Кто впервые в дошкольной педагогике разработал проект воспитания, который строится как система самовоспитания и самообучения ребенка?
1.М.Монтессори
В чем заключается социальная цель воспитания в системе М.Монтессори?
2. Цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.
Сколько стадий выделила М.Монтессори в развитии детской воли?
3. Монтессори входит учение о стадиальном развитии ребенка, охватывающем три главные стадии: первый период, или первая стадия детства (от рождения до 6 лет); второй период, или вторая стадия детства (от 6 до 12 лет); третий период, период полового созревания и юность (от 12 до 18 лет)
Что является главной задачей воспитателя (по М.Монтессори)?
4. Требования к педагогу у М. Монтессори достаточно жесткие:
1. Учитель должен обладать многими качествами. Основным качеством является «способность наблюдения».
2. Учитель должен понимать и чувствовать свое положение наблюдателя; активность же должна лежать в наблюдаемом явлении.
3. Учитель должен верить, что ребенок откроет себя в работе. Он не в коем случае не должен делить детей относительно «уровней» и «типов».
4. Учитель должен верить, что ребенок проявит свою настоящую сущность, когда найдет интересующую его работу.
Какие правила поведения воспитателя во время индивидуального урока сформулировала М.Монтессори?
5. индивидуальные занятия с ребенком (в виде трехступенчатых уроков или презентiщий нового материала), во время которых ребенку передается способ деятельности с тем или иным материалом, в процессе которой возможно получение нового знания; дается информация, понятия, определения сжато, но достаточно емко, с обязательной опорой на самостоятельную практическую деятельность ребенка и получаемые им чувственные впечатления - проводятся обычно во время свободного занятия;
Воспитатель должен:
· Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
· Всегда уважать выбор ребенка.
· Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
· Создавать комфортную окружающую среду.
· Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
· Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
· Не создавать себе подобных личностей.
· Не корректировать процесс обретения самостоятельности..
Что предлагала М.Монтессори в качестве наказания провинившегося воспитанника?
6. По-другому итальянский педагог относится и к наказаниям. Она отмечает, что достаточно часто обнаруживаются дети, которые беспокоят других, не обращая ни малейшего внимания на увещевания. Таких детей в школе Монтессори немедленно подвергали медицинскому исследованию. Если ребёнок оказывался нормальным, то ставился один из столиков в углу комнаты, и этим путём изолировали ребёнка. Ребёнок сажался в креслице так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция всегда успокоительно действовала на ребёнка. Со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают своё дело, и это был предметный урок, куда более действенный, чем какие угодно слова и действия учительницы. «Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими». Монтессори пишет, что таким путём ей удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми. Изолированного ребёнка делали предметом особенных забот, почти как больного. Учительница, входя в комнату, прежде всего, шла прямо к такому ребёнку и начинала ласкать его точно маленького младенца. Потом уже она обращала внимание на остальных, интересовалась их работой и расспрашивала о ней, точно взрослых.
Что является основной формой воспитания и обучения детей в педагогике М.Монтессори?
7. Основная форма воспитания и обучения — самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого — сжатость, простота и объективность
Какой должна быть организация помещения по мнению М.Монтессори?
8. Монтессори всегда придавала особое значение организации в детском саду и школе развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому для ее создания существую особые правила.
Помещение должно быть уютным, так чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Необходимо достаточное освещение и тепло, так как ребенок часто работает на полу. Обязательно соблюдение общих гигиенических требований. Но гигиена здесь важна не только как фактор сохранения здоровья ребенка, но и как воспитательная мера, Она своего рода правило хорошего тона, и чистота побуждает ребенка поддерживать порядок.
Поскольку двигательная активность чрезмерно важна для полноценного развития ребенка, в детском саду должно быть достаточно места для движения и работы на полу. Типичным атрибутом Монтессори-детского сада является линия, нарисованная на полу, круглой или овальной формы. Она используется для упражнения, которое так и называется «ходьба по линии».
Большое значение Монтессори придавала эстетическому оформлению помещений, для нее было важно, чтобы оно отражало культурное наследие.
В соответствии с учебными разделами помещение в детском саду делятся на пять зон: практическую, сенсорную, речевую, математическую и «космическую», где находятся материалы для знакомства с природой, явлениями окружающего мира в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Материалы всегда располагаются по порядку – слева направо, по мере увеличения сложности. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре. Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он может подождать, либо позаниматься с другим материалом, или же попробовать поработать совместно с другим ребенком, если материал это позволяет.