План дистанционного обучения по истории Всеобщей 7-А,Б,В класс. 27 апреля
Дата | Тема | Задание |
27.04.2020 | Османская империя. | Классная работа: прочитать параграф 25 учебника,, работать с картой, Д/З:.выполнитьтест. |
Прислать мне личным сообщением в соц. cети VK фото выполненного задания. Срок – до 27.04.2020
Тема урока «Османская империя в XIV-XVI в.в.»
Цели урока:
1. Определять особенности власти Османской империи и роль армии в ней.
2. Помочь учащимся понять причины военных успехов турок- османов и причины упадка Османской империи.
3. Сопоставлять и анализировать исторические факты, работать с исторической картой,
4. Применять и объяснять понятия «военно-феодальное государство», «империя», «янычары», «халиф».
5. Воспитывать неприятие завоевательных войн как метода государственной политики и разрешения межнациональных конфликтов.
.
Основные понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, военно-феодальное государство, империя, халиф, гайдуки, янычары, сипахи.
|
|
Основные даты: конец XIIIв., 1453г., 1389г., конец 16в.
Исторические личности: Мехмед II, Селим I, Cулейман I, Селим II, Роксолана.
Ход урока
І. Организационный момент
1. Поработайте с картой «Османская империя в XIV-XVвв.» - с. 211 учебника)
2. В 13 веке на территории Балканского полуострова располагалось три больших государства.
Болгария
Сербия
Византия
В 12 в. освободилась из под власти Византии. В сер.14 в. распалась на три независимых государства, а в конце века – на 500 лет попала под власть османов.
В 14 в. распалась на феодальные владения, враждовавшие между собой 1389г. – поражение в битве на Косовом поле (Милош Обилич). Через 70 лет попала под власть султана.
После 4-го крестового похода (1202-1204гг.) - очень ослабла. Крестоносцы захватили и ограбили Константинополь, создали там Латинскую империю и больше не ходили на Иерусалим.
В 14 в. государства Балканского полуострова были ослаблены междоусобными войнами и борьбой с турками-османами.
3.Как связаны понятия «Византия» и «османы»? материал учебника с.208 (в борьбе с покоренными народами Византия часто прибегала к помощи турок-османов).
Учитель: Османская империя – страна чудес. Это одна из самых интересных и колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира. Ни одна страна так не манит запахом пряностей, рубиновым закатом, лазурным морем, приторным лукумом, нежной баней и шелковыми платками танцовщиц…
Сегодня на уроке мы познакомимся с самым значимым и интересным периодом османской истории, будем говорить о взлетах и падении империи - о том периоде ее истории, который турецкие историки называют временем «остановки», прочувствуем всю сложность и противоречивость изучаемого периода.
|
|
Наш век пройдет, откроются архивы
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Вождей иных тогда померкнут лики
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда!
IV. Сообщение темы урока и ожидаемых результатов.
Итак, тема сегодняшнего урока «Османская империя в XIV-XVI вв.»
Познакомьтесь с планом нашего урока и запишите его в тетради.
1. Османская империя в XIV-XVI вв.: особенности организации власти и роль армии в ней.
2. Внешняя политика Османской империи.
3. Упадок Османской империи.
4. Достижения культуры.
После этого урока вы сможете:
1. Определять особенности власти Османского государства и роль армии в нем.
2. Характеризовать внешнюю политику султанов.
3. Показывать на карте рост территории Османской империи в XVI веке и называть завоеванные народы.
4. Определять причины упадка Османской империи.
5. Характеризовать вклад народов Ближнего Востока в мировую культуру.
6. Высказывать собственные суждения о негативном влиянии завоевательных войн на развитие государства.
Сумеете ответить на ключевой вопрос «Почему даже такое государство как Османская империя теряет свое могущество и все-таки распадается?»
V. Изучение нового материала (его первичное восприятие)
1. «Османская империя в X IV-XVI вв.»:
Учитель дает историческую справк у: Османская империя, созданная в результате завоевательных походов султанов, занимала на рубеже XV—XVI вв. огромную территорию в трех частях света — в Европе, Азии и Африке. Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, традициями было делом непростым. Главными слагаемыми успеха были: политика централизации и укрепления политического единства, хорошо отлаженная военная машина и военно-феодальная система землевладени. Во главе государства стоял султан. Его называли «тенью Бога на земле», поэтому личность его была неприкосновенной и священной. Это был главный собственник земли. Султан управлял государством с помощью высшего совета – Дивана, работой которого руководил великий визирь – второе лицо в государстве. Он ведал гражданскими, военными, финансовыми, иностранными и хозяйственными делами. Духовную жизнь империи контролировал шейх-уль-ислам. Он следил за соблюдением исламского права, ему подчинялись муллы и судьи. Турецкое правительство и дворец, где оно находилось, назывались Высокая порта. Поэтому и за Османской империей впоследствии закрепилось название Блистательная, или Высокая порта.
Сложившееся государство было военно-феодальным. Вся земля находилась в собственности государства. Пожалование земли сопровождалось обязательством феодала. За счет налогов, собираемых с крестьян (основной массы населения страны), он должен был в нужный момент снарядить определенное число воинов. Турецкий феодал (сипахи) был избавлен от хозяйственных забот. Его обогащение напрямую зависело от того, как он выполняет свои воинские обязанности, поэтому феодал-воин не считал свои доходы от пожалованных султаном земель основными. Главное он видел в завоевании новых территорий и их ограблении. Военно-феодальная организация османского государства постоянно укреплялась. Помимо войск феодалов, было создано специальное войско янычар. Они находились на денежном жаловании у султана и не имели никаких связей с местным населением. Янычары были профессиональными воинами и являлись ударной силой султана, как на войне, так и в его отношениях с феодальной знатью.
Учитель: Период XVI—XVII вв. характеризуется как наивысшая турецкая экспансия. Рассмотрим его.
|
|
2. Внешняя политика Османской империи.
Учитель: Император Византии предлагал турецкому султану взять себе все города, но оставить ему, императору, столицу, за что император будет платить султану ежегодную дань. Но султан отверг эти предложения и ответил, что «сабля и религия неразделимы» и потребовал сдачи Константинополя. «Я могу делать все, что мне угодно. Оба берега Босфора принадлежат мне: тот, восточный, потому что на нем живут османы, а тот, западный, потому вы не умеете его защищать».
- Как вы понимаете слова: «Сабля и религия неразделимы»? (опора султана – сильный воин-мусульманин).
- А еще Мехмед II говорил: «Не положу оружие, доколе в Европе останется хоть один христианин». Достаточно ли этих сведений, чтобы считать его темным человеком и варваром. Почему? (Нет, он не темный человек, он предан своей вере).
- Назовите направления завоевательных походов. (3-я гр.) (Слайд 12).
- Каковы были последствия завоевательных походов для Османской империи и покоренных народов? (вопрос всем).
Объяснение учителя: Завоевательную политику Мехмеда II продолжали его наследники, одним из которых был, Селим I Грозный (1512-1520гг.). Его войска захватили даже Мекку и Медину, а по исламской традиции, тот, кто владеет этими землями, имеет религиозную власть в мусульманском мире и, поэтому, Селим I и его преемники Сулейман I, Селим II стали называть себя халифами. Но наивысшего могущества Османская империя достигла при султане Сулеймане I Законодателе (Кануне) (1520-1566гг.), которого в Западной Европе называли Великолепным. Какая ассоциация у вас возникает при упоминании прозвища этого правителя? «Законодатель» = «Закон».
Учитель: Так в ходе чего же было создано Османское государство? (захватнические войны). Было ли оно однородным? (Нет. Его населяли различные по национальному и религиозному признаку народы). В каком положении были завоеванные народы? (по тексту).
2. Упадок Османской империи
Пользуясь текстом, давайте вместе определим «Причины ослабления Османской империи».
|
|
1.Борьба покоренных народов
2.Укрепление собственности феодалов на землю.
3.Империя создана силой оружия и была непрочной
.
Промежуточный итог: Османская империя была создана мечом и, мечом поддерживалось ее существование. Неспособность османской военной машины в изменившихся условиях обеспечить дальнейшую территориальную экспансию и ограбление соседей лишало османское общество возможности и далее развиваться. И никакие реформы не могли разрешить кризиса. Поэтому неслучайно период конца XVIв. турецкие историки называют временем «остановки».
3. Достижения культуры Османской империи:
4. (самостоятельно прочитать)
Закрепляющаябеседа:
- Какие достижения культуры позволяют назвать Османскую империю конца XVI в. одной из самых колоритных стран не только Ближнего Востока, но и всего мира: Период XIV-XVI вв. – поистине золотое время в развитии турецкой культуры. Многие шедевры и традиции того времени сохранились до наших дней. Среди них произведения литературы и искусства, научные трактаты и архитектурные сооружения, создателями которых были как сами турки, так и население покоренных ими государств).