Медицинское страхование.
Мнение населения об ответственности государства за благополучие населения (старше 50 и до 30 лет): Россия - 42%, Бразилия - 27%, Польша - 17%, Германия - 16%, Великобритания - 9%.
Выводы:
- нелинейный характер эволюции взглядов россиян
- мнение большинства населения: в настоящее время нет возможности выжить без поддержки государства
- незавершённые социальные реформы
Базовые законы, регулирующие здравоохранение РФ
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.
Данные законы явились логическим продолжением законодательства о медицинском страховании в РФ с 1991 года, когда впервые был законодательно закреплен переход от бюджетного здравоохранения РФ, основанного на принципах бюджетного права и основанном на модели Бевериджа-Семашко. Закон о медицинском страховании 1991 года включал статьи, регулирующие как обязательное медицинское страхование (ОМС), так и добровольное медицинское страхование (ДМС). В настоящее время ДМС регулируется гражданским кодексом РФ, также как и платные медицинские услуги.
Организационно-правовые проблемы здравоохранения РФ
1. Разобщенность государственной системы здравоохранения, муниципальной и, особенно, частной.
2. Недоверие населения, работников государственной системы здравоохранения к частной системе здравоохранения, связанные с ее “закрытостью”, ограничение конкуренции на рынке медицинских услуг
3. Рекомендательный режим соблюдения медицинскими работниками профессиональных стандартов.
4. Юридическая безграмотность руководителей системы здравоохранения.
Здравоохранение Российской Федерации должно функционировать по единым правилам и профессиональным стандартам независимо от организационно-правовой формы собственности.
Новые подходы в совершенствовании здравоохранения Российской Федерации.
Вопросы развития современного здравоохранения и предлагаемые государством Российской Федерации организационно правовые решения наиболее полно отражены в Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030г. Этот документ вызывает огромный интерес, активно обсуждается и некоторые предложения уже реализуются. Одним из важных направлений стратегии является активная роль населения в здоровьесберегающим образе жизни и софинансирование здравоохранения.
Формирование национальной системы здравоохранения:
- Объединяет все медицинские организации, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности.
- Она работает в рамках единого нормативно-правового поля, единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, квалификации медицинских работников и др.
- Находится под единым государственным, экспертным и общественным контролем
Роль медицинского права.
Все указанные направления развития национальной системы здравоохранения должны обеспечиваться эффективным правовым регулированием - возрастает роль и значение медицинского права, как особой отрасли законодательства.
В настоящее время стремительно возрастает роль права в важнейшей социальной сфере - здравоохранении. Идет активный процесс формирования новой самостоятельной отрасли юридической науки и практики - медицинского права.
Правовая подготовка специалистов сферы здравоохранения становится обязательной и принципиально значимой частью общей профессиональной подготовки юриста, врача и преподавателей системы последипломной подготовки специалистов общественного здравоохранения.
В настоящее время практически все отношения, связанные с реализацией права на охрану здоровья, могут быть предметом судебной защиты.
Системы здравоохранения, характеристики.
Существуют три типичных системы здравоохранения в мире.
1. Государственная (национальная система) здравоохранения - система Бевериджа - Великобритания, Греция, Португалия, Скандинавские страны, бывшая СССР.
2. Всеобъемлющая система страхования здоровья - система Бисмарка - ФРГ, Нидерланды, Франция, Германия и другие.
3. Негосударственная рыночная или частная система - Люксембург, США.
Национальная система здравоохранения. Система Бевериджа-Семашко.
1942 год - доклад лорда Бевериджа, в котором провозглашалось формирование национальной системы здравоохранения Великобритании. Утверждены рекомендации по медицинской помощи, направленные на удовлетворение потребностей граждан в медицинской помощи. Это начало развития новой концепции всеобщей обязательной защиты граждан в сфере охраны здоровья.
Программа национальных медицинских услуг - основным поставщиком услуг становилось государство, предоставляя им общественные блага. Беверидж указывал что человек, делая взносы, может чувствовать, что он получает защиту не как благотворительность, а как право. С тех пор подобные системы называются национальными или бевериджскими.
Для национальных систем характерны:
- финансирование за счет общего налогообложения
- контроль со стороны парламента
- управление правительственными органами
- равнодоступность медицинской помощи для всех граждан.
Национальные системы здравоохранения были приняты в странах Европы после Второй Мировой войны - в Великобритании - в 1948, в Канаде - в 1974-77, в Италии - в 1978, в Португалии - в 1979, в Греции - в 1983, в Испании - в 1986.
Общие тенденцией было объединение действовавших систем оказания медицинской помощи. Наибольшая унификация была в странах Северной Европы - до 70-80%.
Государственная система здравоохранения Семашко Н.А.
В первой половине XX века появилась другая форма солидаризации в проблемах здравоохранения. Н.А. Семашко - основные принципы социалистического здравоохранения, которые во многом совпадают с идеями национальных систем, предвосхищая их. Отличие от бевериджских систем для системы Семашко - это всеобъемлющая роль государства в деятельности отрасли, сверхцентрализация управления, преимущественно государственное финансирование здравоохранения.
Здравоохранение имело низкий уровень приоритетности среди других отраслей, так как относилось к непроизводственной сфере. Медицинские работники, администрация учреждений здравоохранения практически не могли участвовать в организации своей деятельности. Общественность не имела реальных механизмов воздействия на систему здравоохранения.