Щество, порождение германского, естественно употребляло

Все свое влияние в пользу развития личности. Тот же факт мы

Встречаем и во всех других элементах цивилизации; они оста-

Лись верны своему принципу; каждый из них подвигался впе-

Ред и двигал мир по тому пути, на который вступил с самого

Начала. В следующем нашем чтении история церкви и ее влия-

Ние на европейскую цивилизацию от v до xii века представит

Нам новое, несомненное доказательство этой же истины.__ ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ

Религия содержит в себе принцип ассоциации. — Принуждение не составля-

Ет существенного характера правительства. — Условия законного прави-

Тельства: 1) предоставление власти достойнейшим; 2) уважение к свободе

Управляемых. — Церковь, будучи корпорациею, а не кастой, удовлетворяла

Первому из этих условий. — Различные роды назначения и избрания должно-

Стных лиц, действовавшие в церкви. — Она не исполнила второго условия,

Незаконно расширив начало авторитета и употребив во зло материальную

Силу. — Движение и свобода умов в недрах церкви. — Отношения церкви к свет-

Ским государям. — Независимость духовной власти, возведенная в степень

Принципа. — Притязания и усилия церкви подчинить светскую власть.

Мы исследовали характер и влияние феодальной системы; те-

Перь предметом наших занятий будет христианская церковь

В промежуток между v и xii веками. Я говорю церковь, потому что,

Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство

В собственном смысле слова как религиозную систему, а церковь

Как церковную организацию, как христианское духовенство.

В v веке это общество было почти вполне организовано.

Конечно, оно подверглось впоследствии многочисленным,

Весьма существенным переменам; но уже и к тому времени

Церковь, рассматриваемая как корпорация, как правительст-

Во христианского народа, достигла полного и независимого

Существования.

Достаточно одного взгляда, чтобы убедиться в огромном

Различии между состоянием церкви и других элементов ев-

Ропейской цивилизации в v веке по Р. X. К числу основных

Элементов нашей цивилизации я отнес муниципальное уст-

Ройство, феодальную систему, королевскую власть и церковь.

110

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

В v веке муниципальное устройство было не чем иным, как об-

Ломком Римской империи, призраком без жизни, без опреде-

Ленной формы; феодальная система еще не выходила из хао-

Са, королевская власть существовала только по названию. Все

Светские элементы нового общества были или в упадке, или

В младенчестве. Одна только церковь была молода и в то же

Время благоустроена; она одна приобрела окончательную фор-

Му и притом сохраняла всю свою первоначальную мощь; она

Одна соединяла в себе прогресс и порядок, энергию, т. е. она

Обладала обоими великими средствами к влиянию. Не нравст-

Венная ли жизнь, не внутреннее ли движение, с одной сторо-

Ны, и порядок, дисциплина — с другой, помогают учреждени-

Ям овладевать обществами? Церковь затрагивала притом все

Важнейшие вопросы, занимающие человека; она заботилась

О решении всех вопросов человеческого духа, о жизни и уча-

Сти человека. Поэтому-то и влияние ее на европейскую циви-

Лизацию было чрезвычайно велико, больше, может быть, не-

Жели каким представляли его самые ярые противники церкви

Или самые ревностные ее защитники, стремящиеся к одной

Цели — служить церкви или бороться с нею — и те и другие рас-

Сматривали влияние ее исключительно с политической точ-

Ки зрения и, как мне кажется, не могли ни справедливо судить

О нем, ни обнять его во всей его обширности.

Церковь представляется в v веке независимым, прочно уст-

Роенным обществом, стоящим между властителями мира, го-

Сударями, обладателями светской власти, с одной стороны,

И народонаселением — с другой. Она служила связующим зве-

Ном между ними и на всех распространяла свое влияние.

Чтобы вполне узнать и понять это действие, необходимо,

Следовательно, рассмотреть церковь с трех сторон. Сначала

Нужно изучить ее в ней самой, отдать себе отчет в ее свойст-

Вах, в ее внешнем устройстве, в принципах, господствовавших

В ней, в ее сущности; затем исследовать ее отношения к свет-

Ским властителям: королям, феодальным владельцам и пр.; на-

111

UKMzOS |STYS

Конец, определить ее отношения к народу. Когда же из тако-

Го тройственного исследования мы выведем полную картину

Церкви, ее начал, ее состояния, того влияния, которым она

Должна была отличаться, тогда мы проверим наши выводы

Историею; мы рассмотрим, согласуются ли факты, события

V–xii веков с результатами, представляемыми нам изучением

Естественных свойств церкви и ее отношений как к светским

Властителям, так и к народу.

Начнем с самой церкви, с ее внутреннего состояния, с ее

Природы.

Прежде всего нас поражает факт, который, может быть,

Важнее всех прочих: это само существование церкви, суще-

Ствование церковного правительства, духовенства, духовной

Корпорации, сословия священнослужителей, религии, поро-

Дившей жречество.

Для многих просвещенных людей, уже одни эти слова: со-

Словия священнослужителей, духовная корпорация, церков-

Ное правительство, по-видимому, решают все. Люди эти убе-

Ждены, что религия, дошедшая до сословия священнослужи-

Телей, до законно устроенного духовенства, одним словом,

Религия, сопряженная с целою правительственною системою,

Имеет скорее вредное, нежели полезное влияние. По их мне-

Нию, религия есть чисто личное отношение человека к Богу,

И всякий раз, когда она теряет этот характер, когда между че-

Ловеком и предметом религиозных верований, т. е. Богом, ста-

Новится внешний авторитет, всякий раз религия искажается,

И обществу угрожает опасность.

Мы не можем оставить без рассмотрения этот вопрос. Что-

Бы понять влияние христианской церкви, надо знать, в чем со-

Стоит вообще влияние церкви, духовенства по самому свойству

Этого учреждения. Необходимо прежде всего определить, со-

Ставляет ли религия явление чисто индивидуальное, вызыва-

Ет ли, порождает ли она что-нибудь кроме интимных отноше-

Ний человека к Богу; становится ли она между людьми источ-

112

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: