Хозяйство края в XVII веке

1.Какова была территория края в XVI веке? 2.Какие населенные пункты возникли на территории Тетюшского края во второй половине XVI – XVII вв.? 3.Какими событиями закончилось Смутное время в России? 4.Как отразились события «бунташного века» на жизни края?

После Смуты. В XVII веке Казанский и Свияжский уезды делились на волости. Волость включала в себя несколько деревень. Население («мир») избирало волостных старост и старост отдельных деревень. Староста был из местных жителей. Он отвечал за сбор налогов и исполнение разных повинностей, представлял интересы деревни перед властями.

Правительство в XVII веке стало ликвидировать татарский феодальный класс. Законы и Соборное уложение 1649 года требовали, чтобы татарские князья и мурзы не держали православных у себя «в работах». Татарские крестьяне переводились на ясак, если их хозяева – служилые татары – не крестились. Отказавшихся креститься приписывали позже к заводам, адмиралтейству. Их стали называть лашманами. Это вызывало недовольство у служилых татар и приводило к их участию в крестьянских волнениях и восстаниях.

Власти усиливали эксплуатацию. Основой жизни крестьян была земля, а к захвату её стремились русские помещики, служилые люди, монастыри и церкви. Продолжался процесс колонизации, занимались и осваивались свободные земли. Иногда феодалы насильно отбирали земельные участки у общин ясачных крестьян, или затевали земельные споры и выигрывали их.

К началу XVII века в крае сформировалась прослойка служилых новокрещен. Это было служилое население из нерусских народов, добровольно принявших христианство. Их численность была небольшой, но они стали опорой правительства в проведении социально-экономической и национально-религиозной политики в крае, получали немалые права. Так, они были уравнены в правах с русскими дворянами как землевладельцы, могли использовать труд русских крепостных крестьян.

С конца 1620-х гг. права новокрещеных стали расширяться, а права иноверцев урезаться. По царскому указу 1628 года некрещеным запрещалось не только иметь русских крепостных крестьян, но даже слуг из числа православных. Некрещеные татары лишались полученных от русских людей поместий. Поместья оставлялись только крещеным татарам.

У народов края продолжали развиваться традиционные ремесла. Татарам и другим нерусским народам в конце 20-начале 30-х годов запрещалось заниматься кузнечным и серебряным делом.

В XVII веке складывался всероссийский рынок, что имело большое значение для хозяйственного развития края. Постепенно в товаро-денежные отношения втягивалось ясачное и служилое население. Но участие крестьян в торговле тормозилось тем, что они могли продавать свою продукцию только после уплаты ясака и только в городском гостином дворе через оптовых торговцев-купцов.

Край был пограничным пунктом в торговле между Востоком и Западом.

Новые поселения. После окончания Смуты в Поволжье находилось немало воровских шаек, которые по-прежнему продолжали опустошать край. Это беспокоило проживавших в крае жителей, занимавшихся мирным земледельческим трудом. Жители, особенно чуваши и мордва, покидали эти тревожные места и с небольшим имуществом отправлялись в отдаленные пустынные края. 

 

Чем привлекал Тетюшский край переселенцев?

При подобных условиях была основано и заселилась чувашская деревня Пролей-Каша. В 1611 году несколько чуваш Свияжского уезда пришли в Тетюшский уезд и на юге от Тетюш в 15 верстах от города облюбовали «дикое поле»; поле это лежало недалеко от засеки подле Черного леса, к которому «прилегли татарские отчины бортыя угодья». Место, богатое всякими угодьями лежало возле самой Волги, но было закрыто и незаметно со стороны реки. Сюда прибывали жители и соседних уездов. В 1618 году деревня состояла из 39 дворов.

Переселения. Тетюшский уезд, как и другие Поволжские уезды, подвергался в Смутное время нападениям воровскими шайками; поэтому казанские воеводы считали необходимым посылать служилых людей наряду с другими Поволжскими городами и «под Тетюши». В Смутное время некоторые люди уходили в Тетюшский уезд из других Поволжских уездов и селились здесь на пустых и удобных местах, спасаясь от нападений «лихих людей» в период междуцарствия.

Тетюшский край привлекал людей обилием свободной плодородной земли и всякого рода угодий. Здесь поселялись не только русские крестьяне, но чувашские, мордовские, марийские и другие народы.

Так, спустя год после описи деревни Пролей-Каши, население ее становится многонациональным. В 1619 году в дозорных Тетюшских книгах эта деревня именуется уже не просто чувашскою, а «чувашскою и латышскою». Вероятно, среди служилых людей было немало латышей.

Что такое община? Вспомните основные признаки натурального хозяйства.

Общинное хозяйство. Об изобилии угодий в здешних местах говорит, например, следующий факт: мордва деревни Кулунчи, тянувшая к селу Федоровскому, владела в это время «сенными покосы без дачи на диком поле по татарскому городищу и за городище» на 15 верст; сами крестьяне дворцового села Федоровскаго, «что под Тетюшами, владеют сенными покосы на диком поле до реки Брусянки, а от Брусянки до старого татарского городища без дачи на 15 верст и большие в длину».

Расширявшиеся пашенные угодья в селе Федоровском, рост населения в нем самом и в починках, примыкавших к нему, доказывает, что переселенцы быстро оценили земледельческие преимущества здешней почвы.

Вследствие наплыва переселенцев в Тетюшский уезд в более населенных его местах поселенцы пользовались уже не одними, хорошими землями, а обращались и к таким, на которые они вначале, по всей вероятности, не обращали внимания.

Что такое переложная система земледелеия?

     Хозяйственная жизнь. По мере роста численности земледельческого населения в Тетюшском уезде, в нем уменьшались площади занятые лесом, который служил естественным заграждением от кочевого неприятеля во время его вторжения.

Старый черный (темнохвойный) тетюшский лес с засекою, тянувшийся прежде на 10 верст в длину и на 8 поперек, в конце сороковых годов XVII века простирался лишь на 6 верст в длину и на три поперек. 

В крае в сороковых годах XVII столетия принимались новые меры со стороны правительства, направленные на защиту окраинного населения. Так, с левой стороны Свияги на речке Карле, основана была слобода для защиты окраинного населения, состоявшая из «полковых казаков», числом около 200 человек. Служили здесь и тетюшане.

С правой стороны реки Свияги, на притоке ее около Тетюшской засеки, был построен Карлинский острожек у речки Килни «для приходу воинских людей», то есть для защиты окраины от неприятельского вторжения.

Объясните понятие «феодально-зависимое население».

 

В конце XVI столетия бортные ухожения, бобровые гоны и рыбные ловли на луговой стороне, бывшие во владении служилых инородцев, охватывали огромные пространства.

 

А.Венецианов. Гумно

Повинности. Податная система состояла из двух видов налогового обложения: окладных и неокладных. К окладным относились все прямые налоги, взимаемые ежегодно в установленном размере. Главным окладным налогом был ясак. Им облагались все прибывшие в край крестьяне. Если обнаруживались беглые крестьяне их должны были выселять на «старые их ясаки» с семьями и со всем имуществоим и на их же подводах «с крепкими приставы». Такими же налогами были «стрелецкие деньги», «ямские деньги», «полоняничные деньги» и другие.

Для чего предназначались эти налоги?

К окладным налогам относились многие косвенные, которые собирались по откупной системе. Откупщик вносил в казну запланированную сумму сборов за год, а затем сам собирал её с населения. Это вело к многочисленным злоупотреблениям со стороны откупщиков, которые подчиняли экономически местное население. Такие сборы давали 2/3 дохода государства, поэтому власти поддерживали откупщиков.

К неокладным налогам относились сборы (пошлины) за судебную деятельность, за частные операции, проводимые административными органами.

Кроме уплаты налогов население должно было выполнять многие повинности: строительство и ремонт дорог, городских укреплений, засек, административных зданий, мостовых. Была установлена также ямская повинность.

Взимались и чрезвычайные сборы («пятая и десятая» деньга). Они были установлены центральной властью, собирали их борщики, присылаемые из Москвы. Их поддерживал воевода.

Вместо прежней десятины ржи и яри в конце XVI и начале XVII столетия крестьяне с выти, «пашут по 2 чети ржи, а овса вдвое»; кроме того, они ещё «платят государева оброку с выти по 500 веников да по 50 лубов; да для государевых понизовых отпусков крупу и толокно делают же… и у государевых мельниц всякое мельничное изделье… и прикащиков двор». Ko всему этому местами встречается прибавка: крестьяне, сверх пахоты, по вытям, обыкновенной в дворцовых сёлах в данное время ещё «пашут вызгоном на государевых же десятинах»; последнее означает обязанность целой общины, за пользование какой-либо статьёй предоставленной ей (например, мельницей), обрабатывать известное число десятин сверх определённого.

 

  А.Венецианов. Девушка с теленком

Но в Тетюшском уезде около двадцатых годов XVII века (1619 г.) количество крестьянской пахотной работы на такую выть в дворцовых вотчинах определено было слишком значительным, и выть была увеличена здесь вдвое; оброк же с подобной выти взимался в уезде в данное время в количестве четырёх рублей. В Казанском же уезде в то время крестьяне в дворцовых сёлах пахали с неувеличенных вытей по-прежнему. Вероятно, увеличение вытей в Тетюшском уезде объяснялось разорением дворцовых крестьян в этом пограничном и плохо защищённом уезде.

Правая сторона Поволжья, замыкаемая с севера бывшей Тетюшской засекой, а с юга новой Симбирской чертой, составляла северную часть Симбирской губернии. Ещё в середине XVII столетия здешний чернозем привлекал землевладельцев из соседних уездов, где жили служилые люди, преимущественно из Тетюшского, Свияжского и Казанского уездов. В этом их поддерживало правительство, которому было выгодно переселение сюда людей для защиты окраины государства.

Выводы. Население края в XVII веке формировалось на многонациональной основе. Край усиленно заселялся, возникали новые поселения, в том числе чувашских и марийских крестьян. Освоение земель происходило двумя путями: через заселение края служилами людьми из соседних уездов и пожалованиями владений монастырям. Были возведены Закамская и Тетюшская засеки для защиты от вторжений кочевых народов. Важную роль в хозяйстве края играли земледелие и рыбная ловля.

                                                                                      

Словарь

Подымовные люди – население, несущее повинности с дома (двора) в пользу местной администрации..

Поташное дело – производство калия карбоната, используемого для изготовления мыла, удобрения, стекла.

------------------------------

Вопросы и задания

 1.Какие территории края осваивались наиболее интенсивно в XVII веке? 2.Где и для чего сооружались засечные черты? Кто привлекался на эти работы?3.Охарактеризуйте основные занятия жителей селений и монастырей в то время. *4.На примере села Федоровское охарактеризуйте особенности социально-экономического развития края в XVII веке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: