Всегда безуспешно. Назначения были неудовлетворительны,
Дела управления шли плохо. Между тем, что мы видим теперь
В Англии? Не от влияния ли Палат зависит образование ми-
Нистерства, назначение всех высших сановников? Да, но это
Влияние косвенное, а не прямое. Цель, к которой так долго
Стремилась Англия, достигнута, но другим путем; первым она
Никогда не могла бы прийти к желаемому результату.
Всему этому есть причина, на которой необходимо несколь-
Ко остановиться. Прямое влияние требует со стороны лиц, об-
Леченных им, гораздо более познаний, осторожности, благо-
Разумия. Кто имеет возможность быстро и неуклонно идти
К своей цели, тот должен быть твердо уверен, что достигнет
Ее. Косвенные влияния, наоборот, действуют среди затрудне-
Ний и испытаний, сдерживаются, исправляются ими. Прежде,
Нежели достигнуть цели, они подвергаются обсуждению, напа-
138
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Дениям, поверке. Само торжество их бывает медленно, услов-
Но, неполно. Вот почему, когда степень развития и зрелости
Умов еще не позволяет вверить им с полною безопасностью
Прямое, непосредственное влияние и действие, нельзя не от-
Дать предпочтения влияниям косвенным, при всей, во многих
Случаях, неполноте, недостаточности их. Такого именно рода
И было влияние христианского народа на свое правительство,
Влияние неполное, без сомнения, слишком недостаточное, но
Тем не менее действительное и постоянное.
Существовала и другая причина сближения между христи-
Анскою церковью и мирянами: это распределение, если мож-
Но так выразиться, христианского духовенства между всеми
Общественными сословиями. Везде, где церковь получила уст-
Ройство, независимое от управляемого ею народа, сословие
Священнослужителей почти всегда состояло из людей, находя-
Щихся в более или менее одинаковом положении. Могло и ме-
Жду ними существовать довольно важное неравенство; но, во-
Обще говоря, духовная власть принадлежала корпорациям
Священников, живших одною общею жизнью и из глубины
Храма управлявшим народом, послушным их закону. Христи-
Анская церковь была организована совершенно иначе. Везде,
Начиная с жалкого жилища колона или раба, у подножья фео-
Дального замка и до королевского дворца, везде находился свя-
Щенник, член духовенства. Духовенство находилось в тесной
Связи со всеми сословиями. Такое разнообразие в положении
Христианских священников, разделявших судьбу всех классов
Общества, было великим соединительным началом между ду-
Ховенством и мирянами, началом которого по большей части
Лишены церкви, образующие духовное правительство. Кроме
Того, духовные лица входили, как уже было сказано, в состав
Феодальной организации: они были в одно и то же время чле-
Нами иерархий гражданской и церковной. Отсюда — интере-
Сы, обычаи, нравы, общие и светскому, и церковному миру.
Часто, не без основания, порицают епископов, ходивших
139
UKMzOS.KWTYS
На войну, священников, которые вели светский образ жизни.
Несомненно, это было большое зло, но все же менее вредное,
Нежели в других странах, где духовные лица никогда не выхо-
Дили из храма, жили совершенно отдельно от общества. Епи-
Скопы, до известной степени участвующие в гражданских бес-
Порядках, предпочтительны священнослужителям, совершен-
Но чуждым народу, его занятиям и нравам. В христианском
Мире между народом и духовенством существовало такое ра-
Венство положения и участи, которое если не устраняло, то,
По крайней мере, уменьшало вредные последствия отделения
Лиц правящих от лиц управляемых.
Теперь, доказав действительность такого отделения и опре-
Делив его пределы, посмотрим, как управляла христианская
Церковь, каким образом она действовала на народы, подчи-
Ненные ее власти. Что предпринимала она, с одной стороны,
Для умственного развития человека, для нравственного усо-
Вершенствования отдельных лиц, с другой — для улучшения об-
Щественного быта?
Что касается до развития отдельных лиц, то оказывает-
Ся, что в рассматриваемое нами время христианская церковь
Не много заботилась о нем: она старалась внушить сильным
Мира более мягкие чувства, более справедливости, более гу-
Манности в их отношениях к слабым; в слабых она поддер-
Живала нравственную жизнь, чувства, надежды, высшие тех,
На которые обрекла их повседневная их деятельность. Но для
Личного развития в собственном смысле этого слова, для об-
Лагораживания и возвышения духовной природы челове-
Ка, христианская церковь сделала немного, по крайней мере
В отношении к мирянам. Все, что она сделала в этом направ-
лении, ограничивалось только средою церковного общества;
Она много заботилась о развитии духовенства, об образовании
Священников; для них у нее были школы и все учреждения, ка-
Кие только возможны были во время печального состояния
Тогдашнего мира. Но это были учреждения церковные, пред-
140
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Назначенные для образования духовных лиц; вне этой сфе-
Ры, влияние церкви на прогресс идей и нравов было косвен-
Но и медленно. Без сомнения, христианская церковь возбуж-
Дала всеобщую умственную деятельность, открывая широкое
поприще для всякого, кого признавала способным служить ей;
Но в этом и заключается почти все, что она делала в то время
Для умственного развития людей, не принадлежавших к цер-
Ковному обществу.
Несравненно обширнее и действительнее было, по моему
Мнению, влияние церкви на улучшение общественного быта.
Несомненно, что она упорно боролась с важнейшими недос-
Татками этого быта, например с рабством. Многие утвержда-
Ли, что уничтожением рабства в новом мире мы вполне обяза-
Ны христианству. Я нахожу это мнение преувеличенным: раб-
Ство долго существовало в недрах христианского общества,
Не возбуждая в нем большого удивления или сильного него-
Дования. Необходима была масса причин, сильное развитие
Других идей, других основ цивилизаций, чтобы уничтожить
Это страшное зло, эту несправедливость из всех несправедли-