Но это участие все более и более ослабевало, проявлялось все

Реже и реже. Стремление к отчуждению, к независимости ду-

Ховенства составляет как бы самую историю церкви, начиная

С ее колыбели.

Нельзя не сознаться, что отсюда возникла большая часть

Злоупотреблений, которые уже с того времени, а тем более

Впоследствии, так дорого стоили церкви. Не следует, однако,

Обвинять ее в этом безусловно, не следует считать стремле-

Ние к отчуждению свойственным одному только христианско-

Му духовенству. В самой природе религиозного общества есть

Сильная наклонность превозносить правящих над управляе-

Мыми, приписывать первым нечто особенное, божественное.

Это — последствие самого призвания их, того значения, кото-

Рое они имеют в глазах народа. Но в религиозном обществе

Такое явление гибельнее, чем в каком бы то ни было другом.

Религиозное общество имеет дело с разумом, совестью, буду-

Щею судьбою людей, т. е. с тем, что только есть в них задушев-

Ного, личного, свободного. Понятно, до известной степени,

Что человек может предоставлять внешней власти управление

135

UKMzOS.KWTYS

Своими материальными интересами, своею земною участью,

Хотя и отсюда должно проистекать для него не мало зла. Я по-

Нимаю того философа, который на извещение, что в его доме

пожар, отвечал: ≪Скажите об этом жене: я не вмешиваюсь

в хозяйственные дела≫. Но когда дело идет о совести и мыс-

Ли, о внутренней природе человека, тогда отречение от пра-

Ва управлять самим собою, подчинение посторонней власти,

Есть нравственное самоубийство, рабство сто раз худшее кре-

Постной зависимости.

Таково между тем было зло, которое хотя и не достигло

Полного развития, как это мы сейчас докажем, но все более

И более усиливалось в христианской церкви, в ее отношени-

Ях к мирянам. Мы уже видели, что свобода не была достаточно

Обеспечена даже в недрах церкви, для самих членов духовен-

Ства. Тем незначительнее были гарантии свободы вне церкви

Для мирян. Между членами духовенства бывали по крайней

Мере споры, совещания, содействующие развитию умствен-

Ных сил; движение распрей отчасти заменяло свободу. Ниче-

Го подобного не было между духовенством и народом. Миря-

Не в отношении к духовному правительству были не чем иным,

Как простыми зрителями. Уже весьма рано родилась и укрепи-

Лась идея, что богословие, религиозные вопросы и дела со-

Ставляют исключительную принадлежность духовенства, что

Духовенство одно имеет право заниматься ими и тем более ре-

Шать их без всякого вмешательства со стороны мирян. В изу-

Чаемую нами эпоху эта теория была уже в полной силе; нужны

Были целые столетия и страшные перевороты, чтобы разру-

Шить ее, чтобы сделать религиозные вопросы и науку общест-

Венным достоянием. Итак, отделение духовенства от христи-

Анского народа совершилось почти вполне как в теории, так

И на практике еще до xii века.

Из этого еще не следует заключать, что даже и в то время

Христианский народ не имел никакого влияния на свое пра-

Вительство. Он терпел недостаток не во влиянии, а в праве

136

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Законного участия в делах управления. Совершенная безглас-

Ность народа немыслима вообще, а в особенности при таком

Правительстве, которое основано на верованьях, общих для

Правящих и управляемых. Везде, где только развивается такая

Общность идей, где одно и то же умственное движение увлека-

Ет за собою и правительство, и народ, там установляется ме-

Жду ними необходимая связь, которую не может вполне унич-

Тожить никакой недостаток правительственной организации.

Чтобы яснее выразить мою мысль, я возьму пример, близкий

К нам и к нашему политическому миру: никогда, ни в какую

Эпоху своей истории, французский народ не имел менее закон-

Ного влияния на свое правительство, как в xvii и в xviii ве-

Ках, при Людовиках xiv и xv. Всем известно, что в это время

Почти вовсе не было учреждений, которые могли бы служить

Органом народного голоса; не существовало почти никакого

Прямого и официального вмешательства народа в дела пра-

Вительства. А между тем нет сомнения, что народ пользовался

Тогда гораздо большим влиянием на свое правительство, не-

Жели в то время, когда часто созывались генеральные штаты

(etats generaux), когда парламенты часто вмешивались в поли-

Тику, когда законное участие народа в делах управления было

Несравненно сильнее.

Следовательно, есть сила, которая не заключается в зако-

Нах и в случае необходимости умеет обойтись без учрежде-

Ний — сила идей, разума, общественного мнения. Во Фран-

Ции в xvii и xviii столетиях общественное мнение было не-

Сравненно сильнее, чем в какую бы то ни было другую эпоху.

Не имея законных средств влияния, оно влияло на прави-

Тельство косвенно — силою идей, разделяемых и правящими,

И управляемыми, необходимостью, в которую были поставле-

Ны первые обращать внимание на мнение последних. Подоб-

Ный факт имел место в христианской церкви между v и xii ве-

Ками. Конечно, христианскому народу не доставало законных

Средств действия; но в области религии совершалось большое

137

UKMzOS.KWTYS

Умственное движение; это движение распространялось в одно

И то же время и на мирян, и на духовенство, и таким образом

Давало первым возможность действовать на последнее.

Вообще, при изучении истории, следует обращать боль-

Шое внимание на косвенные влияния; они гораздо действи-

Тельнее и иногда несравненно благотворнее, нежели обык-

Новенно думают. Человеку свойственно желание действовать

Быстро, открыто, желание присутствовать при своем собст-

Венном успехе, торжестве и наслаждаться своим могуществом.

Исполнение этого желания не всегда возможно, даже не все-

Гда полезно. Есть времена, положения, в которых одни толь-

Ко косвенные и невидимые влияния бывают выгодными и ве-

Дут к цели. Приведем еще пример из политического мира. Анг-

Лийский парламент, как и многие другие подобные собрания,

Неоднократно — например в 1641 году— требовал права непо-

Средственно назначать главнейших членов высшего прави-

Тельства: министров, государственных советников и т. п. Он

Признавал такое прямое влияние на правительство огромною


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: