Врачевание в Шумерии

Лекция № 2

 Врачевание в странах Древнего Востока

План:

 

1. Врачевание в Древней Месопотамии Шумер, Вавилон, Ассирия)

2. Становление медицины в Древнем Египте (III – I тысячелетие до н.э.)

3. Развитие медицины в Древней Индии (III тыс. до н.э. – IV в. н.э.)

4. Медицина в Древнем Китае (сер. II тыс. до н.э. – III в.н.э.)

 

 

Особенности медицины Древней Месопотамии.

Термин «Месопотамия» (греч. Mesopotamia -Междуречье или Двуречье) введен греческим историком Геродотом.

Периодизация и хронология истории Древней Месопотамии.

1. Первые крупные поселки в Древней Передней Азии (7—6-е тыс. до н.э.).

2. Первые древнейшие города-государства шумеров конец 4-го—3-е тысячелетие до н. э.).

3. Вавилонское царство (начало 2-го тысячелетия до н.э.—539 г. до н.э.).

4. Ассирийское царство (конец 3-го тысячелетия до VII в. до н.э.).

Идеология Древней Месопотамии была религиозной.

Врачевание в Шумерии.

Религиозные представления шумеров сформировались на протяжении 3-го тысячелетия до н.э. По их представлениям мир состоял из неба и земли, между ними располагались воздух и звезды; и все это окру­жало бесконечное море. Шумеры верили, что человек был создан из глины с одной лишь целью — служить богам и обеспечи­вать их всем необходимым.

Врачеватели поклонялись многим богам: прежде всего богине врачевателей Гуле — «великой» в переводе с шу­мерского. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвра­щает умерших к жизни. Посредниками в общении между богами и людьми были жрецы.

О развитие врачевания известно из небольшой глиняной таб­лички, которая была составленная в Месопотамии в конце 3-го тысячелетия до н.э. В табличке 145 строк, представляющих 15 прописей лекарственных средств, начертанных клинописью на шумерском языке. Таким образом, она может считаться древ­нейшей «фармакопеей» в истории человечества.

Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего, расти­тельного происхождения: травы, горчицу, тимьян, плоды сливового дере­ва, груши, фиги, инжир, иву, пихту, сосну и т.д. В состав лекарств включались: сырая нефть, речной битум, природная смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, органы водяных змей, панцирь черепа­хи, шерсть и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле.

Древней Месопотамии более позднего периода. Таб­личка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Например: «Предписание 5. Растереть речную глину (ил) и смешать ее с водой; натереть сырой нефтью и приложить как припарку... Предписание 12. Просеять и перемешать растолченный панцирь черепахи, ползу­чее растение нага (из него добывают соду), соль и горчицу. Промыть больное место качественным пивом и горячей водой; вычистить (отскоблить) больное место этим составом и затем смазать растительным маслом и покрыть растертыми в порошок иглами пихты.

Табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться.

 Дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в Шумере конца 3-го тысячелетия до н. э. развивалось не в связи с магией и религией, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека.

Врачеватель имел высокий социальный статус. Врачеватели имели свои печати, на которых изображались инструменты для врачевания, сосуды для лекарств, имя владельца печати и фигура (врачевателя или, что вполне возможно, его божественного покровителя).

Печать выполняла в Месопотамии функции появившейся позднее подписи.

Шумеры заложили основы права и создали первые своды законов — об­разец для более поздних законода­тельств.

У шумеров издавна выработались строгие гигиенические правила.

Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщатель­но вымытым и выбритым с головы до пят. Одной из причин этого обычая было предупреждение педикулеза (вшивости). Основным материалом для одежды была овечья шерсть; льняное полотно ис­пользовалось для одеяний жрецов. В домах были туалеты, полы покрывались тростниковыми циновками, под домом часто располагали семейный мавзо­лей.

 Достижения шумеров послужили основой для дальнейшего раз­вития знаний у народов Ассирии, Вавилонии и других государств древней Передней Азии.

ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ (2-е—середина 1-го тысячелетия до н.э.)

Расцвет и могущество государства связаны с деятельностью выдающегося семитс­кого правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.).

В этот период были достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и по­лучении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, в языко­знании, математике, астрономии, врачевании.

Древние вавилоняне приняли верования шумерских богов. Они сохранили их функции, но дали богам другие имена.

Например: Эйа -бог мудрости  и врачебного искусства. Этим именем в Древней Месопотамии называли врачевателей.

В целом идеология Древней Месопотамии была религиозной. Врачебные знания в старо-вавилонский период записывались на глиняных таб­личках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по назва­ниям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руко­водство».

К середине 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии сформирова­лись два основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей). Искусст­вом врачевания занимались врачеватели — эмпирики асу («зна­ющий воду»). Представители другого направления назывались ашипу (заклинающий).

Жители Месопотамии считали, что здоровье, благополучие и могущество являются результатом присутствия поблизости сверхъестественных сил — ве­ликих богов и «добрых духов», которые охраняют человека.

Передача медицинских знаний осу­ществлялась в узком кругу посвящен­ных. К середине 2-го тысячелетия широкое распространение получило индивиду­альное обучение у известных грамотеев.

Клинописные таблички свидетельствуют  о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упомина­ние о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателе, который лечил болезни глаз.

Таким образом, к середине 1-го тысячелетия до н.э. медицина Древней Месопотамии цени­лась ниже древнеегипетской. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии и во многом служила эталоном для всего древнего Ближ­него Востока, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: