Представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству -выступающий.

10. Представитель центра санитарно-эпидемиологического надзора - вы­ступающий.

11. Министр экологии и природопользования Правительства области -выступающий.

12. Представитель Государственной автомобильной инспекции - высту­пающий.

13. Два эксперта, осуществляющие наблюдение за деловой игрой и дающие оценку ее участникам.

14. Преподаватель, выполняющий роль научного консультанта.

В зависимости от количества обучаемых в учебной группе состав участников игры может меняться. Игра может проводиться в спаренных учебных группах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: