Лексический материал

Формирование словаря.

Задачи.

& Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод.  

& Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества.

& Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.

& Упражнять детей в подборе слов со сходным значением.

& Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные с противоположным значением, антонимы.

& Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка.

 

Развитие всех компонентов устной речи.

Задачи.

& Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.

& Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных.

& Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными.

& Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Задачи.

& Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.

& Поддерживать интерес детей к загадкам.

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Задачи.

& Расширять знания детей о ягодах, лесных и садовых.

& Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию.

& Развивать детскую любознательность.

& Развивать логическое мышление детей.

 

Содержание.

Вид деятельности Задачи.
Виртуальное путешествие «Лесные дары – ягоды». Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Расширять знания детей о лесе, лесных ягодах. Продолжать формировать навыки культуры поведения детей в природе. Развивать детскую любознательность.
Беседа «Выставка ягод». Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Закреплять умение называть слова с заданными звуками. Расширять знания детей о ягодах, лесных и садовых. Развивать детскую любознательность.
Пальчиковая игра «Ягоды». Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к ягодам.
Речевая игра «Ягоды». Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Расширять знания детей о ягодах.
Игровая ситуация «Лес и сад». Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей о ягодах.
Речевая ситуация «Такие разные ягоды». Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к ягодам.
Ситуация общения «Красный цвет». Упражнять детей в подборе слов со сходным значением, в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими цвет. Развивать чувство цвета. Рассказать детям о влияние красного цвета на здоровье, эмоции человека. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Ситуация общения «Волшебный  русский язык». «Зелёный». Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать детскую любознательность.
Словесная игра «Ягодные загадки». Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Интеллектуальная разминка «Ягоды». Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о ягодах.

Виртуальное путешествие «Лесные дары – ягоды»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Расширять знания детей о лесе, лесных ягодах. Продолжать формировать навыки культуры поведения детей в природе. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Презентация «Лесные дары».

Беседа.  

— Дорогие друзья, путешествие начинаем, страну добрых великанов посещаем. Вот лес, волшебная страна, добрых великанов полна. Деревья-великаны нас встречают, лесными дарами угощают. По летнему лесу гуляем, лесные ягоды изучаем.

— Лесная поляна ароматами полна, землянику и клубнику предлагает она. Земляника и клубника – это травянистые растения с маленькими, красными, ароматными ягодами.

— Дальше в лес идём, низкие кустарнички найдём. Это ягоды маленькой, красной, кисло-сладкой брусники, сочной, сине-чёрной, сладкой черники, крупной, ярко-красной, кислой клюквы.

— Мы по лесу пройдём, кустарники найдём. Здесь колючие кустарники растут, ягоды свои берегут. Мы корзиночки возьмём, лесные ягоды соберём. Ягоды малины, сочные, мягкие, сладкие, красные. Ягоды шиповника, блестящие, твёрдые, ароматные. Ягоды ежевики, необычные, вкусные, чёрные.

— В траве, на кустарничках и кустарниках ягоды нашли. Теперь на деревья посмотри. Ягоды рябины, черёмухи, калины собираем, и на зиму запасаем. Ягоды полезны и вкусны, здоровье возвращают они. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные лесные ягоды. (Ответы детей).

— В лесу много ядовитых ягод. Дети, ядовитые ягоды запоминайте, никогда их не срывайте. Ядовитые ягоды: крушина, волчеягодник, снежноягодник белый, паслён, белладонна, бересклет, жимолость лесная, вороний глаз, ландыш, бузина.

— Дети, ягоды в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.

Ягоды с корнем не вырываем, растение не убиваем.

Ягоды осторожно собираем, о колючих ветках не забываем.

Кустарники и деревья не обижаем, ветки не ломаем.

Спелые ягоды собираем, зелёные в лесу оставляем.

К незнакомым ягодам не подходи, могут быть ядовиты они.

— Лесные дары, дети, собирайте, правильно называйте. Съедобные ягоды от ядовитых отличайте.

 

 

Беседа «Выставка ягод»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Закреплять умение называть слова с заданными звуками. Расширять знания детей о ягодах, лесных и садовых. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Картина «Ягоды».

(Список ягод:1-барбарис, 2-брусника, 3-виноград, 4-виктория, 5-голубика, 6-ежевика,

 7-земляника, 8-калина, 9-клубника, 10-клюква, 11-крыжовник, 12-малина,

13-морошка, 14-рябина, 15-смородина, 16-черёмуха, 17-черника, 18-шиповник).

Беседа.  

— Дорогие друзья, приглашаем вас на выставку. Дети, назовите, пожалуйста, одним словом, что экспонируют на нашей выставке? (ответы детей).

— Экспонаты выставки – ягоды. На выставке вы увидите ягоды лесов и садов. Какие ягоды вы знаете? (ответы детей).  

Педагог повторяет названные ягоды и показывает их на таблице. Затем педагог называет и показывает ягоды, которые не назвали дети.

— В далёкие, далёкие времена, чтобы собрать ягоды, люди шли в леса. Но не всегда человеку удобно идти в лес. Лес далеко, в лесу живут опасные животные. Выбрал человек растения с самыми вкусными плодами и посадил их возле своего дома. Дети, какие ягоды растут в наших садах? (ответы детей).

    Педагог показывает на таблице ягоды, которые называют дети. Затем педагог называет и показывает ягоды, которые не назвали дети.

— Чтобы отличить садовые и лесные ягоды, мы говорим: лесная земляника – садовая земляника, лесная малина – садовая малина. Ягоды, которые растут обычно в наших садах, крупнее и слаще лесных ягод. Человек годами отбирал растения с самыми сладкими и крупными ягодами. Но в лесных ягодах больше полезных витаминов. Поэтому люди собирают лесные ягоды. Дети, какие ягоды мы собираем в лесу? (ответы детей). Педагог показывает на таблице ягоды, которые называют дети. Затем педагог называет и показывает ягоды, которые не назвали дети.

— Дети, название ягод произнесите, сочетание звуков «-ика» в конце слова ищите. В каких словах-ягодах звуки «-ика» в конце слова? (брусника, голубика, ежевика, земляника, клубника, черника).

— Дети, в игру играем, ягоды быстро называем. Я покажу ягоду, а вы её назовёте.

Педагог в разброс указкой показывает на ягоды, дети называют ягоды. Если дети знакомы с цифрами до 20, можно назвать номер ягоды.

— Дети, можно ли ягоды кушать сырыми, не варёными? (ответы детей).

— Ягоды не требуют специальной обработки, но обязательно ягоды нужно хорошо вымыть, перед тем как кушать. Дети, какие блюда, десерты можно приготовить из ягод? (ответы детей).

— Из ягод изготовляют варенье, повидло, джем, мармелад, леденцы. Из ягод выжимают соки, готовят морсы, варят компоты. Ягоды добавляют в пироги, торты, пирожные. Дети, назовите ваше любимое блюдо из ягод? (ответы детей).

— Дети, какие у вас вопросы есть по нашей теме: «Ягоды»?

    Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Чудесно! Молодцы, дети! На выставке побывали, ягоды изучали.  

Пальчиковая игра «Ягоды»

(с детьми 5 – 7 лет).

 

Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к ягодам.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, ягоды изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия ягод.

В лес по ягоды идём, «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.
И корзиночки возьмём. Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.
Здесь растут земляника, клубника, брусника, черника ежевика.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца.

 

(Дети проговаривают

названия ягод).

Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца.

Клюква, малина, рябина, калина, шиповник.
Ягоды мы собираем,   Шевелим пальчиками обеих рук.
На зиму запасаем. Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

 

— Прекрасно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, ягоды назвали.

Речевая игра «Ягоды»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Расширять знания детей о ягодах.

Материал к деятельности: Картина «Ягоды».

Игра.  

Педагог показывает картину «Ягоды».

По тропинке ёжик шёл,

Ёжик ягодку нашёл.

Витаминов много в ней.

Ну-ка, съешь её скорей!

— Дети, назовите одним словом, что вы видите на картине. (Ответы детей).

— Ягоды – это растения. Дети, какие ягоды вы знаете? (Ответы детей).

— В игру «Ягоды» играем, правила игры не нарушаем.

Игровые правила:

Ø описание запоминаем, ягоду угадаем;

Ø рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.

Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.

Лексический материал.

Ягоды садовые, крупные, гладкие, блестящие, сладкие, прозрачные … (виноград).

Ягода нежная, лесная, сочная, блестящая, немного голубая … (голубика).

Ягода садовая, крупная, красная, сочная, сладкая, ароматная, душистая … (виктория).

Ягода лесная, красная, гладкая, блестящая, кислая … (клюква).

Ягода садовая, полосатая, гладкая, блестящая, кисло-сладкая … (крыжовник).

Ягода лесная, травянистая, красная, сочная, сладкая, ароматная … (клубника, земляника).

Ягоды садовые, гладкие, блестящие, черные или красные, кисло-сладкие … (смородина).

Ягода зернистая, пушистая, ароматная, сочная, сладкая … (малина).

Ягода лесная, зернистая, чёрная, мягкая, сочная, кисло-сладкая … (ежевика).

 

— Прелестно, дети! Ягоды по описанию узнали, правильно назвали.

Игровая ситуация «Лес и сад»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей о ягодах.

Игра. 

Красны девицы да добры молодцы, подходите!

В круговорот со мной поиграть вы хотите?

Становитесь в круг смелей, 

И игру начнём скорей.

— Дети, в путешествие приглашаю, дары природы собираем. На вопросы отвечайте, слова «лесной» или «садовый» говорить не забывайте. 

Дети и педагог идут по кругу. После вопроса остановка, дети отвечают на вопрос. Движение продолжаем. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: