1.3. История институтов и богослужения изображаются также традиционные для позднеантичного искусства аллегории времён года.
Ко второй группе можно отнести чисто символические изображения - специально придуманные христианские символы, которые прямо не изображают Божество, а лишь отсылают к Нему. Первым христианским символом становится знак креста, появляющийся на стенах катакомб и на христианских надгробиях во II в. Самые ранние формы креста — греческий (в катакомбе Люцины) и «андреевский» (в Пальмире, 134 г.), в виде буквы «тау» (в катакомбе Каллиста). Другими тайными знаками христиан были монограммы имени Христос, состоящие из букв X и Р, иногда в сочетании с буквами альфа и омега (ср. Откр. I, 8 и XX,13; буквы стали писать со времен I Вселенского Собора 325 г., утвердившего единосущие Христа Отцу и осудившего арианство). В катакомбах встречаются также изображения рыбы — её греческое название ΙΧΘΥΣ скрывало первые буквы христианского кредо: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Рыбы часто изображаются вместе с евхаристическими символами - корзиной хлеба и сосудом вина. Рыба, наряду с хлебом, упоминается в евангельском эпизоде о чудесном насыщении толпы (Ин. VI, 9, 11) — так, образ рыбы символически отсылает к чудесам Спасителя, дающего верным материальную и духовную пищу. В середине IV в. символ рыбы выходит из употребления.
По Тертуллиану, рыба символизирует спасительные воды Крещения, ср.: «Мы — маленькие рыбки, ведомые нашим Ихтис, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе как пребывая в воде» (ОКрещ. 1).
Другие символы и аллегории катакомб и саркофагов - это ветхозаветный голубь с оливковой ветвью или без неё, корабль, символизирующий Церковь или человеческую душу, плывущую к тихой гавани под водительством Спасителя, якорь — символ надежды, лань, стремящаяся «на источники водныя» (Пс. ХЫ1, 1), виноградная лоза «истинная», символизирующая Христа (ср. Ин. XV, 1), павлин и феникс — символы вечной жизни в античной мифологии (ср. у Геродота, Овидия, Плиния): эти птицы, согласно мифу, умирая, возрождались к новой жизни.
Новую жизнь получают античные образы пастыря овец — на античный пасторальный мотив накладываютЛ|^^ть: Свящ. Писания Ветхого и Нового Заветов. Изображения АЙ брого Пастыря (Ин. X, 14) с овцой — человеческой душой — Шшах РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) широко распространяются в живописи катакомб, нередко являясь центральным образом в своде кубикул. Агнец — образ жертвы в Ветхом Завете — становится в катакомбах и позднее, в ранних мозаиках, образом Христа. Он часто изображается стоящим на горке, из-под которой вытекают четыре райские реки, к нему идут овцы-апостолы. Иногда агнец изображается с проколотым боком, из которого струится кровь.
Третья группа раннехристианских изображений — это сюжеты из Свящ. Писания. На стенах катакомб нередко можно встретить довольно живо написанные картины-фрески[XVIII] на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. С самого начала в христианском искусстве образы из священной истории осмыслялись символически. Так, многие сцены из Ветхого Завета (Грехопадение Адама и Евы, Ноев ковчег, Жертвоприношение и Гостеприимство Авраама, Сон Иакова, Изведение Моисеем источника, Переход через Красное море, история Ионы, Валаам и говорящая ослица, Самсон, побивающий филистимлян, Даниил во рву львином, три отрока в печи) понимались как прообразы спасения человечества, совершившегося благодаря воплощению, смерти и воскресению Христа. Они обещали спасение и воскресение в будущую блаженную жизнь усопшим христианам. Такой же смысл имели образы Нового Завета', чудеса и исцеления Христа (Исцеление кровоточивой, Христос и самарянка), Поклонение волхвов, Воскрешение Лазаря, Крещение Иисуса в Иордане, Тайная вечеря. Однако Распятие и Страсти Христовы никогда не изображались, их лишь обозначали при помощи знака креста.
В катакомбах также широко распространены образы орантов — душ умерших, мужчин и женщин с воздетыми в молитве руками. Часто изображаются также сцены погребальных пиров, в которых участвуют и мужчины, женщины, и дети. Такие мотивы встречались и в языческих некрополях. В литературе эти сцены иногда неверно именуются Евхаристией или Агапой, однако ни то, ни другое не имело места в катакомбах. Важная новая композиция, возникающая в катакомбах, — Собрание апостолов', вокруг центральной фигуры Христа полукругом располагаются апостолы. Иконографической основой для этой сцены стали античные изображения Учителя (Философа) с учениками. Помимо простого варианта этой сцены существует также два более
сложных извода: Тгасййо 1е§к — Даяние закона и Тгасййо с1аУ1ит — Даяние ключей. В ТгасННо 1е§18 изображается передача Христом апостолам свитка - Закона нового (ср.: «Заповедь новую даю Вам» - Ин. XIII, 34). Иконография этой сцены была навеяна имперской практикой назначения чиновников: так, император поставлял чиновника в должность, подавая ему грамоту. Сцена Тгасййо с1аУ1ит, в которой Христос передаёт ключи от рая (обычно ап. Петру), осмыслялась изначально как прощение грехов умершему и принятие его в Небесное царствие, но постепенно приобрела смысл основания Церкви.
С конца IV в. репертуар сюжетов в катакомбах значительно обогащается под влиянием монументальной живописи римских базилик: сюжеты из апсид храмов переносятся в катакомбы. Так, например, в катакомбах Петра и Марцеллина (конец IV в.) в своде кубикулы помещается изображение Христа, прославляемого апостолами Петром, Павлом и мучениками. Сцена имеет сложное двухъярусное построение, между фигурами мучеников в нижней части изображён Агнец, на одной оси со Христом в верхней части — таким образом наглядно демонстрируется жертвенная миссия Христа. Символическая усложнённость этой композиции характерна для своего времени.
Сходны с катакомбными сюжеты баптистерия христианской «домовой церкви», найденной в древнем сирийском городе Дуре Европос (см. выше). На фресках середины III в. изображены Добрый Пастырь, пасущий стадо, Адам и Ева по сторонам от древа познания, Хождение Иисуса по водам и спасения тонущего ап. Петра, Исцеление расслабленного, Христос и самарянка, Жёны-мироносицы у гроба, а также символическое изображение души в виде женщины с крыльями бабочки.
Система росписи катакомб. Стены и своды кубикул разбивались линиями на отдельные панно в виде прямоугольников, кругов, полукругов и др.; на сводах — нередко в виде восьми сегментов вокруг центрального медальона или октагона (восьмиугольника). В этих условных рамках располагаются композиции и отдельные фигуры, птицы, пути, вазоны и гирлянды. Такая система декорации была заимствована из оформления позднеантичных домов. В живописи сводов также нередко воспроизводятся мотивы архитектурной декорации — например, имитируются кессоны, ср. в катакомбах на Виа Латина (320—350 гг.), кубикуле Леона в катакомбах Коммодиллы (конец IV в.). На стенах встречаются мраморировки — например, в Капелле Грека в катакомбах Присциллы конца II в. К стенам иногда приставляются колонны, или они имитируются средствами живописи.
Стиль катакомбной живописи. Живопись катакомб является ветвью позднеантичного искусства, для которого было характерно значительное видоизменение античного стиля. Помимо традиционных для последнего иллюзионистических принципов изображения природы и человека (т.е. подражания природным формам) в позднеримском искусстве наметилась тенденция к трансформациям образа в сторону гротеска, большей экспрессии, передачи трагического внутреннего состояния, отразивших всесторонний кризис эпохи. Художники катакомб берут на вооружение эти приёмы для создания новых, христианских образов. Так, композиции в катакомбах расположены, как правило, на абстрактных белых фонах, иллюзионистические архитектурные и пейзажные фоны римского искусства исчезают. Композиции часто состоят из нескольких фигур, мало связанных между собой и симметрично расставленных. Фигуры нередко силуэтизиру- ются и распластываются вдоль картинной плоскости, они лишаются веса и как будто парят, как, например, фигуры орантов (Донна Ве- лата из катакомб Присциллы, вторая половина III в.). Пропорции искажаются ради выразительности поз, преувеличиваются головы и длани, распростертые в молитве (ср. Донну Велату, Трёх отроков в печи, Даниила во рву львином). Роль жестов значительно возрастает. В лицах мы видим нередко огромные, возведённые к небесам очи, выражающие состояние погруженности в молитву. С помощью гротеска передаётся экспрессивное внутреннее состояние персонажей: так, три халдейских отрока, написанные в живой импрессионистической манере, благодаря названным искажениям формы, превращаются в образ пламенной молитвы ранних христиан времён гонений, готовых в любой день принять мученичество за Христа. Трагизм позднеантичных образов сменяется в катакомбах исповедническим пафосом новой веры. Именно такая «горячая» интонация свойственна в целом искусству катакомб, создававшемуся в период гонений — она исчезнет в последующий период.
Стилистически живопись катакомб весьма неоднородна. Здесь можно найти образы, созданные по всем канонам античного искусства: такова, например, голова апостола или философа из Гипогея (греч. «катакомба, подземелье») Аврелиев (первая половина III в.) на Виале Манцони, вылепленная объёмно, написанная живописно и сочно, с элементами художественного психологизма. Импрессионистические живописные приёмы вообще доминируют в катакомбах. Но нередко приёмы теряют виртуозность, становятся более грубыми и обобщёнными. Эти художественные средства, свидетельствующие о наступающем декадансе античного искусства, христианские художники используют для придания большей выразительности и экспрессии новым, христианским образам.
Скульптура. Скульптура была одним из основных видов искусства в античный период. Во времена ранней Церкви она была распространена и в среде христиан.
Парадоксальным образом первое упоминание о скульптурном изображении Христа мы имеем не от христиан, а от язычников — так, уже упоминавшийся римский император Александр Север (222— 235 гг.) поставил бюст Христа в своём домашнем святилище рядом с бюстами Орфея и Авраама (Элий Лампридий. Жизнь Ал. Сев. 29). По некоторым данным, «иконе» (статуе) Христа (наряду с «иконами» ап. Павла, Гомера и Пифагора) поклонялся Карпократ — основатель христианской гностической секты карпократиан (Епиф. Кипр. О ересях, 27).
О статуе (возможно, первоначально изображавшей языческого бога врачевания Асклепия), почитавшейся как изображение Христа, которое поставила исцелённая им кровоточивая в Кесарии, упоминает Евсевий Кесарийский (Церк. ист. VII, 18.1). Видимо, против подобных изображений, слишком сходных с языческими статуями, и был направлен пафос ранних апологетов (см. выше). Сохранилось значительное число статуй Христа Доброго Пастыря с овцой на плечах (например, в Музеях Ватикана) — вероятно, некоторые из них (как названная) были частью оформления саркофагов.
В ранний период широко были распространены также статуи императоров, от IV в. сохранились портреты Константина Великого (например, Колоссальная статуя, Музеи римского Капитолия), Валентиниана Пили Маркиана (статуя в Барлетте), Аркадия (конец IV в., Археологический музей в Стамбуле), тетрархов (Сан-Марко в Венеции) и др.
Христианские сюжеты появляются на рельефах, украшавших саркофаги, ковчеги для мощей - реликварии, пиксиды (род шкатулки) и другие предметы. Первые датированные христианские саркофаги относятся к концу III в. Для украшения саркофагов, в которых хоронили богатых христиан, использовался более или менее глубокий рельеф. Саркофаги делались из мрамора, императорские также из порфира (например, так называемые саркофаги Констанина и Елены в Музеях Ватикана, 1-я половина IV в.). По оформлению выделяют саркофаги одноярусные и двухъярусные. Саркофаги, оформленные колоннами и карнизами, называются колонными. Сцены располага-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) ются обычно фризами, нередко без всякого разграничения. В конце III — первой половине IV в. для украшения саркофагов использовались изображения «сгриглей» - волнообразных скребков атлетов (это так наз. стригль-саркофаги).
На саркофагах мы встречаем близкий катакомбам набор сюжетов. Языческие античные сюжеты нередко соседствуют с христианскими, как, например, на стригль-саркофаге Людовизи (300—325 гг., Музеи Ватикана). В центре саркофага изображен брак, заключаемый перед лицом богини Юноны (в данном случае, по-видимому, выступающей как олицетворение римского закона), рядом изображены Амур и Психея — олицетворение брака из античной мифологии, а по бокам ветхо- и новозаветные сюжеты: Видение Иезекииля, Воскрешение Лазаря, Исцеление слепого и др. В первой половине IV в. репертуар сюжетов на саркофагах обогащается за счет введения сюжетов Страстного цикла. Расположение не имеет пока строго продуманной системы. Примером тому может служить саркофаг Юния Басса, префекта Рима середины IV в.: ветхозаветные сцены (Жертвоприношение Авраама, Иов на гноище и др.) служат прообразами Страстей Христа (Вход в Иерусалим, Христос перед Пилатом) и Мучений апостолов (Арест ап. Петра, Мученичество ап. Павла). Страдания апостолов впервые здесь сопоставляются со Страстями Христа. Воскресение Христа показывается символически, как на саркофаге «Воскресения» со сценами Страстей (ок. 350 г., Музеи Ватикана): в центре представлен крест, над которым монограмма Христа в лавровом венке и голуби, у подножия креста — дремлющие воины.
На реликвариях (например, серебряном реликварии из Милана конца IV в., липсанотеке второй половины IV в. из Брешии, украшенной резными пластинами слоновой кости) мы также сталкиваемся с разнообразными сюжетами из Свящ. Писания. На крышке липсанотеки представлен Страстной цикл, а стенки в основном заняты ветхозаветными сюжетами и сценами чудес Христа.
Стиль раннехристианской скульптуры развивается от иллюзионистических принципов античного искусства в сторону большей стилизации приёмов. Так, пространственность сцен (когда фигуры помещались в ниши на саркофагах), объёмность и статуарность фигур, естественность движений, для выражения которых так подходил высокий рельеф на саркофагах IV в., уступают место уплощению (низкий рельеф), графической проработке фигур и символизму элементарных мотивов. Примером древней стилистики могут служить колонный саркофаг с апостолами из церкви Сан-Франческа в Равен-
не времён «Феодосиевского ренессанса» около 400 г. или реликварий из Милана. Новые веяния в искусстве У-ΥΙ вв. демонстрируют саркофаги из церкви Сан-Аполлинаре ин Классе (Равенна, VI в.), с изображениями агнцев, павлинов, крестов и монограмм Христа.
Иконография Христа и Богоматери. Подавляющее большинство ранних изображений Христа и Богоматери с младенцем найдено в римских катакомбах. Самые ранние из них относятся к концу II— III вв. Изображения Спасителя и Богоматери в этот период были сюжетными, т.е. они включались в групповые композиции, иллюстрирующие различные сюжеты.
Первые образы Спасителя были аллегорическими — это Добрый Пастырь, несущий на плечах заблудшую овцу, жертвенный агнец с нимбом и крестом, рыбак или рыба. Христос изображался и в образе античных героев и божеств — Геракла, Орфея, Гелиоса (см. выше). Портретные изображения Христа появляются не ранее конца II в., когда в христианском искусстве сформировалось представление о Его внешнем облике. Разумеется, это представление было весьма субъективным и не вполне соответствовало земной внешности Спасителя. С одной стороны, это происходило потому, что ближайшие ученики не оставили Его портретных описаний. С другой стороны, художники не стремились изобразить реального, земного Христа — для них это был идеал, изображение которого строилось по некоему живописному канону. Наиболее распространённым стал тип юного Христа с короткими волосами - за основу этой иконографии было взято изображение юного и прекрасного античного божества Аполлона и врача Асклепия, поскольку в античной древности идеальной, самой лучшей порой в жизни человека считалась молодость, а старость считалась безобразной. В IV в. появляется иконографический тип длинноволосого Христа с бородой — античной основой для такой иконографии стал образ философа. Первые подобные изображения находим в катакомбах Понтиана и Коммодиллы IV в. В последней фигура Христа представлена на фоне креста, а голова обрамлена нимбом, по сторонам от которого изображены буквы альфа и омега.
Иконография Богоматери. Древнейшие изображения Богородицы сохранились на фресках в римских катакомбах и относятся к концу II - первой половине III в. Многочисленны изображения сидящей Богоматери с Младенцем в сцене Поклонения волхвов, древнейшее из которых (конец II в.) находится в катакомбах Присциллы. Возможно, именно Богородица изображается в виде Млекопитательницы в катакомбах Присциллы, в кубикуле Велаты (вторая половина III в.). Она представлена как римская матрона, но с непокрытой головой. Млекопитательница представлена также с пророком (Исайей или Валаамом, или персонификацией пророчества вообще), указующим на звезду (начало III в.) в катакомбах Присциллы. Как Оранта (молящаяся) с младенцем Христом на фоне груди Богоматерь изображена на Кладбище Майуса, по-видимому, времен Константина, т.е. первой половины IV в. Богоматерь одета как римская матрона, голова её покрыта прозрачным покрывалом. Все эти варианты иконографии получат своё развитие в дальнейшем.
Церковное предание об иконах. Согласно преданию, первым изображением Спасителя стал Нерукотворный Образ, посланный Христом царю Осроены Авгарю V.
Царь Авгарь (4 г. до Р.Х. — 7 г. по Р.Х., и 13—50 гг.) был правителем области Осроены со столицей в г. Эдессе. Он считается первым христианским правителем Месопотамии. С его именем связана апокрифическая «переписка с Иисусом Христом». Согласно этому преданию, Авгарь и другие жители столицы были поражены тяжёлой болезнью. Прослышав о чудесных исцелениях, совершённых Христом, Авгарь направил Ему послание, в котором называет Его Богом, сошедшим с небес, и Сыном Божиим и просит посетить Эдессу, чтобы избавить его от страданий. В ответном послании Христос обещает послать к нему одного из своих учеников, но лишь после того, как «исполнит всё то, ради чего послан». После Вознесения Господня в Эдессу пришёл Фаддей, апостод из числа 70, который исцелил и крестил царя, а потом и весь его народ (этот сюжет подробно описан в «Церковной истории» Евсевия (I, 13) и в сирийском памятнике начала V в. «Учение Аддая апостола»).
Сюжет о Нерукотворном Образе фиксируется в источниках только с VI в. (в передаче Евагрия Схоластика — ср. Церк. ист. IV, 27). Согласно легенде, Иисус, омыв лицо, отёр его платком (убрусом), на котором чудесным образом запечатлелся Его лик. Этот убрус был доставлен в Эдессу и стал, наряду с посланием Христа Авгарю, главной святыней города. Этот чудотворный образ помог Эдессе освободиться от персидской осады 544 г. В 944 г. Нерукотворный Образ был доставлен в Константинополь в обмен на 200 мусульманских пленников (в честь этого события установлен церковный праздник Перенесения Нерукотворного Образа Спаса, который совершается 16 августа). Реликвия была утрачена в 1204 г. во время разграбления Константинополя западноевропейскими рыцарями- крестоносцами.
Что касается образов рукотворных, т.е. собственно икон, то церковное предание о начале христианского иконописания исходит из постановления VII Вселенского Собора (Никея, 787 г.) о том, что традиция живописных изображений восходит к временам апостольской проповеди (Деяния Всел. Соб. Т. 4. С. 440). Создание наиболее почитаемых икон Богоматери в Византии приписывалось евангелисту Луке,
Контрольные вопросы по теме
1. Что такое катакомбы?Как и почему они возникли?
2. Как и почему возникло храмовое строительство? Где происходили собрания христиан, пока у них не было своих храмов?
3. Каковы сюжеты христианских росписей в катакомбах? Почему первоначальные изображения носили характер символов и аллегорий?
4. Какие новые данные для истории христианского искусства в III в. были получены после раскопок в г. Дура Европос?
5. Когда появляется христианская скульптура?
6. Что такое «икона» в первоначальном, древнем смысле этого слова? Чем икона отличается от сюжетной композиции?
Дополнительная литература по теме
Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 54—86 (места молитвенных собраний христиан I—III вв.), 133—163 (символы в раннехристианской живописи), 163—193 (изображения Спасителя), 194—211 (изображения Богоматери), 212—249 (изображения креста).
Квливидзе Н.В. Богородица. Иконография // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 501—504 (501-502).
Квливидзе Н.В. Иисус Христос. Иконография // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 705— 713 (705-707).
Мещерская Е.Н., Панченко КА. Авгарь // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 88—90.
Озолин И, прот. Икона Ц ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 8-13.
Попова О. С. Искусство первых веков христианства. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 211—303.
Сусленков В.Е. Дура Европос // ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 341-346 (345-346).
Уайбру X. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2008. С. 34-38 (Обстановка евхаристии. Рождение иконографии).
Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. II. Доникейское христианство. 100-325 г. по Р.Х. СПб., 2007. С. 144—146, (Места совместного поклонения), 188-217 (Христианское искусство. Церковь в катакомбах).
1.4. История догматов. Апологетика. Борьба с ересями
1.4.а. Зарождение и основные тенденции развития раннехристианского богословия. Апологеты
(КА. Максимович, С А. Медведев)
Понятие о богословии. В практике вузовского преподавания термин богословие (иначе теология — ср. греч. θεολογία) обозначает совокупность духовных учебно-научных дисциплин, целью которых является познание Божественного доступными человеку рациональными (философскими, историческими и т.д.) и иными методами. К сфере богословия относятся апологетика, догматика, литургика, экклесио- логия, патрология, каноническое право и другие дисциплины. Все они тесно связаны между собой. В самом деле, невозможно изучать догматику, не зная Свящ. Писания и церковной истории, так же как невозможно изучать патрологию, не имея знаний в области догматики, церковной истории, экклесиологии. Экклесиология в свою очередь не существует в отрыве от исторической литургики, канонического права и многих других богословских дисциплин. Таким образом, богословие — это комплексная область человеческого знания о Боге и Его откровении в мире. В настоящее время богословие имеет разработанную структуру (богословие основное, догматическое, сравнительное, нравственное и др.), собственные методы исследования и преподавания, прекрасную научную базу в виде разбросанных по всему миру духовных учебных заведений и богословских исследовательских центров.
Однако богословие конечно же не следует сводить только к системе научных богословских дисциплин. Существуют и другие, порой гораздо более действенные способы богопознания, которые также имеют отношение к богословию — это церковное богослужение, искусство, гомилетика и агиография, личный опыт веры и аскезы, молитвенное созерцание. Однако все эти пути богопознания могут быть названы «богословием» лишь в особом, расширительном смысле. В дальнейшем изложении мы будем использовать термин «богословие» в более узком, академическом значении, а именно как формулирование догматов веры с помощью специального аппарата понятий и терминов.
В начале истории Церкви богословие ещё не было оформлено как целостное христианское учение. В Евангелиях и апостольских посланиях мы находим лишь отдельные богословские идеи, сформулированные чаще всего в виде образов или пророческих откровений. Никакой богословской системы в ранней Церкви, конечно, не было, да и не могло быть. На создание такой системы потребовалось несколько веков напряжённой работы величайших умов христианства.
В Свящ. Писании слова богословие нет. У эллинов первоначально «теологией» называли любое повествование о богах — например, гимны Гомера или поэмы Гесиода. Позднее «теологами» могли называть философов, рассуждающих о богах. Особенно это относилось к платоникам, которые любили обожествлять изучаемые ими отвлечённые категории и толковать различные народные мифы с философской точки зрения.
Христианское церковное богословие зарождается в конце II в. Столь поздняя дата не должна нас удивлять. Дело в том, что под богословием тогда подразумевалась не совокупность убеждений христиан, а целенаправленное их изучение и приведение в систему с помощью разума.
Зарождение богословия в ранней Церкви. Люди, посвятившие себя богословским занятиям, появились в Церкви не сразу. Первые христиане зачастую были отрицательно настроены по отношению к окружающему миру и обществу. Для них мир и социум были исполнены греха и шли навстречу скорой гибели. Свою задачу эти христиане видели в том, чтобы свидетельствовать перед миром о Мессии- Христе и Его совершенном учении, однако свидетельствовать не в красивых и убедительных словах, которые придумали не ведающие Бога грешники этого мира, чтобы скрыть свои пороки, а в силе Духа. Имея личный опыт общения с Богом (Христом, Св. Духом), первые христиане не нуждались в богословии как особом учении о Боге, как дисциплине, которую можно изучать по книгам или передавать словами. Поэтому они не составляли схоластических сумм, учебников и символов. Книги Нового Завета, да и последующая христианская литература[XIX], хоть и повествовали о предметах веры, но делали это просто, без мудрствований и часто несистематично, а вскользь, мимоходом, как будто предполагая, что читатели уже знают о многих таинственных вещах. Ранние христианские авторы по-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) лучали свои знания о Боге не только из богословских размышлений и апостольской традиции, но и непосредственно из Божественного откровения.
Кроме того, христианство первоначально привлекало к себе в основном выходцев из социальных низов. Их искренняя и простая, «детская» вера была основана не столько на разуме, сколько на чувствах, она не требовала сложных догм и длинных философских рассуждений. Божество для первых христиан было предметом не размышления, а непосредственного мистического переживания. Кроме того, отношение к христианству как к религии рабов, люмпенов, женщин и детей (см. выше, гл. /.2г. Распространение христанства в Римской империи) отвращало от него образованных людей, способных создать богословскую систему, основанную на категориях и методах философии. В апостольский век слово «философия» ассоциировалось только с бесплодными мудрствованиями эллинских мыслителей и поэтому упоминается в Писании только в отрицательном контексте, ср.:
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол. II, 8-10).
Вместе с тем уже в Новом Завете обнаруживаются начатки того, что впоследствии разовьётся в христианское богословие. Следы последовательного мышления в разработке богословских идей можно найти в посланиях ап. Павла. Однако «апостол язычников» ещё не является христианским богословом в том смысле, в каком ими были отцы Церкви позднейших веков. В своём богословском методе он предстаёт учеником не столько греческих философов, сколько раввинов. Приписываемое Павлу (но, видимо, ему не принадлежащее) Послание к евреям содержит самостоятельно обоснованную соте- риологическую концепцию, однако стиль выражения ещё очень нестрогий, с опорой не столько на рациональные понятия и категории, сколько на религиозную символику. Более отвлечённый стиль иоан- новского корпуса также всё ещё не является научно-богословским - в том числе потому, что не опирается в своём дискурсе (изложении) на античную философскую традицию.
Прозвище апостола и евангелиста Иоанна — Богослов — не противоречит этому утверждению. Во-первых, оно было дано ему гораздо позднее, когда в Церкви уже появился научный (философский) аппарат богословия. Во-вторых, богословие Иоанна лишь с большой
1.4. История догматов. Апологетика. Борьба с ересями натяжкой можно назвать богословием в смысле системной доктрины — по сути, оно гораздо ближе к пророческому откровению.