Кабинет министров Японии

Высшим органом исполнительной государственной власти является кабинет правительства: премьер, 12 министров и 8 государственных министров. Государственные министры - это министры без портфелей. Министры в Японии не специалисты в соответствующих отраслях и сферах управления, они политики и представляют интересы своей партии. У каждого министра есть административный заместитель, который действительно профессионал в своей сфере.

Премьер-министр прямо избирается Парламентом. В состав правительства не входят министр обороны и министр внутренних дел. Осуществление делегированного законодательства. Парламент принимает рамочный закон, в котором перечислены вопросы, по которым правительство имеет право принимать декреты, имеющие силу закона. Как и любое правительство, правительство Японии координирует деятельность министерств и ведомств. Также правительство разрабатывает проект бюджета. В Японии выделяются правительственные законопроекты. Им отдаётся приоритет: они рассматриваются вне очереди, а если имеется инициативный законопроект, который исходит, например, от депутатов, то он откладывается на второй план.

Правительство Японии обеспечивает охрану законности и правопорядка. Также обеспечивает оборону самой Японии. Правительство Японии полностью самостоятельно осуществляет внешнюю политику. Премьер-министр подписывает и межгосударственные, и межправительственные соглашения. Первые подлежат ратификации, вторые - не подлежат. За свою деятельность правительство несёт коллегиальную ответственность. Т.е. если одному премьер-министру выражается недоверие, то всё правительство уходит в отставку.

Судебная система

В Японии действует только исковое судопроизводство по вопросам о признании того или иного закона неконституционным. Это означает, что любой поданный Японии (юридическое или физическое лицо) может обратиться в окружной суд с иском о признании того или иного закона неконституционным. Окружной суд рассматривает это дело и выносит предварительное решение (например, признаёт закон неконституционным) и передаёт материалы дела в Верховный суд, решение которого является окончательным.

Существует мнение, что Верховный суд консервативен, и что за всю историю существования он удовлетворил всего несколько исков о признании законов неконституционными, но это объясняется только высокой квалификацией Парламента и законодательства Японии.

Также существуют первичные суды:

 К их юрисдикции относятся:

а) преступления, за которые предусмотрен штраф в виде альтернативного наказания;

б) преступления, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа и ниже;

в) кражи, присвоения, укрывательство краденого, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет.

Система судов: Верховный суд (у которого есть функция конституционного надзора); выделяется система высших судов, окружных судов, и есть семейные суды. Семейные суды рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела; рассматривают все дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; дела, связанные с несовершеннолетними, поэтому возникают высокие требования к судьям, чтобы они были юристами-профессионалами и отличными педагогами. 

Система органов прокуратуры также строится по четырёхуровневой схеме:

1. Генеральная прокуратура;

2. Высшие прокуратуры;

3. Местные прокуратуры;

4. Участковые прокуратуры.

Органы прокуратуры входят в систему министерства юстиции, но они не наделены правом руководства прокурорами в расследовании. Министр юстиции может давать указания по конкретным делам лишь генеральному прокурору, которые последний может опротестовать.

В Японии прокуратура - это единственный орган, наделенный правом возбуждения уголовного преследования. Прокуратура осуществляет руководство и надзор за следственной работой полиции и самостоятельно проводит расследование по наиболее серьезным делам (о коррупции, преступлениях корпорации, крупным политическим делам). В функции прокуратуры также входят поддержание обвинения в суде и осуществления надзора за исполнением приговора.

 Верховный суд. Главный судья Верховного Суда назначается императором по представлению кабинета правительства. 14 судей Верховного Суда назначаются кабинетом.

Требования к кандидатам: должны быть выдающимися знатоками национального и международного права; иметь не менее 10 лет стажа практической работы в органах суда или прокуратуре; нравственных требований к судьям не предъявляется.

Каждые 10 лет проводится референдум по всем членам Верховного Суда. Избиратели подтверждают их полномочия или высказываются против дальнейшей их деятельности. Референдум проводится по каждому члену персонально. Судьи Верховного Суда народу известны, а если неизвестны, то человек голосует просто по своему отношению к суду. Это самый эффективный способ контроля над Верховным Судом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: