Реже и реже. Стремление к отчуждению, к независимости ду-
Ховенства составляет как бы самую историю церкви, начиная
С ее колыбели.
Нельзя не сознаться, что отсюда возникла большая часть
Злоупотреблений, которые уже с того времени, а тем более
Впоследствии, так дорого стоили церкви. Не следует, однако,
Обвинять ее в этом безусловно, не следует считать стремле-
Ние к отчуждению свойственным одному только христианско-
Му духовенству. В самой природе религиозного общества есть
Сильная наклонность превозносить правящих над управляе-
Мыми, приписывать первым нечто особенное, божественное.
Это — последствие самого призвания их, того значения, кото-
Рое они имеют в глазах народа. Но в религиозном обществе
Такое явление гибельнее, чем в каком бы то ни было другом.
Религиозное общество имеет дело с разумом, совестью, буду-
Щею судьбою людей, т. е. с тем, что только есть в них задушев-
Ного, личного, свободного. Понятно, до известной степени,
Что человек может предоставлять внешней власти управление
135
UKMzOS.KWTYS
Своими материальными интересами, своею земною участью,
Хотя и отсюда должно проистекать для него не мало зла. Я по-
Нимаю того философа, который на извещение, что в его доме
пожар, отвечал: ≪Скажите об этом жене: я не вмешиваюсь
в хозяйственные дела≫. Но когда дело идет о совести и мыс-
Ли, о внутренней природе человека, тогда отречение от пра-
Ва управлять самим собою, подчинение посторонней власти,
Есть нравственное самоубийство, рабство сто раз худшее кре-
Постной зависимости.
Таково между тем было зло, которое хотя и не достигло
Полного развития, как это мы сейчас докажем, но все более
И более усиливалось в христианской церкви, в ее отношени-
Ях к мирянам. Мы уже видели, что свобода не была достаточно
Обеспечена даже в недрах церкви, для самих членов духовен-
Ства. Тем незначительнее были гарантии свободы вне церкви
Для мирян. Между членами духовенства бывали по крайней
Мере споры, совещания, содействующие развитию умствен-
Ных сил; движение распрей отчасти заменяло свободу. Ниче-
Го подобного не было между духовенством и народом. Миря-
Не в отношении к духовному правительству были не чем иным,
Как простыми зрителями. Уже весьма рано родилась и укрепи-
Лась идея, что богословие, религиозные вопросы и дела со-
Ставляют исключительную принадлежность духовенства, что
Духовенство одно имеет право заниматься ими и тем более ре-
Шать их без всякого вмешательства со стороны мирян. В изу-
Чаемую нами эпоху эта теория была уже в полной силе; нужны
Были целые столетия и страшные перевороты, чтобы разру-
Шить ее, чтобы сделать религиозные вопросы и науку общест-
Венным достоянием. Итак, отделение духовенства от христи-
Анского народа совершилось почти вполне как в теории, так
И на практике еще до xii века.
Из этого еще не следует заключать, что даже и в то время
Христианский народ не имел никакого влияния на свое пра-
Вительство. Он терпел недостаток не во влиянии, а в праве
136
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Законного участия в делах управления. Совершенная безглас-
Ность народа немыслима вообще, а в особенности при таком
Правительстве, которое основано на верованьях, общих для
Правящих и управляемых. Везде, где только развивается такая
Общность идей, где одно и то же умственное движение увлека-
Ет за собою и правительство, и народ, там установляется ме-
Жду ними необходимая связь, которую не может вполне унич-
Тожить никакой недостаток правительственной организации.
Чтобы яснее выразить мою мысль, я возьму пример, близкий
К нам и к нашему политическому миру: никогда, ни в какую
Эпоху своей истории, французский народ не имел менее закон-
Ного влияния на свое правительство, как в xvii и в xviii ве-
Ках, при Людовиках xiv и xv. Всем известно, что в это время
Почти вовсе не было учреждений, которые могли бы служить
Органом народного голоса; не существовало почти никакого
Прямого и официального вмешательства народа в дела пра-
Вительства. А между тем нет сомнения, что народ пользовался
Тогда гораздо большим влиянием на свое правительство, не-
Жели в то время, когда часто созывались генеральные штаты
(etats generaux), когда парламенты часто вмешивались в поли-
Тику, когда законное участие народа в делах управления было
Несравненно сильнее.
Следовательно, есть сила, которая не заключается в зако-
Нах и в случае необходимости умеет обойтись без учрежде-
Ний — сила идей, разума, общественного мнения. Во Фран-
Ции в xvii и xviii столетиях общественное мнение было не-
Сравненно сильнее, чем в какую бы то ни было другую эпоху.
Не имея законных средств влияния, оно влияло на прави-
Тельство косвенно — силою идей, разделяемых и правящими,
И управляемыми, необходимостью, в которую были поставле-
Ны первые обращать внимание на мнение последних. Подоб-
Ный факт имел место в христианской церкви между v и xii ве-
Ками. Конечно, христианскому народу не доставало законных
Средств действия; но в области религии совершалось большое
137
UKMzOS.KWTYS
Умственное движение; это движение распространялось в одно
И то же время и на мирян, и на духовенство, и таким образом
Давало первым возможность действовать на последнее.
Вообще, при изучении истории, следует обращать боль-
Шое внимание на косвенные влияния; они гораздо действи-
Тельнее и иногда несравненно благотворнее, нежели обык-
Новенно думают. Человеку свойственно желание действовать
Быстро, открыто, желание присутствовать при своем собст-
Венном успехе, торжестве и наслаждаться своим могуществом.
Исполнение этого желания не всегда возможно, даже не все-
Гда полезно. Есть времена, положения, в которых одни толь-
Ко косвенные и невидимые влияния бывают выгодными и ве-
Дут к цели. Приведем еще пример из политического мира. Анг-
Лийский парламент, как и многие другие подобные собрания,
Неоднократно — например в 1641 году— требовал права непо-
Средственно назначать главнейших членов высшего прави-
Тельства: министров, государственных советников и т. п. Он
Признавал такое прямое влияние на правительство огромною