Щий из членов. Когда мир предоставлен естественному сво-

Ему течению, врожденное неравенство людей всюду получает

Свободное развитие; каждый занимает то место, какое спо-

Собен занять. А в религиозном отношении, как и во всяком

Другом, люди не равны по талантам, способностям и силам.

Один из них лучше всех прочих умеет представить религиоз-

ное учение в истинном его свете и покорить ему умы людей;

Другой имеет наиболее данных, чтобы утвердить действие ре-

Лигиозных правил; третий обладает особенным искусством

В поддержании и оживлении религиозных чувствований и на-

Дежд. То же неравенство способностей и влияния, из которо-

Го порождается власть в гражданском обществе, порождает ее

И в религиозном обществе. Миссионеры появляются и созна-

Ют свое призвание точно так же, как и полководцы. Итак, ду-

Ховное правительство, с одной стороны, возникает из самой

Природы религиозного общества, а с другой — естественно

Развивается в нем под влиянием человеческих способностей

И неравномерного их распределения. Лишь только в человеке

Зарождается религиозное чувство, как развивается и религи-

Озное общество; лишь только является религиозное общество,

Как оно создает свое правительство, т. е. духовенство.

Но тут возникает сильное возражение. В религиозном об-

Ществе, скажут мне, нельзя ни приказывать, ни заставлять; ни-

Какое принуждение не может быть в нем законным. В нем нет

Места правительству, потому что должна существовать полная

Свобода.

Нет, мы составим себе весьма узкое и неправильное поня-

Тие о правительстве, если будем думать, что оно заключает-

Ся исключительно или преимущественно в принудительном

Элементе, в той силе, с помощью которой достигается пови-

Новение.

116

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Я оставляю религиозную точку зрения и обращусь к граж-

Данскому правительству. Следите, пожалуйста, вместе со мною

За обычным ходом событий. Общество существует; во имя его,

Для его пользы надо совершить какое бы то ни было дейст-

Вие: издать закон, сделать распоряжение. Конечно, для удов-

Летворения каждой из этих общественных потребностей мож-

Но найти надлежащее средство; есть средство издать хороший

Закон, принять хорошую меру, произвести справедливое ре-

Шение. Какова бы ни была цель предприятия, с каким бы оно

Ни было сопряжено интересом, — во всяком случае существу-

Ет истина, к открытию которой должно стремиться, и от кото-

Рой должен зависеть способ исполнения предприятия.

Первая обязанность правительства состоит в отыскании

Этой истины, в отыскании того, что справедливо, разумно, по-

Лезно для общества. Достигнув этой цели, правительство про-

Возглашает результат своих усилий и затем старается заслужить

Всеобщее одобрение, доказать, что оно находится на прямом,

Настоящем пути. Есть ли во всем этом хотя бы что-нибудь при-

Нудительное? Решительно ничего. Теперь предположите, что

Истина, от которой зависело разрешение известного дела, най-

Дена, провозглашена, и что вслед за тем все умы убеждены, все

Воли покорены ею; все признают, что правительство право,

И добровольно, по собственному побуждению повинуются ему.

И тут нет принуждения, нет повода к насильственным дейст-

Виям, а между тем разве нет правительства? Разве во всем этом

Не видно его участие? Очевидно, что и здесь правительство дей-

Ствовало, исполняло свою задачу. Принуждение является толь-

Ко тогда, когда возникает сопротивление со стороны индивиду-

Альной воли, когда идея, мера, принятая властью, не встреча-

Ет всеобщего одобрения и добровольного повиновения. Тогда

Правительство вынуждает покорность силою: это необходимое

Последствие несовершенства человеческой природы, несовер-

Шенства, распространяющегося как на власть, так и на обще-

Ство. Вполне обойтись без принуждения нельзя никогда; гра-

117

UKMzOS |STYS

Жданские правительства до известной степени всегда долж-

Ны будут прибегать к силе. Несмотря на это, принудительная

Сила, очевидно, не составляет сущности правительства. Всякий

Раз, когда в ней не предстоит необходимости, правительства,

К общему благополучию, действуют без нее, и высшее усовер-

Шенствование правительственной власти заключается имен-

Но в том, чтобы по возможности избегать принуждения, огра-

Ничиваясь чисто нравственными средствами, нравственным

Влиянием на людей. Чем реже правительство прибегает к при-

Нуждению, тем вернее оно истинной своей сущности, тем луч-

Ше оно исполняет свое призвание. Оно не отступает, не роняет

Своего значения, как это обыкновенно утверждают, а действу-

Ет иначе, с несравненно большею силою. Правительства, упот-

Ребляющие всего чаще принудительную силу, успевают вообще

Гораздо менее, нежели те, которые почти вовсе не употребля-

Ют ее. Обращаясь к разуму, убеждая свободную волю, действуя

Чисто нравственными средствами, правительство не только

Не уменьшает, но расширяет, возвышает свое значение; тогда

Именно совершает оно наиболее дел, и притом дел истинно ве-

Ликих. Наоборот, беспрерывно употребляя принуждение, оно

Стесняет, суживает сферу своих действий, совершает весьма не-

Многое, да и это немногое совершает дурно.

Итак, сущность правительства отнюдь не заключается

В принуждении, в употреблении силы. Для образования пра-

Вительства нужна в особенности такая система средств и сил,

Которая имела бы целью достигнуть наилучшего разрешения

Каждого отдельного случая, открыть какую-либо социальную

Истину и ввести эту истину в умы, убедить людей к доброволь-

Ному принятию ее. После этого не трудно понять, что пра-

Вительство может существовать, может быть необходимым

И в таком обществе, в котором нет повода к принуждению или

Даже где оно безусловно не допускается.

Все сказанное выше применяется и к правительству рели-

Гиозного общества. Конечно, оно не должно употреблять при-

118

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Нудительной силы; употребление ее, с какою бы то ни было

Целью, было бы незаконно уже потому, что единственным по-

Прищем действия духовенства есть человеческая совесть; но,

Несмотря на отсутствие принудительной силы, духовное пра-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: