Основной проблемой христианской апологетической мысли II— III вв. было отношение к философскому наследию античного язычества. Апологеты по-разному решали эту проблему. Некоторые, как Иустин Философ, считали древних иудейских и языческих мудрецов причастными Св. Духу, другие, как Татиан и Тертуллиан, отрицали философию как таковую и не видели в ней никакой ценности для христианства. Однако магистральный путь развития богословия вёл не в обход философии, а напротив — через усвоение философских достижений уходящей языческой культуры. Потребовалось ещё примерно 100 лет для того, чтобы формы и категории мысли, разработанные в античной философии, окончательно приобрели христианское содержание в творчестве отцов так называемой «каппадокийской школы» — святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Василия Великого.
Богословие развивалось в III в. не только под пером единичных апологетов — в это время в крупных городах Востока появляются и первые богословские школы.
|
|
Контрольные вопросы по теме
1. Что такое богословие?Каковы, три главные причины появления христианского систематического богословия?
2. Каковы были основные черты раннехристианского богословия? В чём была суть «теории заимствования»? Что такое «субординационизм»? Каковы были философские предпосылки появления богословия Логоса?
3. Кто такие апологеты?Почему они так называются?
4. Как апологеты относились к античному философскому наследию?
5. Перечислите главных греческих апологетов и кратко опишите их богословские взгляды.
6. Перечислите главных латинских апологетов и кратко опишите их богословские взгляды.
Дополнительная литература по теме
Афинагор (без авт.) // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 83-85.
Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 91— 93.
Никифоров М.В. Диогнету Послание // ПЭ. Т. XV. М., 2007. С. 224—228 (227— 228).
Фокин А.Р: Арнобий Старший // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 376-378.
Фокин А.Р. Латинская патрология. Период первый: доникейская латинская патрология (150-325 гг.). Т. I. М., 2005.
1.4.6. Богословские школы в ранней Церкви
(КА. Максимович, С А. Медведев)
Александрийская богословская школа. Важнейшую роль в развитии христианского богословия II—III вв. сыграло так называемое Александрийское огласительное училище. Первый церковный историк Евсевий Кесарийский связывает его основание с деятельностью ап. Марка'.
Говорят, что этот самый Марк был первым послан в Египет, проповедал там Евангелие, им написанное, и основал церкви в самой Александрии. Его проповедь сразу же привлекла такое множество уверовавших мужчин и женщин, усердно упражнявшихся в любомудрии, что Филон решил написать об их занятиях, собраниях, общих трапезах и вообще обо всем образе их жизни (Церк. ист. II, 16).
|
|
Известно, что в Александрии преподавал апологет Афинагор (см. выше), однако его связь с Александрийским училищем не установлена.
Важную роль в истории школы сыграл христианский учёный- энциклопедист Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215 гг.), чьим предшественником и учителем был обратившийся в христианство философ-стоик Пантен (ум. ок. 200 г.), а учеником и преемником — Ориген (ок. 185—254 гг.), ставший руководителем школы в возрасте 18 лет (Евсевий. Церк. ист. VI, 3.3). Однако до начала III в. мы вряд ли можем говорить об Александрийской школе как о сложившемся богословском и образовательном институте, имеющем преемственность в руководстве и единую программу преподавания. Следует помнить, что в античности школы — это не организации, а группы учеников и единомышленников, объединённых вокруг наставника. Иными словами, на раннем этапе существовала не одна преемственная школа, а несколько школ вокруг разных учителей. При этом в трудах Климента Александрийского не упоминается, что он учился у Пантена[XXIX], а Ориген не говорит, что его учителем был Климент.
Только во времена Оригена (т.е. в первой половине III в.) можно говорить о превращении Александрийской школы в некое подобие высшего церковного училища. Необходимой предпосылкой этого стало сотрудничество руководителя школы Оригена с высшей церковной властью Александрии в лице еп. Димитрия (ум. в 232 г., еп. с 189 г.).
По сообщению Евсевия, Ориген поначалу совмещал наставничество в слове Божием с преподаванием грамматики. Когда же число учеников умножилось, грамматику (а заодно и другие эллинские науки) пришлось оставить и всецело предаться преподаванию христианской «философии» (Церк. ист. VI, 3.8-9). Взаимодействие с церковной властью способствовало тому, что при руководстве Оригена Александрийское катехетическое (огласительное) училище становится подлинно церковным институтом.
Программа обучения в школе периода ее расцвета включала, вероятно, три этапа: на первом этапе изучались общеобразовательные предметы, на втором — античная философия в трудах её главнейших представителей и на третьем этапе - христианское богословие (в основном экзегетика — толкование Свящ. Писания). Обучение продолжалось, вероятно, пять лет, в течение которых христианское обучение сопровождалось практической аскезой. При Клименте и Оригене школа имела апологетический и миссионерский характер: образованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием.
Оригена, пожалуй, можно назвать самым влиятельным богословом ранней Церкви. Многие из его учеников заняли важные места в церковной иерархии, отцы и учители Церкви читали и очень хвалили его труды. С самого начала Ориген был спорной фигурой. Но влияние его было так огромно, что споры о его наследии велись и после его смерти[XXX]. Эти споры привели к тому, что в середине VI в. Ориген был посмертно анафематствован. Среди обвинений — субор- динационизм (см. выше), учение о предсуществовании душ разумных существ до творения материального мира, об уничтожении материального мира после Второго Пришествия, учение о всеобщем спасении всех существ (апокатбстасисе), особое учение о Воплощении Христа. Однако многие идеи и методы Оригена (учение о совечности Сына Отцу, экзегетический метод и др.) прочно вошли в богословие Церкви через его канонизированных авторитетых последователей, в первую очередь свт. Василия Великого и свт. Григория Богослова (На- зианзина).
Осуждение Оригена спустя 300 лет после смерти привело к тому, что мы сейчас владеем только малой частью произведений этого автора. Все свои сомнительные идеи он высказывает лишь в одной из сохранившихся книг, знаменитом трактате «О началах», который
|
|
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) можно назвать первым христианским учебником богословия. Оставшиеся творения содержат вполне православное по своим временам учение. Ориген был известен своими глубокими познаниями в мирских науках и оставил после себя толкования на все книги Священного Писания, из которых сохранились лишь немногие. Также он предпринял неслыханный по тем временам текстологический труд — издание сводного текста Ветхого Завета на разных языках. Это издание получило название Гекзаплы (букв. «Шестичастная (Библия)).
Гекзаплы Оригена охватывали 6 тыс. листов пергамена и в переплетённом виде составили целых 50 томов! Каждый лист был разделён на шесть колонок (отсюда название всего труда). В первой колонке воспроизводился еврейский текст Ветхого Завета, во второй — транскрипция этого текста греческими буквами, в третьей — перевод на греческий язык, сделанный принявшим иудаизм греком Аквилой (первая половина II в.), в четвёртой — греческий перевод Симмаха (рубеж II—III вв.), в пятой — текст Септуагинты (70 толковников, см. выше) и в шестой — перевод Феодотиона Эфесского (80-е гг. II в.). Благодаря этому изданию Ориген считается основоположником библейской текстологии как особого направления библеи- стики. Оставил свой след Ориген и в жанре апологии. Он написал опровержение на антихристианскую книгу Цельса «Истинное слово». Только благодаря ему мы сейчас знаем из неё хотя бы отрывки.
К сожалению, деятельность Оригена в Александрии была прервана ссорой между ним и еп. Димитрием в 231 г. Оригену пришлось уехать в Кесарию Палестинскую, где он создал новую богословскую школу по старому образцу. Димитрий же поставил главой Александрийского училища ученика и заместителя Оригена свт. Иракла (ум. в 247 г.), который вскоре, после смерти Димитрия, стал епископом Александрии (с 232 г.). Следующий александрийский епископ, свт. Дионисий Великий (конец II в. — 265 г., еп. с 247 г.), видный богослов и церковный политик, был учеником Оригена и Иракла и главой Александрийской школы. Вероятно, при нём училище использовалось прежде всего для подготовки служителей Церкви.
|
|
Деятельность Александрийской школы имела специфический характер, поскольку в ней христианская катехизация совмещалась с изучением языческой философии и богословским творчеством. Соответственно, александрийское богословие имело следующие основные черты:
Во-первых, оно активно использовало понятийный аппарат и методологию различных философских школ античности (преимуществен-
но платонизма). В этом отношении представители Александрийской школы продолжали традиции греческих апологетов II в., особенно сщмч. Иустина Философа и Афинагора (см. выше). Однако философские категории античности были адаптированы ими к христианскому учению, переходя тем самым из языческой философии в систему христианского богословия.
Во-вторых, под влиянием учёного александрийского иудея Филона александрийцы (и прежде всего Ориген) широко использовали так называемый аллегорический (иносказательный) метод толкования (экзегезы) Свящ. Писания. Однако если Филон ставил перед собой задачу согласовать иудейское Писание с греческой космологией, этикой и антропологией, то христианское богословие александрийцев было направлено на согласование Ветхого и Нового Заветов. Используемый ими метод аллегорической экзегезы Свящ. Писания состоял в том, что ключевые события и личности Ветхого Завета понимались как прообразы событий и личностей Нового Завета. Александрийцы исходили из идеи богодухновенности и тем самым сущностного единства обоих Заветов - поэтому, с их точки зрения, между ними существует таинственная, скрытая связь, которую можно вскрыть методами учёной экзегетики. В библейских повествованиях александрийцы искали особый, духовный смысл, скрытый за телесным (т.е. реальным, буквальным) рассказом об исторических событиях и лицах. Иногда духовное и телесное толкования дополнялись промежуточным — нравственным (иначе оно называлось психическим, т.е. «душевным»).
В качестве примера александрийской экзегезы можно привести толкование на историю взаимоотношений праотца Авраама с его женой Саррой и её служанкой Агарью (Быт. XVI, 1-6). По Клименту и Оригену, которые в этом следуют за Филоном Александрийским, Сарра означает богооткровенное знание, тогда как египтянка Агарь символизирует эллинские науки: геометрию, арифметику, грамматику, риторику и этику. Следовательно, подобно тому как Агарь была служанкой Сарры, эллинская мудрость должна занимать более низкое место в иерархии наук, чем мудрость Откровения (Филон. Вопр. и отв. на кн. быт. III, 18—30; Клим. Алекс. Строматы I, 5; Ориген. Поел, к Григ. Чуд. 1).
В-третьих, Александрийская школа разработала довольно оригинальную христологию (правда, проявляется она уже за пределами нашего периода, лишь в V в.). В частности, свт. Кирилл Александрийский (376—444 гг., еп. с 412 г.) в учении о двух природах Христа - бо-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) жественной и человеческой — подчёркивал тесное единство обоих естеств, но делал особый акцент именно на божественной природе. К этому времени (в 1У-У вв.) в трудах александрийцев всё более важную роль начинает играть богословское учение о Св. Троице (триа- дология), христология и учение о спасении — сотериология (о чём будет подробно рассказано ниже).
Школа в Александрии исчезает в начале V в., оказав (прежде всего через Оригена) огромное влияние на развитие всех направлений христианского богословия. Её традиции получили развитие в трудах отцов каппадокийской школы IV в., а через них были усвоены последующей богословской традицией — как восточной, так и западной.
Кесарийское училище. Как уже говорилось, после ссоры с Александрийским еп. Димитрием Ориген основал в Кесарии Палестинской новое огласительное и богословское училище (школу). Виднейшим представителем этой школы после смерти Оригена был его ученик Григорий, еп, Неокесарийский (Чудотворец) (ок. 213 — после 270 гг.). В начале IV в. традиции школы были продолжены мч. Пам- филом и его учеником, знаменитым церковным историком Евсевием, еп. Кесарийским.
Антиохийская и Эдесско-Нисибинская богословские школы. Богословская школа в Антиохии, в отличие от Александрийской, не была отдельным образовательным учреждением с особой программой преподавания и преемственностью в руководстве. Основателем школы считается мч. Лукиан, бывший пресвитером в Антиохии и принявший мученическую кончину в Никомидии во время гонений Гале- рия (311 г.). В дошедшем под его именем Символе веры Христос признаётся «Сыном Божиим, единственным единородным Богом, через Которого было сотворено всё, Который был рождён Отцом прежде всех веков, Богом от Бога... постоянным подобием Бога Отца». Учение о подобии Сына Отцу, видимо, было особым образом интерпретировано впоследствии еретиком Арием и его последователями, которые называли Лукиана своим учителем. Лукиан был также известен своими критическими изданиями текстов Ветхого и Нового Завета (так, в Сирии и Малой Азии получила широкое распространение так называемая «лукиановская редакция» Септуагинты).
Однако подлинного расцвета Антиохийская школа достигла только в IV—V вв., когда виднейшими её представителями стали Диодор, еп. Гарса (ок. 379 — ок. 392 гг.), Феодор Мопсуэстийский (393—428 гг.), свт. Иоанн Златоуст (между 340 и 350—407 гг.) и крупный церковный историк и богослов V в. Феодорит Кирский (ок. 393 — ок. 466 гг.).
Метод экзегезы Свящ. Писания Антиохийской школы отличался от аллегорических толкований Оригена и других александрийцев. Здесь предпочитали более конкретные (исторические, реальные, грамматические) толкования Свящ. Писания, не вдаваясь в поиски скрытых прообразов и придумывание символов, чем иногда грешили александрийцы. В Свящ. Писании антиохийские экзегеты старались постичь авторский «замысел» и конкретную «цель» написания отдельных книг. Иными словами, они видели в священных текстах прежде всего литературные произведения древних авторов и для анализа этих текстов применяли методы и приёмы литературоведения. В Александрии же, наоборот, Свящ. Писание были склонны воспринимать как произведение не столько человека, сколько Св. Духа — отсюда проистекал аллегоризм и символизм, характерный для метода Александрийской школы.
Впрочем, между методами экзегезы в Александрии и Антиохии было и важное сходство — обе школы придавали большое значение нравственному началу, отражённому в Свящ. Писании. Поэтому экзегеты обеих школ часто давали тем или иным эпизодам Ветхого Завета моралистические толкования.
Догматическое богословие антиохийцев также имело свои особенности. Прежде всего отличия от Александрийской школы касались христологии. Если в Александрии особо выделяли божественную природу во Христе, то антиохийцы, наоборот, подчёркивали полноту Его человеческой природы. Впоследствии абсолютизация этих взглядов Константинопольским архиеп. Несторием (428—431 гг.) привела к появлению ереси несторианства, осуждённой на III Вселенском Соборе (Эфес, 431 г.). После этого Антиохийская школа приходит в упадок и окончательно замирает после осуждения на V Вселенском Соборе (Константинополь, 553 г.) христологии Ивы Эдесского, Феодорита Кирского и Феодора Мопсуэстийского. В V в. традиции Антиохийской школы богословия продолжила сирийская Эдесско- Нисибинская школа, одним из основателей которой стал прп. Ефрем Сирин (около 306—373 гг.).
Резюмируя сказанное, подчеркнём, что богословские школы ΠΙ-ΐν вв. стали результатом активной работы раннехристианских писателей по систематизации и пропаганде своего учения среди широких масс языческого населения империи. Возникновение главных богословских направлений в Александрии и Антиохии не является случайностью — ведь в то время эти два города были подлинными культурными столицами Востока, в которых жили и творили обра-
РазделI.ИсторияраннейЦеркви.Церковьвязыческойимперии(33-313гг.) зованнейшие люди своего времени. В этих городах христианское богословие прошло прекрасную школу — школу философской мысли, логического анализа, критики текста древних книг. Этот бесценный опыт впоследствии был в полной мере использован при создании великих богословских трудов IV-VII вв.