Способы и методы использования различных источников информации при проведении экономических расчетов (информационно-аналитическое обеспечение внутреннего контроля и аудита)

 

Обязательным условием эффективного управления предприятиями является своевременное обеспечение управляющей системы необходимой информацией, включая информацию внутреннего контроля и аудита.

Внутренний контроль и аудит представляет результаты своей работы высшему звену управления предприятием путем использования в своей деятельности различные аспекты информационного поля организации, охватывая технологическую, экономическую (плановую, учетную и отчетную) виды информации.

В первую очередь внутренний контроль и аудит, затраты на содержание которого берет на себя хозяйствующий субъект, призван обеспечить руководство и (или) собственников наряду с другой информацией данными о его финансово-хозяйственной деятельности, способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений, подтверждает достоверность отчетов его обособленных структурных подразделений и направлен на изыскание резервов повышения эффективности работы организации.

Экономический субъект структурно состоит из множества подразделений, которые осуществляют внутри него разные бизнес-процессы, начиная от снабженческой деятельности и заканчивая инвестиционной. Каждый вид бизнес-процессов имеет широко разветвленную информационную базу, охватывающую показатели не только внутренней, но и внешней среды.

Наиболее полная информация, используемая внутренними аудиторами, формируется в регистрах финансового, управленческого и налогового учета, основанных на данных первичных учетных документов: Бух.фин.отчетность, управленческая отчетность, налоговые декларации.

В области внутр.контроля и аудита выделены и определены следующие основные требования, предъявляемыми к информации:

· своевременность - актуализация информации на момент, когда она становится доступной для использования;

· полнота и регулярность - систематическое поступление необходимых для управления данных, надлежащий уровень организации их хранения;

· достоверность - обеспечение отражения истинного положения дел;

· ценность (полезность) - информация должна способствовать осмыслению сущности процессов, событий и операций;

· пригодность к использованию - своевременное и эффективное представление в прозрачной, легко читаемой форме (в виде таблиц, графиков, формул и т.п.), обработанных данных с помощью специфических методов, приемов и способов обобщения и систематизации;

· сопоставимость - достижение путем использования единой методологической и методической базы процессов бюджетирования, наблюдений и регистрации показателей во всех подразделениях организации;

· проверяемость - формирование показателей, позволяющее организовать предварительный и последующий контроль за исполнением установленных заданий и соответствием стратегии и тактики организации.

Внутренняя информация представлена в организации в виде сводных ведомостей, отчетов структурных подразделений, бюджетов (смет) затрат, калькуляций себестоимости продукции, работ, услуг и, конечно, первичной документацией. Среди внутренних источников информации в первую очередь выделяют учредительные документы организации, эмиссионные проекты, решения совета директоров, приказы, распоряжения, инструкции, положения, регламентирующие правила и процедуры принятия управленческих решений, совершения хозяйственных операций, внутренние базы данных, справки по результатам проверки контролирующими органами и др.

Перед начетом проверки внут. аудитор (группа специалистов) должен ознакомиться с правилами оформления первичных учетных документов, содержащихся в нормативных актах и учетной политике организации.

Первичные документы подвергаются формальной проверке, так как являются носителями экономической и юридической информации. В части экономического содержания они, согласно принципу непрерывности деятельности организации, осуществляя первичное наблюдение и первичную регистрацию фактов хозяйственной жизни, подтверждают полноту их отражения в учетных регистрах и служат для проверки экономической обоснованности понесенных расходов, признания доходов, активов, обязательств, капитала, временных параметров принятия объектов к учету и т.д. Носителями юридической информации становятся в силу того, что содержат сведения о доказательности и законности совершения фактов хозяйственной деятельности, содержания всех необходимых реквизитов.

Кроме того, информацией, используемой при проверках внутренними аудитами, является применение справочно-поисковых систем. Среди них к наиболее распространенным можно отнести системы: "Консультант-Плюс","Гарант" (содержатся бланки как должен выглядеть первич.документ).

Все процедуры аудитор может проводить в привычном формате Microsoft Word и выполнять действия в Microsoft Excel, использовать в качестве аудиторских доказательств любые фрагменты нормативных документов в тексте своих отчетов.

 

27. Способы и методы использования различных источников информации при проведении экономических расчетов (информационно-бухгалтерское обеспечение внутреннего контроля и аудита).

 

Все источники информации для проведения экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты и т. д.), а также нормативные материалы, сметы, прейскурант цен и др.

Источники информации учетного характера это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Информация, поставляемая оперативным учетом, характеризует результаты непосредственного наблюдения за производственными и хозяйственными процессами во время их совершения. Она используется для контроля за ритмичностью производства, своевременного выявления нарушений и управления предприятием.

К внеучетным источникам относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей хозяйства, договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, решения совета трудового коллектива, техническая и технологическая документация, материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометражи, фотографии и т. п.).

Особое значение для всех пользователей имеет внутренняя система информации – отчетность предприятия, которая характеризует производственную, экономическую, социальную и финансовую деятельность организации. Особую значимость имеет оперативная информация, отраженная в первичной бухгалтерской отчетности.

В рамках данной системы происходит сбор, регистрация и обобщение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении «путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций» [2]. В её составе:

а) оперативная бухгалтерская отчетность: ведомости, регистры, журналы-ордера и т. п., где ведется первичный бухгалтерский учет;

б) квартальная и годовая бухгалтерская отчетность;

в) периодическая (квартальная) отчетность по налогам и отчислениям во внебюджетные фонды;

г) периодическая (квартальная и годовая) отчетность органам государственной статистики.

Внутренние (рабочие) бухгалтерские документы, такие как оборотные ведомости и главная книга, данные первичного бухгалтерского учета считаются наиболее полным источником информации для финансового анализа. Благодаря этим документам, появляется возможность выявить внутренние тенденции в показателях отчетности, к примеру, данные о состоянии расчетов по каждому хозяйственному договору с целью углубленного исследования дебиторской и кредиторской задолженности организации с её партнерами [9]. Тем не менее, основная роль в информационном обеспечении финансового анализа большинством исследователей отведена бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Применение бухгалтерской (финансовой) отчетности как информационной базы анализа подразумевает ряд преимуществ:

а) единообразие формы отчетности для различных организаций (преимущество — использование одних методов расчета показателей);

б) открытость (отчетность для оценки организации могут использовать как внутренние, так и внешние пользователи);

 в) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, т. е. её использование не подразумевает дополнительных затрат на проведение анализа [9].

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» содержит наиболее общие положения в отношении отчетности. Согласно закону бухгалтерская отчетность — это «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам».

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса. Он отражает финансовое положение организации в денежной оценке на отчетную дату. По балансу можно охарактеризовать состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств и т. п. Руководству организации данные баланса необходимы при анализе и планировании, собственникам — для осуществления контроля над вложенным капиталом, банкам и другим кредиторам — для оценки финансовой устойчивости;

 б) отчета о финансовых результатах. Показатели финансовых результатов отражают эффективность хозяйствования по всем направлениям деятельности и составляют основу экономического развития организации и укрепления её финансовых отношений с другими субъектами рынка.;

в) приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

1) отчета об изменениях капитала. В отчете об изменениях капитала приводят информацию о наличии и изменениях собственного капитала организации на начало и конец отчетного периода. Эта информация позволяет получить наиболее полную и объективную картину о финансовом состоянии организации, финансовых результатах за отчетный период и изменениях в её имущественном и финансовом положении;

2) отчета о движении денежных средств. В отчете о движении денежных средств присутствуют сведения, непосредственно вытекающие из записей по счетам учета денежных средств. Исходя из этого, можем заключить, что основываясь на отчете о движении денежных средств, можно управлять текущими денежными потоками и прогнозировать их объем на ближайшую перспективу.;

3) отчета о целевом использовании полученных средств;

4) пояснений в табличной и текстовой форме [1].

Таким образом, данные бухгалтерского учета и отчетности представляют собой наиболее представительные источники информации для финансового анализа. Благодаря анализу бухгалтерской отчетности можно выявить основные тенденции в имущественном и финансовом положении организаций и принять необходимые меры по его улучшению.

Анализируемая экономическая информация должна быть:

• актуальной и соответствовать потребностям организации;

• объективной, т. е. данные не должны зависеть от личных интересов аналитика;

• единой независимо от источника ее поступления;

• оперативной в обработке;

• полезной для дальнейшего многократного использования.

Подготовка информации к обработке включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации.

Данные проверяются на доброкачественность с двух сторон. Во-первых, насколько данные являются полными, правильно ли они оформлены. Обязательно проверяются правильность арифметических подсчетов, соответствие показателей, которые содержатся в плановой документации, утвержденным плановым заданием. Обращается внимание на соответствие показателей, приведенных в разных таблицах и источниках информации. Такая проверка носит технический характер.

Во-вторых, проводится проверка всех привлеченных к анализу данных по существу. В процессе ее определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности.

Числовую информацию после проверки ее на доброкачественность приводят в сопоставимый вид.

Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т. д.

После сопоставимости показателей проводят упрощение числовой информации путем сокращения десятичных знаков чисел, в дальнейшем начинается аналитическая обработка данных, т. е. расчет и анализ результатов расчетов.

28. Способы и методы составления прогноза основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом с помощью инструментария статистики.

 

Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятности, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития процесса или объекта и обосновать выбор наиболее применимого варианта.

В ряде социально-экономических производств, прогнозирование выступает как самостоятельная функция управления, прогнозирует соц.-экономическое развитие.

Некоторые процессы не поддаются планированию, но требуют учёта: демография, духовная жизнь.

Экономический прогноз - это научно обоснованное предвидение возможных направлений и результатов развития субъектов хозяйствования и их структурных подразделений. Основной задачей экономического прогнозирования является предвидение наиболее вероятных проблем экономического развития в ближайшей и отдаленной перспективе, поиск возможных направлений экономического роста, обоснование наиболее предпочтительной стратегии развития в будущем. Результаты прогноза используются для выбора альтернатив развития, разработки рекомендаций для реализации оптимального варианта.

По временам прогнозы могут быть: краткосрочные (до 2-3 лет), среднесрочные (до 5-7 лет) и долгосрочные (до 15-20 лет).

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.

Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п. Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеобразная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы. Практика свидетельствует, что такие аналогии можно использовать при определении путей развития новых отраслей и видов техники (производство ЭВМ, телевизоров и т.п.), структуры производства, потребления и т.д. Естественно, что полученный таким образом “образец” -- лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития.

К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.

В практике прогнозирования и планирования широко используются -также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами. Следует отметить, что представленный перечень методов и их групп не является исчерпывающим. Рассмотрим методы, получившие широкое распространение в мировой практике:

1. Методы экспертных оценок.

Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

2. Методы экстраполяции.

В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.

Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом” изменений влияния различных факторов в перспективе. Следует отметить, что методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапе прогнозирования для выявления тенденций изменения показателей.

3. Методы моделирования и экономико-математические методы.

Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.

В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы).

По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный.

4. Метод экономического анализа.

Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.

При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

5. Балансовый метод.

С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.

Система балансов, используемых в прогнозировании и планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.

6. Нормативный метод.

Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания. Например, рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека -- 82 кг. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др.

Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.

7. Программно-целевой метод.

ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

8. Показатели эффективности производства.

Согласно экономической теории, эффективность производства означает его результативность, т.е. соотношение результата и затрат.

Качество экономического роста характеризует экономическая эффективность. Она сопряжена с эффективностью социальной, характеризующей повышение уровня жизни народа, расширения возможностей для гармоничного развития личности. Эффективность определяется на всех уровнях управления общественным производством и оценивается по различным критериям.

Среди важнейших показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста, следует выделить материало- и энергоемкость, фондоотдачу, производительность труда.

Материало- и энергоемкость характеризуют эффективность использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, рассчитываются как отношение соответственно материальных и энергозатрат к выпуску продукции и измеряются в рублях на рубль продукции. Снижение или рост этих показателей, как правило, показывается в процентах. Так снижение показателей энергоемкости свидетельствует об увеличении фондоотдачи, что обусловлено лучшим использованием основных средств.

Под фондоотдачей понимается отношение объема продукции к стоимости производственных основных фондов. Фондоотдача обычно выражается объемом продукции на один рубль стоимости основных производственных фондов.

Эффективность живого труда характеризует его производительность. В целом по народному хозяйству производительность труда определяется путем отношения ВВП к численности занятых в народном хозяйстве. На микроуровне производительность труда рассчитывается как отношение выпуска продукции к средне списочной численности работников.

При разработке планов-прогнозов определяется уровень производительности труда и темпы его роста (снижения). На основе этого показателя производятся прогнозные расчеты потребности в рабочей силе отраслей материального производства. В условиях высокого уровня скрытой безработицы этот показатель временно теряет свою значимость.

Прогнозирование показателей эффективности производства предполагает проведение прогнозных расчетов каждого из них. Поскольку показатели используются для решения разнообразных задач и каждый показатель несет определенную смысловую нагрузку, необходимо из всей системы методов прогнозирования использовать те, с помощью которых можно достичь более высокой точности прогноза.

 

29. Способы и методы руководства службами внутреннего контроля в органах государственной и муниципальной власти.

 

Современная практика контрольной деятельности свидетельствует о том, что организация действенной системы ведомственного (внутреннего) контроля в государственных (муниципальных) органах исполнительной власти имеет не только важное самостоятельное значение, но и играет существенную роль в системе управления ими.

Важность создания эффективной модели ведомственного контроля в органах исполнительной власти страны отмечается в ряде статей Бюджетного кодекса РФ. От уровня организации и результативности ведомственного контроля в значительной мере зависит не только эффективность деятельности соответствующего органа власти, но и реализация процессов социально-экономических преобразований в стране в целом.

Ведомственный (внутренний) контроль, с одной стороны, можно рассматривать как процесс активного влияния руководства организации на государственных (муниципальных) гражданских служащих в целях наиболее эффективного исполнения ими задач и функций в сфере государственного (муниципального) управления.

С другой стороны, как средство обратной связи, способ или инструмент обеспечения руководящего звена информацией о состоянии объекта управления позволяет устранять и предупреждать причины (объективного и субъективного характера) нарушений, выявленных в ходе ведомственных контрольных мероприятий.

В соответствии со ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии и обследования;

направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Стандарты осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля утверждаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с порядком осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, определенным соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

 

30. Способы и методы руководства службами внутреннего контроля и аудита на предприятиях и организациях различных форм собственности.

 

Общая обязанность по осуществлению внутреннего контроля предусмотрена Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года, вступившим в силу с 1 января 2013 года [3]. В соответствии со статьей 19 названного Закона экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведениябухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [28].

Рекомендации как организовать и документально оформить систему внутреннего контроля опубликовало Министерство финансов России в письме ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». Рекомендации построены на основе системы COSO [13].

Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission - COSO) представляет собой добровольную организацию, созданную в Соединенных Штатах и предназначенную для выработки соответствующих рекомендаций для корпоративного руководства по важнейшим аспектам организационного управления, деловой этики, финансовой отчетности, внутреннего контроля, управления рисками компаний и противодействия мошенничеству.Согласно системе COSO внутренний контроль – это процесс, осуществляемый высшим органом предприятия, определяющим его политику, его управленческим персоналом высшего уровня и всеми другими сотрудниками, в достаточной и оправданной мере обеспечивающий достижение предприятием следующих целей:

- целесообразности и финансовой эффективности деятельности;

- достоверность финансовой отчетности;

- соблюдение применимого законодательства и требований регулирующих органов [18].

Элементы внутреннего контроля согласно системе COSO включают:

1) контрольную среду. Осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля организации, а также понимание значения такой системы для деятельности этой организации.;

2) оценку риска. Определение и оценка возможных рисков при подготовке финансовой отчетности;

3) мероприятия контроля. Обеспечивают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются.;

4) сбор и анализ информации, а также передачу ее по назначению. Обеспечивают понимание персоналом роли своего участия в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.;

5) мониторинг и исправление ошибок. Наблюдение за тем, функционируют ли средства контроля должным образом. Это процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

При наличии всех вышеперечисленных элементов в организации обеспечивается своевременное выявление и предотвращение отклонений от установленных в организации правил, а также неточности бухгалтерского учета, ошибки бухгалтерской (финансовой) или иной отчетности.

Некоторые законодательные акты содержат предписания по вопросам отдельных форм осуществления внутреннего контроля. В частности, статья 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года устанавливает необходимость избрания собранием акционеров ревизионной комиссии общества; Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» № 06-68/пз-н от 22 июня 2006 года требует создание в совете директоров эмитента комитета по аудиту во главе с независимым директором; пункт 1 статьи 47 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года указывает, что участниками общества с ограниченной ответственностью должен быть избран ревизор либо ревизионная комиссия. Статья 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года указывает на возможность осуществления контроля за деятельностью унитарного предприятия органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами, однако о внутренний контроль прямо не упоминает.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года, а также Гражданский кодекс РФ в части, определяющей правовое положение хозяйственных товариществ, создание органов внутреннего контроля не предусматривают, но создание такого рода органов не запрещают.

Особенностью системы регулирования внутреннего контроля эффективности хозяйственной деятельности организаций является, по общему правилу, незначительный объем предписаний, касающихся организации системы внутреннего контроля, а также форм и методов его осуществления. Это означает, что в большинстве случаев организационная структура внутреннего контроля, а также формы и методы его осуществления разрабатываются организацией либо собственником ее имущества самостоятельно.

Исключения из этого правила есть, однако они немногочисленны, Так, обязательные для исполнения правила осуществления внутреннего контроля, утвержденные регулирующим органом, действуют в отношении кредитных организаций. Положение Центрального Банка РФ об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах № 242-П от 16 декабря 2003 года устанавливает правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, а также особенности порядка осуществления ЦБ РФ надзора за соблюдением указанных правил. Названное Положение принято в целях реализации статьи 24 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 2 декабря 1990 года.

Аспекты осуществления внутреннего контроля, связанные с реализацией его публичной функции, определяются в различных нормативно-правовых актах. В частности, вопросы осуществления налогового учета, выступающего своеобразной формой внутреннего контроля за полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, определяются статьями 313-333 Налогового кодекса РФ; внутренний контроль в целях обеспечения предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регламентирован Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года.

Также понятием внутренний контроль оперируют федеральные законы «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года; «О клиринге и клиринговой деятельности» № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 года (статья 10); «Об организованных торгах» № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 года (статья 11); «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 года (статья 38). Названные федеральные законы, определяют, что внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (контролером) или отдельным структурным подразделением управляющей компании (службой внутреннего контроля). Предусматривается, что контролер либо руководитель службы внутреннего контроля назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров, а при его отсутствии – решения общего собрания акционеров (участников). Организационная структура, форма и методы осуществления внутреннего контроля определяются внутренними документами организации.

СВК на предприятиях может быть организована в следующих формах:

- служба внутреннего аудита (СВА);

- служба (сотрудники) внутреннего контроля (СВК);

- ревизионная комиссия (служба) (РК);

- аутсорсинг.

С точки зрения выполнения целей контроля наибольшим преимуществом по сравнению с другими формами внутреннего контроля обладает служба внутреннего аудита. Преимуществом данной службы является то, что она способна осуществлять независимый и действенный систематический контроль над всеми структурными подразделениями организации, а также своевременно предоставлять руководству обоснованные выводы и рекомендации по результатам проверок, помогающих принятию управленческих решений для повышения конкурентоспособности организации. Однако, основной проблемой при формировании такой службы будет являться существенная величина затрат для оплаты труда специалистов службы, кроме того необходимо специальное техническое и методическое оснащение службы.

Аналогичные преимущества и недостатки носит создание отдельной службы внутреннего контроля.

Довольно продолжительное время в организациях различных организационно-правовых форм функционируют контрольно-ревизионные службы, однако для организаций малого и среднего бизнеса данная форма является не совсем подходящей. Благодаря накопленной мощной нормативно-правовой базе все сотрудники данной службы являются высококвалифицированными специалистами, владеющими методами и правилами контроля. Как правило, ревизоры осуществляют последующий контроль, направленный на выявление ошибок.

Наиболее оправданной с финансовой точки зрения является аутсорсинг. Силами сторонних квалифицированных специалистов в организациях с минимальными затратами выполняются функции внутреннего аудита и контроля. Данные сотрудники обладают большим практическим опытом и владеют необходимыми теоретическими знаниями. Поскольку аутсорсеры являются привлеченными сотрудниками, то есть поставщиками услуг, то они заинтересованы в четком определении круга их обязанностей, поэтому не всегда могут детально вникать в проблемы предприятия, что увеличивает риск допущения и пропуска ошибок в системе контроля.

Тем не менее, какую бы форму формирования и осуществления внутреннего контроля организации ни выбрали, его наличие существенно повысит показатели деятельности предприятия и улучшит его конкурентное положение.

31. Способы и методы разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора на основе результатов аналитических процедур.

 

Процесс разработки управленческих решении имеет ряд аналитических процедур: анализ поступающей информации, используемой для принятия управленческих решении; анализ альтернативных вариантов решений; анализ хода исполнения решения и анализ отклонений полученных результатов от запланированных. Аналитическая деятельность является неотъемлемым атрибутом всего управленческого процесса.

Анализ управленческой деятельности направлен на подготовку информации, используемых при разработке и контроля реализации управленческих решении.

Управленческий анализ имеет ряд особенностей:

1. ориентация результатов анализа на цели и интересы руководителя;

2. использование всех возможных источников информации для анализа;

3. отсутствие регламента со стороны государственных органов;

4. комплексное изучение всех аспектов деятельности организации;

5. интеграция результатов учета, анализа, планирования, принятия управленческих решении;

6. закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Для эффективного использования аналитических методов необходимо придерживаться следующих основных принципов:

-применение аналитических методов и приемов на всех уровнях управления;

- непрерывность аналитической работы;

- определение оптимального перечня анализируемых показателей;

- показатели не должны дублировать друг друга;

- показатели должны быть востребованы;

- участие руководителей и специалистов в аналитической работе.

Качество аналитической работы во многом определяется компетентностью специалистов, проводимых анализ и профессионализмом руководителя интерпретирующего результаты анализа.

Основные условия использования данного метода являются:

• неограниченный штат работников организации или ее подразделений;

• неограниченное время принятия управленческих решений;

• высокая достоверность и эффективность математических и логических зависимостей, а так же большое доверие к ним со стороны руководителя;

Методы:

- метод сравнения. Наиболее распространенный и традиционный метод анализа. Основан на сопоставлении показателей и определения отклонений. Для эффективного применения метода сравнения на практике необходимо рассмотреть логическую цепочку причины возникновения отклонений, отклонение, последствия отклонений.

- метод детализации. Заключается в расчленении вводных показателей на составляющие их факторы. Может проводится по времени, месту, по удельному весу. Детализация необходима для того, чтобы выбрать направление управленческого воздействия. Если доля какого-то элемента в общем показателе незначительна, им не стоит заниматься.

- индексный метод. Нужно знать относительное отклонение изученного явления от уровня того же явления, но в других условиях (например уровень отчетных цен по отношению к уровню базовых).

- балансовый метод. Сущность заключается в сопоставлении взаимосвязанных показателей в форме равенства между группами показателей, характеризующих состояние одного и того же объекта, но в разных условиях.

- метод элиминирования. Предполагается исключения влияния всех факторов, кроме одного, влияние которого необходимо определить.

- функционально-стоимостной анализ является методом системного использования, применяемого по назначению объекта с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

- экономико-математический анализ модели позволяет изучать внутренние механизмы.

 

 

32. Способы и методы разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора на основе результатов анализа экономических показателей деятельности организации.

 

Экономический анализ — это система способов изучения (на основе данных учета, отчетности, планов и других источников) достигнутых результатов и состояния хозяйственной деятельности, возможных вариантов ее улучшения в целях контроля за производством и обоснования управленческих решений, направленных на повышение его эффективности.

В процессе анализа экономические показатели сопоставляются с плановыми данными, с показателями прошлых периодов различных предприятий; определяется положительное и отрицательное влияние факторов на изучаемые показатели, исследуются причины их изменения; формулируются выводы и предложения по дальнейшему, перспективному развитию субъектов хозяйствования. Следует заметить, что в условиях развития рыночных отношений важная роль отводится финансовым результатам с точки зрения эффективного использования имеющегося потенциала, соизмерения затрат и результатов. Поэтому ведущим аспектом анализа на микроуровне становится коммерческий расчет, а на макроуровне — оценка экономической эффективности общественного производства и отдельных его элементов.

При выработке и принятии управленческих решений важно учитывать аспектный подход. Сущность его заключается в том, что при их подготовке принимаются во внимание различные аспекты: политический, экономический, социальный, психологический, правовой, организационный, природно-экономическийи др.

Экономический анализ занимает особое место в процессе подготовки и принятия управленческих решений. Необходимость в проведении анализа обнаруживается на таких стадиях принятия решений: предварительное изучение хозяйственных явлений и процессов, анализ реального состояния деятельности хозяйства, выбор вариантов хозяйственных процессов, оценка соответствия экономического аспекта в подготовленных вариантах решений другим аспектам управления, обобщение или синтез результатов анализа и обоснование управленческих решений.

Задача анализа заключается в получении (на основе данных плана, учета и других источников аналитической информации) сведений о состоянии и результатах деятельности предприятия и его подразделений, о величине, характере и причинах отклонений в деятельности изучаемых объектов, а также об имеющихся резервах производства.

Одна из основных задач и конечная цель экономического анализа — выявление хозяйственных резервов и разработка мероприятий по их использованию. Резервами называют неиспользованные возможности улучшения анализируемых хозяйственных результатов.

Резервы можно классифицировать по отдельным признакам: внут рихозяйственные, внешние, не предусмотренные в планах и выявленные в процессе выполнения планов, текущие и перспективные. В свою очередь каждая из названных групп подразделяется еще на подгруппы.

Наряду с традиционным анализом существующего состояния хозяйственной деятельности важное значение приобретает анализ возможных хозяйственных результатов, полученных при различных вариантах комплексного сочетания важнейших факторов производства: технологических, экономических, социологических и др.

Основная задача анализа состоит в выявлении резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности по сравнению с достигнутым уровнем, резервов выполнения и перевыполнения планов, увеличения выпуска продукции и повышения ее качества, улучшения использования производственных ресурсов и снижения себестоимости продукции, повышения рентабельности и увеличения прибыли хозяйства.

Для выполнения основной задачи при экономическом анализе решается ряд задач:

1.Проведение всесторонней оценки достигнутого уровня производства для разработки оптимальных решений при обосновании планов предприятия.

2.Осуществление контроля за ходом выполнения планов предприятия и его подразделений, а также намеченных мероприятий.

3.Выявление дополнительных резервов деятельности предприятия, не учтенных в планах.

4.Проведение всесторонней и объективной оценки конечных результатов работы предприятия, всех его подразделений.

5.Осуществление хозяйственного и внутрихозяйственного расчета, улучшение всей экономической работы предприятия.

6.Выявление и измерение влияния различных факторов на анализируемые показатели хозяйственной деятельности, изучение причин отклонений.

7.Обобщение результатов анализа, формулирование выводов и предложений по использованию выявленных резервов, закреплению достижений и ликвидации недостатков в работе, распространению передового опыта на производстве.

Решение этих задач при экономическом анализе способствует улучшению управления производством, укреплению его экономики, выполнению намеченных целей и планов, повышению эффективности деятельности каждого предприятия. На этой основе обеспечивается повышение эффективности как отдельных отраслей народного хозяйства, так и всего народно-хозяйственного комплекса.

В этой связи важная роль отводится методам и приемам экономического анализа.

Экономический анализ есть прежде всего факторный анализ. Экономический показатель, фигурирующий в задаче факторного анализа как объект исследования, называется результативным показателем. Показатели, участвующие в задаче как характеристики результативного показателя, т. е. определяющие его поведение, называются факторными показателями.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы (результативный показатель) к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

В анализе хозяйственной деятельности различают два основных подхода к изучению закономерностей: детерминированный анализ; стохастический анализ.

Детерминированный подход направлен на изучение прямых связей, когда связь между результативным и факторными показателями функциональна: N = RB.

Стохастический анализ направлен на изучение косвенных связей. Им пользуются для углубления детерминированного анализа по факторам, по которым нельзя построить прямую детерминированную модель (изучение взаимосвязи между выработкой и численностью).

В детерминированном моделировании факторных систем выделя ют такие основные типы конечных факторных систем: 1. Аддитивная модель 2.Мультипликативная модель 3. Кратная модель

Детерминированное моделирование является основой для количественной оценки роли отдельных факторов в динамике изменения обобщающего показателя.

Стохастический анализ проводится в том случае, когда невозможно определить прямые связи.

При прямом факторном анализе выявляются отдельные факторы, влияющие на изменение результативного показателя или процесса, устанавливаются формы детерминированной или стохастической зависимости между результативным показателем и определенным набором факторов, выясняется роль отдельных факторов в изменении результативного экономического показателя.

Для детального исследования экономических показателей или процессов проводится цепной факторный анализ, который может быть как статическим, так и динамическим.

Однако независимо от того, с помощью какого подхода осуществляется экономический анализ, типичные классы задач, стоящие перед ним, всегда остаются. К ним относятся:

1.Изучение наличия направления и интенсивности связи экономических показателей.

2.Ранжировка и классификация факторов экономических явлений.

3.Выявление аналитической формы связи между показателями.

4.Сглаживание динамики изменения уровня показателей.

5.Выявление закономерностей периодических колебаний уровня показателя.

6.Изучение размерности экономических явлений.

7.Выявление наиболее информативных (обобщающих) синтетических показателей.

8.Изучение структуры связей в системе экономических показателей.

Экономический анализ базируется на материалистической диалектике и экономической теории рынка. Всеобщий диалектический метод познания реальной действительности предполагает изучение явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в изменении и развитии.

Под методом экономического анализа следует понимать диалекти ческий способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Особенностью метода экономического анализа является то, что он использует систему показателей, которые на том или ином уровне управления наиболее широко характеризуют субъект рыночных отношений, выявляет и измеряет тесноту взаимосвязи этих показателей. Необходимость такого подхода связана с тем, что изучение каждого показателя в отрыве от других порождает ошибочные выводы, не позволяет проникнуть в глубину происходящих процессов, осознать необходимость проведения тех или иных мероприятий.

Исходя из этого метод экономического анализа представляет собой совокупность способов изучения хозяйственной деятельности предприятий путем выявления и определения взаимосвязей изучаемых показателей, расчленения их на составляющие и сравнения с другими, измерения величины влияния на изучаемые показатели как отдельных составляющих, так и совокупности их в единстве и взаимной связи. В этом определении обнаруживается пять наиболее общих элементов метода:

•выявление и представление взаимосвязи изучаемого явления;

•расчленение или детализация;

•сравнение;

•определение величины влияния факторов или элиминирование;

•обобщение.

Без применения при анализе всех названных элементов метода невозможно глубокое и всестороннее изучение экономических показателей и процессов, происходящих в экономике.

33. Способы разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора на основе анализа экономических показателей деятельности организации эконометрическими методами.

 

Эконометрика представляет собой науку об экономических измерениях.

В современном понимании эконометрика является научной дисциплиной, которая объединила систему теоретических результатов (приемы, методы и модели) следующих направлений: экономическая теория; экономическая статистика; математико-статистический инструментарий и др.

Таким образом, эконометрика на основе положений экономической теории и базовых положений экономической статистики дает возможность при использовании необходимого математико-статистического инструментария придать определенное (количественное) выражение качественным (общим) закономерностям.

Практически методы эконометрики применяются для следующих целей:

1) Вывести экономические законы,

2) Сформулировать экономические модели, опираясь на знание экономической теории и эмпирических данных,

3) Оценить неизвестные величины (параметры) рассматриваемых моделей,

4) Планировать и оценивать точность прогнозов,

5) Разрабатывать рекомендации в области экономической политики.

Можно выделить несколько основных методов эконометрики:

- Сводка и группировка информации;

- Анализ, который может быть вариационным и дисперсионным;

- Применение регрессионного и корреляционного анализа;

- Уравнения зависимостей;

- Индексы статистики.

Статистическая сводка представляет собой научно-организованную обработку материалов наблюдения, которая состоит из следующих элементов: систематизация, группировка данных, составление таблиц, расчет итогов, вычисление производных показателей (средние и относительные величины).

Статистическая группировка включает в себя процесс образования однородных групп следующими методами: разделение статистических совокупностей на части, объединение исследуемых единиц в частные совокупности по соответствующим признакам.

Дисперсия признака представляет собой средний квадрат отклонений вариантов от их средней величины. В эконометрике используют несколько типов дисперсии:

- Общая дисперсия, характеризующая вариацию признаков в статистической совокупности в процессе воздействия всех факторов;

- Межгрупповая дисперсия, показывающая размеры отклонений средних групповых величин от общей средней величины, характеризуя при этом влияние фактора, который положен в основу данной группировки;

- Внутригрупповая дисперсия (остаточная), характеризующая вариацию признака в середине каждой группы.

Одним из методов эконометрики является использование среднего квадратического отклонения, которое представляет собой обобщающую характеристику размеров вариации признака в совокупности. Квадратическое отклонение равно корню квадратному от дисперсии. При этом для сравнения изменения одного и того же признака в нескольких совокупностях применяют относительный показатель вариации, который называется коэффициент вариации.

Регрессионный и корреляционный анализ:

Метод наименьших квадратов определяет точные теоретические значения моделей однофакторной регрессии, включая ее графическое отображение.

Статистические уравнения зависимости; Статистические индексы:

Статистические индексы, используемые в качестве меры изменения количества, вне зависимости от изменения качественных признаков (цена, себестоимость, производительность труда и др.). Также данные индексы применяют в процессе характеристики качественного признака независимо от изменений в количестве (объем товара в натуральном выражении, численность работников и др.).

Большинство эконометрических методов основано на построении эконометрических моделей и возможности их использования для описания, анализа и прогнозирования реальных экономических процессов. Эконометрическая модель – это экономико-математическая модель факторного анализа, параметры которой оцениваются средствами математической статистики. Она выступает в качестве средства анализа и прогнозирования конкретных экономических процессов и принятия на их основе наилучших управленческих решений.

 

34. Способы разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора на основе анализа на основе критериев социально-экономической эффективности.

 

В теории принятия решений отдельные авторы выделяют понятия «управленческие решения» и «управленческие действие». При этом под управленческими решениями понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управление (руководителя, коллегиального или коллективного органа) разрешению проблемной ситуации. Управленческие действия – это внешне наблюдаемые процессы деятельности управленческих работников по обеспечению выполнения управленческого решения. Принятие решения можно характеризовать как промежуточную фазу между решением и действием, включающую воздействие на социальную среду разработчиков и исполнителей принятого решения.

С учетом сказанного понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям (этапам) процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.

Под эффективностью в общем виде понимается результативность чего-либо (производства, управления, труда). В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность (Ээ) характеризуется отношением полученного результата (Р) к затратам (З).

Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.

Следует отметить, что в теоретическом и методическом плане вопросы оценки эффективности управленческих решений, как и управления в целом, разработаны еще недостаточно. Поэтому чаще всего эффективность оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива предприятия в целом. При этом, как правило, не выделяется эффективность поэтапная (разработки и реализации решений).

В состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений могут быть включены:

· своевременность представления проекта решения,

· степень научной обоснованности решений (использование научных методов разработки, современных подходов), — многовариантность расчетов, применение технических средств,

· ориентация на изучение и использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта,

· расходы, связанные с разработкой проектов решений,

· численность занятых в разработке решений (специалистов, привлеченных работников предприятия), стоимость и сроки реализации проекта, количество соисполнителей на этапе разработки решений,

· использование внешних консультантов в ходе разработки вариантов решений,

· степень риска в реализации решений и др.

Количественная оценка эффективности управленческих решений во многом затруднена из – за специфических особенностей управленческого труда, которые состоят в том, что:

· управленческий труд, включая выработку и принятие решений, преимущественно творческий, трудно поддается нормированию и учету;

· реализация решения сопряжена с определенными социально-психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических;

· результаты реализации решений проявляются oпосредованно через деятельность коллектива предприятия в целом, в котором сложно выделить долю затрат труда управленческого. В итоге отождествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которых направлено управленческое воздействие;

· из-за существующих трудностей нередко отсутствует текущий контроль за реализацией решений, в результате деятельность оценивается за прошедший период, устанавливается ориентация на будущее с учетом факторов, оказавших влияние в прошлом, хотя в будущем они могут и не проявиться;

· затрудняет оценку эффективности решений и временной фактор, поскольку их реализация может быть как оперативной (сиюминутной), так и развернутой во времени (в течение дней, недель, месяцев и даже лет). Динамизм хозяйственной жизни может преподносить нюансы, в совокупности искажающие величину ожидаемой результативности решений;

· з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: