Все свое влияние в пользу развития личности. Тот же факт мы
Встречаем и во всех других элементах цивилизации; они оста-
Лись верны своему принципу; каждый из них подвигался впе-
Ред и двигал мир по тому пути, на который вступил с самого
Начала. В следующем нашем чтении история церкви и ее влия-
Ние на европейскую цивилизацию от v до xii века представит
Нам новое, несомненное доказательство этой же истины.__ ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ
Религия содержит в себе принцип ассоциации. — Принуждение не составля-
Ет существенного характера правительства. — Условия законного прави-
Тельства: 1) предоставление власти достойнейшим; 2) уважение к свободе
Управляемых. — Церковь, будучи корпорациею, а не кастой, удовлетворяла
Первому из этих условий. — Различные роды назначения и избрания должно-
Стных лиц, действовавшие в церкви. — Она не исполнила второго условия,
Незаконно расширив начало авторитета и употребив во зло материальную
|
|
Силу. — Движение и свобода умов в недрах церкви. — Отношения церкви к свет-
Ским государям. — Независимость духовной власти, возведенная в степень
Принципа. — Притязания и усилия церкви подчинить светскую власть.
Мы исследовали характер и влияние феодальной системы; те-
Перь предметом наших занятий будет христианская церковь
В промежуток между v и xii веками. Я говорю церковь, потому что,
Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
В собственном смысле слова как религиозную систему, а церковь
Как церковную организацию, как христианское духовенство.
В v веке это общество было почти вполне организовано.
Конечно, оно подверглось впоследствии многочисленным,
Весьма существенным переменам; но уже и к тому времени
Церковь, рассматриваемая как корпорация, как правительст-
Во христианского народа, достигла полного и независимого
Существования.
Достаточно одного взгляда, чтобы убедиться в огромном
Различии между состоянием церкви и других элементов ев-
Ропейской цивилизации в v веке по Р. X. К числу основных
Элементов нашей цивилизации я отнес муниципальное уст-
Ройство, феодальную систему, королевскую власть и церковь.
110
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
В v веке муниципальное устройство было не чем иным, как об-
Ломком Римской империи, призраком без жизни, без опреде-
Ленной формы; феодальная система еще не выходила из хао-
Са, королевская власть существовала только по названию. Все
|
|
Светские элементы нового общества были или в упадке, или
В младенчестве. Одна только церковь была молода и в то же
Время благоустроена; она одна приобрела окончательную фор-
Му и притом сохраняла всю свою первоначальную мощь; она
Одна соединяла в себе прогресс и порядок, энергию, т. е. она
Обладала обоими великими средствами к влиянию. Не нравст-
Венная ли жизнь, не внутреннее ли движение, с одной сторо-
Ны, и порядок, дисциплина — с другой, помогают учреждени-
Ям овладевать обществами? Церковь затрагивала притом все
Важнейшие вопросы, занимающие человека; она заботилась
О решении всех вопросов человеческого духа, о жизни и уча-
Сти человека. Поэтому-то и влияние ее на европейскую циви-
Лизацию было чрезвычайно велико, больше, может быть, не-
Жели каким представляли его самые ярые противники церкви
Или самые ревностные ее защитники, стремящиеся к одной
Цели — служить церкви или бороться с нею — и те и другие рас-
Сматривали влияние ее исключительно с политической точ-
Ки зрения и, как мне кажется, не могли ни справедливо судить
О нем, ни обнять его во всей его обширности.
Церковь представляется в v веке независимым, прочно уст-
Роенным обществом, стоящим между властителями мира, го-
Сударями, обладателями светской власти, с одной стороны,
И народонаселением — с другой. Она служила связующим зве-
Ном между ними и на всех распространяла свое влияние.
Чтобы вполне узнать и понять это действие, необходимо,
Следовательно, рассмотреть церковь с трех сторон. Сначала
Нужно изучить ее в ней самой, отдать себе отчет в ее свойст-
Вах, в ее внешнем устройстве, в принципах, господствовавших
В ней, в ее сущности; затем исследовать ее отношения к свет-
Ским властителям: королям, феодальным владельцам и пр.; на-
111
UKMzOS |STYS
Конец, определить ее отношения к народу. Когда же из тако-
Го тройственного исследования мы выведем полную картину
Церкви, ее начал, ее состояния, того влияния, которым она
Должна была отличаться, тогда мы проверим наши выводы
Историею; мы рассмотрим, согласуются ли факты, события
V–xii веков с результатами, представляемыми нам изучением
Естественных свойств церкви и ее отношений как к светским
Властителям, так и к народу.
Начнем с самой церкви, с ее внутреннего состояния, с ее
Природы.
Прежде всего нас поражает факт, который, может быть,
Важнее всех прочих: это само существование церкви, суще-
Ствование церковного правительства, духовенства, духовной
Корпорации, сословия священнослужителей, религии, поро-
Дившей жречество.
Для многих просвещенных людей, уже одни эти слова: со-
Словия священнослужителей, духовная корпорация, церков-
Ное правительство, по-видимому, решают все. Люди эти убе-
Ждены, что религия, дошедшая до сословия священнослужи-
Телей, до законно устроенного духовенства, одним словом,
Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
Имеет скорее вредное, нежели полезное влияние. По их мне-
Нию, религия есть чисто личное отношение человека к Богу,
И всякий раз, когда она теряет этот характер, когда между че-
Ловеком и предметом религиозных верований, т. е. Богом, ста-
Новится внешний авторитет, всякий раз религия искажается,
И обществу угрожает опасность.
Мы не можем оставить без рассмотрения этот вопрос. Что-
Бы понять влияние христианской церкви, надо знать, в чем со-
|
|
Стоит вообще влияние церкви, духовенства по самому свойству
Этого учреждения. Необходимо прежде всего определить, со-
Ставляет ли религия явление чисто индивидуальное, вызыва-
Ет ли, порождает ли она что-нибудь кроме интимных отноше-
Ний человека к Богу; становится ли она между людьми источ-
112
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K