IV. Сообщение темы урока и ожидаемых результатов

План дистанционного обучения по истории Всеобщей 7-А,Б,В  класс. 27 апреля

Дата Тема Задание
27.04.2020 Османская империя. Классная работа: прочитать параграф 25 учебника,, работать с картой,   Д/З:.выполнитьтест.  
     

Прислать мне личным сообщением в соц. cети VK фото выполненного задания. Срок – до 27.04.2020

 

 

 

Тема урока «Османская империя в XIV-XVI в.в.»

Цели урока:

1. Определять особенности власти Османской империи и роль армии в ней.

2. Помочь учащимся понять причины военных успехов турок- османов и причины упадка Османской империи.

3. Сопоставлять и анализировать исторические факты, работать с исторической картой,

4. Применять и объяснять понятия «военно-феодальное государство», «империя», «янычары», «халиф».

5. Воспитывать неприятие завоевательных войн как метода государственной политики и разрешения межнациональных конфликтов.

.

Основные понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, военно-феодальное государство, империя, халиф, гайдуки, янычары, сипахи.

Основные даты: конец XIIIв., 1453г., 1389г., конец 16в.

Исторические личности: Мехмед II, Селим I, Cулейман I, Селим II, Роксолана.

 

Ход урока

І. Организационный момент

1. Поработайте с картой «Османская империя в XIV-XVвв.» - с. 211 учебника)

2. В 13 веке на территории Балканского полуострова располагалось три больших государства.

 

Болгария

Сербия

Византия

В 12 в. освободилась из под власти Византии. В сер.14 в. распалась на три независимых государства, а в конце века – на 500 лет попала под власть османов.

В 14 в. распалась на феодальные владения, враждовавшие между собой 1389г. – поражение в битве на Косовом поле (Милош Обилич). Через 70 лет попала под власть султана.

После 4-го крестового похода (1202-1204гг.) - очень ослабла. Крестоносцы захватили и ограбили Константинополь, создали там Латинскую империю и больше не ходили на Иерусалим.

В 14 в. государства Балканского полуострова были ослаблены междоусобными войнами и борьбой с турками-османами.

3.Как связаны понятия «Византия» и «османы»? материал учебника с.208 (в борьбе с покоренными народами Византия часто прибегала к помощи турок-османов).

Учитель: Османская империя – страна чудес. Это одна из самых интересных и колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира. Ни одна страна так не манит запахом пряностей, рубиновым закатом, лазурным морем, приторным лукумом, нежной баней и шелковыми платками танцовщиц…

Сегодня на уроке мы познакомимся с самым значимым и интересным периодом османской истории, будем говорить о взлетах и падении империи - о том периоде ее истории, который турецкие историки называют временем «остановки», прочувствуем всю сложность и противоречивость изучаемого периода.

Наш век пройдет, откроются архивы

И все, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор.

Вождей иных тогда померкнут лики

И обнажится всякая беда,

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда!

IV. Сообщение темы урока и ожидаемых результатов.

Итак, тема сегодняшнего урока «Османская империя в XIV-XVI вв.»

Познакомьтесь с планом нашего урока и запишите его в тетради.

1. Османская империя в XIV-XVI вв.: особенности организации власти и роль армии в ней.

2. Внешняя политика Османской империи.

3. Упадок Османской империи.

4. Достижения культуры.

После этого урока вы сможете:

1. Определять особенности власти Османского государства и роль армии в нем.

2. Характеризовать внешнюю политику султанов.

3. Показывать на карте рост территории Османской империи в XVI веке и называть завоеванные народы.

4. Определять причины упадка Османской империи.

5. Характеризовать вклад народов Ближнего Востока в мировую культуру.

6. Высказывать собственные суждения о негативном влиянии завоевательных войн на развитие государства.

Сумеете ответить на ключевой вопрос «Почему даже такое государство как Османская империя теряет свое могущество и все-таки распадается?»

V. Изучение нового материала (его первичное восприятие)

1. «Османская империя в X IV-XVI вв.»:

Учитель дает историческую справк у: Османская империя, созданная в результате завоевательных походов султанов, занимала на рубеже XV—XVI вв. огромную территорию в трех частях света — в Европе, Азии и Африке. Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, традициями было делом непростым. Главными слагаемыми успеха были: политика централизации и укрепления политического единства, хорошо отлаженная военная машина и военно-феодальная система землевладени. Во главе государства стоял султан. Его называли «тенью Бога на земле», поэтому личность его была неприкосновенной и священной. Это был главный собственник земли. Султан управлял государством с помощью высшего совета – Дивана, работой которого руководил великий визирь – второе лицо в государстве. Он ведал гражданскими, военными, финансовыми, иностранными и хозяйственными делами. Духовную жизнь империи контролировал шейх-уль-ислам. Он следил за соблюдением исламского права, ему подчинялись муллы и судьи. Турецкое правительство и дворец, где оно находилось, назывались Высокая порта. Поэтому и за Османской империей впоследствии закрепилось название Блистательная, или Высокая порта.

Сложившееся государство было военно-феодальным. Вся земля находилась в собственности государства. Пожалование земли сопровождалось обязательством феодала. За счет налогов, собираемых с крестьян (основной массы населения страны), он должен был в нужный момент снарядить определенное число воинов. Турецкий феодал (сипахи) был избавлен от хозяйственных забот. Его обогащение напрямую зависело от того, как он выполняет свои воинские обязанности, поэтому феодал-воин не считал свои доходы от пожалованных султаном земель основными. Главное он видел в завоевании новых территорий и их ограблении. Военно-феодальная организация османского государства постоянно укреплялась. Помимо войск феодалов, было создано специальное войско янычар. Они находились на денежном жаловании у султана и не имели никаких связей с местным населением. Янычары были профессиональными воинами и являлись ударной силой султана, как на войне, так и в его отношениях с феодальной знатью.

Учитель: Период XVI—XVII вв. характеризуется как наивысшая турецкая экспансия. Рассмотрим его.

2. Внешняя политика Османской империи.

 

Учитель: Император Византии предлагал турецкому султану взять себе все города, но оставить ему, императору, столицу, за что император будет платить султану ежегодную дань. Но султан отверг эти предложения и ответил, что «сабля и религия неразделимы» и потребовал сдачи Константинополя. «Я могу делать все, что мне угодно. Оба берега Босфора принадлежат мне: тот, восточный, потому что на нем живут османы, а тот, западный, потому вы не умеете его защищать».

- Как вы понимаете слова: «Сабля и религия неразделимы»? (опора султана – сильный воин-мусульманин).

- А еще Мехмед II говорил: «Не положу оружие, доколе в Европе останется хоть один христианин». Достаточно ли этих сведений, чтобы считать его темным человеком и варваром. Почему? (Нет, он не темный человек, он предан своей вере).

- Назовите направления завоевательных походов. (3-я гр.) (Слайд 12).

- Каковы были последствия завоевательных походов для Османской империи и покоренных народов? (вопрос всем).

Объяснение учителя: Завоевательную политику Мехмеда II продолжали его наследники, одним из которых был, Селим I Грозный (1512-1520гг.). Его войска захватили даже Мекку и Медину, а по исламской традиции, тот, кто владеет этими землями, имеет религиозную власть в мусульманском мире и, поэтому, Селим I и его преемники Сулейман I, Селим II стали называть себя халифами. Но наивысшего могущества Османская империя достигла при султане Сулеймане I Законодателе (Кануне) (1520-1566гг.), которого в Западной Европе называли Великолепным. Какая ассоциация у вас возникает при упоминании прозвища этого правителя? «Законодатель» = «Закон».

Учитель: Так в ходе чего же было создано Османское государство? (захватнические войны). Было ли оно однородным? (Нет. Его населяли различные по национальному и религиозному признаку народы). В каком положении были завоеванные народы? (по тексту).

 

2. Упадок Османской империи

Пользуясь текстом, давайте вместе определим «Причины ослабления Османской империи».

1.Борьба покоренных народов

2.Укрепление собственности феодалов на землю.

3.Империя создана силой оружия и была непрочной

.

Промежуточный итог: Османская империя была создана мечом и, мечом поддерживалось ее существование. Неспособность османской военной машины в изменившихся условиях обеспечить дальнейшую территориальную экспансию и ограбление соседей лишало османское общество возможности и далее развиваться. И никакие реформы не могли разрешить кризиса. Поэтому неслучайно период конца XVIв. турецкие историки называют временем «остановки».

3. Достижения культуры Османской империи:

4. (самостоятельно прочитать)

Закрепляющаябеседа:

- Какие достижения культуры позволяют назвать Османскую империю конца XVI в. одной из самых колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира: Период XIV-XVI вв. – поистине золотое время в развитии турецкой культуры. Многие шедевры и традиции того времени сохранились до наших дней. Среди них произведения литературы и искусства, научные трактаты и архитектурные сооружения, создателями которых были как сами турки, так и население покоренных ими государств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: