Ему течению, врожденное неравенство людей всюду получает
Свободное развитие; каждый занимает то место, какое спо-
Собен занять. А в религиозном отношении, как и во всяком
Другом, люди не равны по талантам, способностям и силам.
Один из них лучше всех прочих умеет представить религиоз-
ное учение в истинном его свете и покорить ему умы людей;
Другой имеет наиболее данных, чтобы утвердить действие ре-
Лигиозных правил; третий обладает особенным искусством
В поддержании и оживлении религиозных чувствований и на-
Дежд. То же неравенство способностей и влияния, из которо-
Го порождается власть в гражданском обществе, порождает ее
И в религиозном обществе. Миссионеры появляются и созна-
Ют свое призвание точно так же, как и полководцы. Итак, ду-
Ховное правительство, с одной стороны, возникает из самой
Природы религиозного общества, а с другой — естественно
Развивается в нем под влиянием человеческих способностей
|
|
И неравномерного их распределения. Лишь только в человеке
Зарождается религиозное чувство, как развивается и религи-
Озное общество; лишь только является религиозное общество,
Как оно создает свое правительство, т. е. духовенство.
Но тут возникает сильное возражение. В религиозном об-
Ществе, скажут мне, нельзя ни приказывать, ни заставлять; ни-
Какое принуждение не может быть в нем законным. В нем нет
Места правительству, потому что должна существовать полная
Свобода.
Нет, мы составим себе весьма узкое и неправильное поня-
Тие о правительстве, если будем думать, что оно заключает-
Ся исключительно или преимущественно в принудительном
Элементе, в той силе, с помощью которой достигается пови-
Новение.
116
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Я оставляю религиозную точку зрения и обращусь к граж-
Данскому правительству. Следите, пожалуйста, вместе со мною
За обычным ходом событий. Общество существует; во имя его,
Для его пользы надо совершить какое бы то ни было дейст-
Вие: издать закон, сделать распоряжение. Конечно, для удов-
Летворения каждой из этих общественных потребностей мож-
Но найти надлежащее средство; есть средство издать хороший
Закон, принять хорошую меру, произвести справедливое ре-
Шение. Какова бы ни была цель предприятия, с каким бы оно
Ни было сопряжено интересом, — во всяком случае существу-
Ет истина, к открытию которой должно стремиться, и от кото-
|
|
Рой должен зависеть способ исполнения предприятия.
Первая обязанность правительства состоит в отыскании
Этой истины, в отыскании того, что справедливо, разумно, по-
Лезно для общества. Достигнув этой цели, правительство про-
Возглашает результат своих усилий и затем старается заслужить
Всеобщее одобрение, доказать, что оно находится на прямом,
Настоящем пути. Есть ли во всем этом хотя бы что-нибудь при-
Нудительное? Решительно ничего. Теперь предположите, что
Истина, от которой зависело разрешение известного дела, най-
Дена, провозглашена, и что вслед за тем все умы убеждены, все
Воли покорены ею; все признают, что правительство право,
И добровольно, по собственному побуждению повинуются ему.
И тут нет принуждения, нет повода к насильственным дейст-
Виям, а между тем разве нет правительства? Разве во всем этом
Не видно его участие? Очевидно, что и здесь правительство дей-
Ствовало, исполняло свою задачу. Принуждение является толь-
Ко тогда, когда возникает сопротивление со стороны индивиду-
Альной воли, когда идея, мера, принятая властью, не встреча-
Ет всеобщего одобрения и добровольного повиновения. Тогда
Правительство вынуждает покорность силою: это необходимое
Последствие несовершенства человеческой природы, несовер-
Шенства, распространяющегося как на власть, так и на обще-
Ство. Вполне обойтись без принуждения нельзя никогда; гра-
117
UKMzOS |STYS
Жданские правительства до известной степени всегда долж-
Ны будут прибегать к силе. Несмотря на это, принудительная
Сила, очевидно, не составляет сущности правительства. Всякий
Раз, когда в ней не предстоит необходимости, правительства,
К общему благополучию, действуют без нее, и высшее усовер-
Шенствование правительственной власти заключается имен-
Но в том, чтобы по возможности избегать принуждения, огра-
Ничиваясь чисто нравственными средствами, нравственным
Влиянием на людей. Чем реже правительство прибегает к при-
Нуждению, тем вернее оно истинной своей сущности, тем луч-
Ше оно исполняет свое призвание. Оно не отступает, не роняет
Своего значения, как это обыкновенно утверждают, а действу-
Ет иначе, с несравненно большею силою. Правительства, упот-
Ребляющие всего чаще принудительную силу, успевают вообще
Гораздо менее, нежели те, которые почти вовсе не употребля-
Ют ее. Обращаясь к разуму, убеждая свободную волю, действуя
Чисто нравственными средствами, правительство не только
Не уменьшает, но расширяет, возвышает свое значение; тогда
Именно совершает оно наиболее дел, и притом дел истинно ве-
Ликих. Наоборот, беспрерывно употребляя принуждение, оно
Стесняет, суживает сферу своих действий, совершает весьма не-
Многое, да и это немногое совершает дурно.
Итак, сущность правительства отнюдь не заключается
В принуждении, в употреблении силы. Для образования пра-
Вительства нужна в особенности такая система средств и сил,
Которая имела бы целью достигнуть наилучшего разрешения
Каждого отдельного случая, открыть какую-либо социальную
Истину и ввести эту истину в умы, убедить людей к доброволь-
Ному принятию ее. После этого не трудно понять, что пра-
Вительство может существовать, может быть необходимым
И в таком обществе, в котором нет повода к принуждению или
Даже где оно безусловно не допускается.
Все сказанное выше применяется и к правительству рели-
|
|
Гиозного общества. Конечно, оно не должно употреблять при-
118
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Нудительной силы; употребление ее, с какою бы то ни было
Целью, было бы незаконно уже потому, что единственным по-
Прищем действия духовенства есть человеческая совесть; но,
Несмотря на отсутствие принудительной силы, духовное пра-