Актуальность дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

 

    Ускорение темпов внешних и внутренних перемен в самых различных сферах деятельности, порождает необходимость различных технологий учета этих перемен и их последствий в государственном управлении, в том числе управление рисками, принятие управленческих решений в изменяющихся условиях, адаптивное управление, управление инновациями, стратегическое управление, управление развитием, в том числе организационным. Одной из этих технологий становится и управление изменениями. В настоящий момент эта технология осваивается и как технология государственного управления, на государственной службе.

Необходимость собственно в управлении изменениями появляется тогда, когда возникает прямая зависимость успеха, конкурентоспособности организации от своевременности начала и завершения, темпов, содержания и направленности ее изменений, а сами изменения сложны и не могут осуществляться с помощью рутинных управленческих процедур. На государственной службе такая необходимость появляется тогда, когда обнаруживается зависимость результативности и эффективности деятельности государственных органов, их структурных подразделений, подведомственных учреждений, регулируемых сфер деятельности от их изменений.

Появление этой зависимости означает, что изменения – например, изменения мотивации подчиненных, структуры государственного органа, организационной культуры - могут быть использованы руководителем как своеобразные инструменты повышения результативности и эффективности организации, в том числе государственного органа. Возможность использования их в этом качестве превращает изменения организации (государственного органа) в специфический объект государственного управления. Для лица, замещающего должность государственной службы категории «руководители», это означает необходимость освоения специальных технологий управления изменениями как специфическим объектом управления – инструментом повышения (сохранения) результативности и эффективности на вверенном участке работы.

Для этого методическое пособие ориентировано, во-вторых, на понимание специфики этого объекта государственного управления. Эта специфика зависит от того, что и в какой сфере деятельности изменяется – организация исполнения полномочий государственного органа (состав исполняемых государственных функций, структуры государственного органа, административные процедуры исполнения государственных функций, установленные цели и показатели результативности, неформальные правила…), кадровое или иное ресурсное обеспечение. Но в любом случае этот объект управления обладает: определенным жизненным циклом, этапностью изменений, сроками и темпом осуществления изменениями. Жизненный цикл изменений как объекта управления усложняется тем, что изменения возникают и реализуются не иначе чем в деятельности людей (в данном случае - подчиненных и руководителя), зависят от готовности к изменениям или/и сопротивления им. Это относится как к изменениям, возникающим независимо от руководителя, предписанным «сверху», так и к изменениям, инициированным самим руководителем. Слушатели должны получить достаточное понимание этих особенностей изменений как объекта управления, существующих моделей их описания, а также получить возможность приобрести навыки анализа и оценки с этой точки зрения изменений в их государственном органе (структурном подразделении), в отношении которых им предстоит принимать решения по управлению ими.

Программа ориентирована, в-третьих, на освоение базовых требований к технологии управления изменениями на государственной службе. К ним относится, прежде всего, установление субъекта управления изменениями в государственном органе. Если эти полномочия уже прямо не закреплены за соответствующим руководителем, они должны быть добавлены в полномочия одного из руководителей, либо для выполнения этих задач должно быть назначено ответственное должностное лицо. В особых случаях, для управления изменениями создается специализированное структурное подразделение. В последних двух случаях можно говорить о том, что управление изменениями на государственной службе и в органах местного самоуправления организационно оформляется в качестве специализированного относительно самостоятельного контура управления.          

При этом в отношении управляемого изменения руководителем – субъектом управления изменениями в полной мере (в сокращенном или развернутом виде – в зависимости от сложности происходящих или предполагаемых изменений) должен выполняться весь традиционный цикл управленческих действий: анализ ситуации, подготовка и принятие решений (в том числе в форме политик, планов и/или проектов), руководство организацией исполнения принятых решений, контроль, мониторинг и оценка исполнения и его результативности, коррекция принятых решений. Каждое из этих управленческих действий должно учитывать отмеченные выше особенности данного объекта управления – параметры изменения как процесса, в том числе его стадии и цикличность, требования к своевременности начала и сроков проведения, темпов внедрения, подготовленности и сопротивления участников происходящих изменений. Должно учитываться своеобразие различных моделей изменений, в том числе, организационных изменений. Учет этих параметров изменений руководителем зависит от ряда факторов: от того на какой стадии изменений они стали объектом его управленческого внимания; от организационных особенностей государственного органа, в котором они происходят (в данном контексте – является ли он «механизмом», «организмом» или «политической системой»); от того, какая модель государственного управления («идеальной бюрократии» или «нового государственного управления») преимущественно реализуется в государственном органе. Руководитель должен получить возможность приобрести навыки самостоятельного выбора оптимальных моделей и методик управления изменениями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: