Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
· аудирование
· говорение
· чтение
· письмо.
Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:
- инструментальная функция - использование языка с целью получить что-либо;
- регулятивная функция - использование языка для контроля над поведением окружающих;
- интерактивная функция - использование языка для взаимодействия с другими людьми;
- личностная функция - использование языка для выражения собственных чувств и мыслей;
- эвристическая функция - использование языка для изучения и познания мира;
- образная функция - использование языка для создания мира фантазий;
- репрезентативная функция - использование языка для передачи информации.
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.
|
|
Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках заключаются в том, чтобы:
· сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи
· сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
· развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;
· обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;
· развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
· ученик спрашивает,
· подтверждает мысль,
· побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:
· осознание необходимости общения,
· потребность использования речи,
· формирование представлений о речевом поведении.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральная.
|
|
Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации
· устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается
· мотивируется общение
· презентуется (преподносится) речевой материал
· приобретаются речевые навыки
· развивается активность детей и самостоятельность общения
· закрепляются коммуникативные навыки учащихся.
Другой эффективной единицей обучения с использованием коммуникативных технологий является совместный анализ текстов. Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;
- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов;
- уроки - распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д..
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - Сб.: Издательство «Лань», 2003. - 656 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2007. - 112 с., илл.
Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.
Капинос В.И., Сергеева Н.К., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. - М., 1991.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2008. - 365 с. (Сер. «Психология для студента», вып.4).
. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2008. - 220 с.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 144 с.
Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004. - 336 с.: ил. - (Азбука психологии).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методики С.Д.Забрамной:
1. сюжетные картинки
Цель - выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление пространственно-временных и причинно-следственных отношений, словарный запас, способность воспринимать и понимать обращенную речь, точность употребления слов, состояние фразовой речи, запас сведений об окружающем мире, адекватность эмоциональной реакции.
2. рассказ по опорным картинкам.
Цель - выявление способности воспринимать и понимать обращенную речь, точность употребления слов, знание обобщающего слова, умение выделить главное с учетом вопроса, состояние фразовой речи, умение составить рассказ по картинкам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2