В Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (вторая четверть V в.) сочетаются традиционные приёмы и новые идеи. Образ Христа - Доброго Пастыря, восседающего среди овец, выглядит чрезвычайно пасторальным, он наделён большой человеческой красотой, через совершенство которой здесь, по-видимому, передаётся божественное начало. Подобны статуям или собеседующим риторам пары апостолов в люнетах, единственным преувеличением выглядят их жесты. Фигуре мч. Лаврентия, шествующего на казнь, придана иная выразительность, более экспрессивного толка — концы его одежд развеваются, фигура отрывается от земли, языкам пламени вторят их тени. Многочисленные многоцветные орнаменты, сияющий золотой крест в звёздном небе свода, насыщенные синие фоны мозаик в сочетании с многообразием цветовой гаммы в мерцании свечей и лампад должны были создавать образ иного, высшего мира.
Декорация Баптистерия Православных в Равенне (первая половина Ув.) столь же совершенна эстетически, это ансамбль высочайшего художественного качества. В глубокий синий фон купола вкраплены золотые и серебряные смальты, золотом выложены надписи, декоративные растения, разделяющие фигуры, контуры тканевых занавесов — велумов. Много золота и серебра в одеждах апостолов. Всё это создаёт особую светоносную дымку, мерцание. Мраморировки и орнаменты нижнего яруса, штуковая (гипсовая) рельефная декорация второго и мозаики купола создают величественный интерьер. В фигурах движущихся по кругу апостолов есть также сочетание старинных, иллюзионистических приемов с новыми: они статуарны, объёмны, одежды тонко моделированы, что придаёт им ощущение мягкости.
Однако в эти мягкие, как будто натуральные ткани вкраплена золотая и серебряная смальта, в результате чего ткань преображается, начинает светиться. В такой же сложной технике сделаны и лица, они представлены двумя типологическими моделями. Основной тип выражает, например, фигура ап. Варфоломея', перед нами тяжёлый, крупный лик римского типа, с увесистой нижней частью, крупными, почти скульптурными чертами, сочными губами, выпуклыми глазами. Облику придаётся яркая индивидуальность, энергия и выразительность. Другой тип представлен апостолами Андреем и Симоном Зилотом’, их лики даны анфас, им придана симметрия, контуры обведены чёрными линиями. Эти приёмы уплощают изображение, снимая излишнюю телесность, и создают неподвижность, отвлечённость образа, его как бы молитвенную собранность, иконоподобность. Эти приёмы найдут в дальнейшем широкое применение.
Во второй половине V в. происходят большие перемены в стиле. Античные живописные приёмы постепенно уступают место новым, способным выразить суть христианского образа. Импрессионизм почти выходит из употребления, нарастает стремление к стилизации; в изображениях людей над индивидуальным началом теперь берёт верх начало всеобщее, обобщающее. Примером тому могут служить образы святых из капеллы Сан-Витторе ин Чъело д'Оро. Могучие фигуры в белых одеждах расположены между окон капеллы, силуэты их обобщены, подолы одежд прочерчены условной прямой линией. Укрупнённые лица с симметричными чертами показаны анфас (зрачки сильно приподняты), черты обобщены и (кроме Амвросия) почти лишены индивидуальности. Мощь, неподвижность и отрешённость характерны для этих несколько даже грубоватых образов.
Возможно, ко второй половине V в. относятся мозаики неаполитанского Баптистерия Сан-Джованни ин Фонте, хотя есть мнение, что они сделаны на рубеже IV—V вв. Здесь также ещё очень сильно античное начало (присутствует световоздушная среда, статуарность и подвижность фигур), но степень стилизации приёмов уже очень высока. Все ткани (велумы, одежды) прочерчены здесь более или менее условной сетью линий, обозначающих складки. Лица наделены огромными очами (Христос в ТгасНпо 1е%м, самарянка в Беседе Христа с самарянкой). Тени в личном становятся куда более условными.
Новый стиль складывается на рубеже V—VI вв. и представлен мозаиками, созданными при Теодорихе в Равенне. В Баптистерии Ариан фигуры апостолов устойчивы, силуэты стабильны; их одинаковые белые плащи светятся на золотом фоне. Объём присутствует, но создаётся теперь стилизованными линиями и пятнами. В ликах здесь присутствуют две модели, восходящие, по-видимому, к работе двух мастеров. Лики Христа в Крещении, апостолов Петра и Павла почти гротескны, имеют неправильные асимметричные черты, трапециевидные носы, яркие губы и огромные глаза, все контуры прочерчены толстыми чёрными и серыми линиями. Обликам придана таким образом необыкновенная экспрессия, духовное горение сродни тому, что было когда-то в образах катакомб и что не было востребовано в искусстве V в. Подобное напряжение станет сутью образов VI в. Другая группа ликов Арианского баптистерия ближе к старинному классическому типу V в. с его благообразностью, яркой индивидуальностью черт (например, ап. Андрей), но и в них присутствуют новые черты: архитектурная построенность ликов, наличие контуров у фигур, огромные глаза, будто глядящие в вечность.
На вторую группу образов Арианского баптистерия очень похожи образы апостолов и святых Архиепископской капеллы рубежа V—VI вв. и первый слой мозаик Сант-Аполлинаре Нуово начала VI в.
VI в. — время сложения основных принципов византийского образа. Образы Сан-Витале и базилики Евфразия в Порече (Хорватия) следуют идеалам, сформированным в предшествующих памятниках. Неподвижные фигуры, симметричные черты лиц, огромные глаза с отрешённым выражением (апостолы в медальонах в Сан-Витале) — создают образ, который ляжет в основу византийской иконы и будет жить на протяжении многих веков. Аскетизм образов контрастирует с необыкновенной роскошью, помпезностью убранства храмов этого времени — «золотого века Юстиниана». Мозаики Санти-Косма- э-Дамиано в Риме дают пример римского варианта того же образа, для которого характерна особая скульптурность, корпусность фигур. Синайские мозаичные композиции, созданные константинопольскими мастерами, — яркое художественное явление эпохи. В них соединяются антикизирующие приёмы (в мягких, будто прозрачных одеждах Христа из Преображения, Моисея в сценах Даяния Закона и Видения купины, в живописной цветной лепке некоторых ликов, например, ап. Иоанна в Преображении), гротескные экспрессивные (в ликах Ильи Пророка из Преображения, Иоанна Предтечи в медальоне на триумфальной арке), для создания которых, как полагают, были использованы античные театральные трагические маски, и типичные для эпохи — суровые и напряженные (образы пророков и игумена Лонгина в медальонах, обрамляющих Преображение). Лики Христа из Преображения и пророков в медальонах поражают мощ-
II.3. История институтов и богослужения ным, исполненным грозной силы выражением, чрезвычайно напоминающим образы, создававшиеся на Востоке, например коптские фрески и иконы.
Искусство до середины VII в. следует в целом принципам, сформулированным в VI в., сохраняя типологию лиц и характер образов той эпохи. Таковы, например, образы базилики св. Димитрия в Фес- салонике. Однако по сравнению с помпезным характером искусства VI в. всё становится чуть скромнее, сочетания цветов деликатнее, линии тоньше (св. Сергий). Вскоре намечается тенденция к возрождению классического начала в искусстве.
Что касается искусства Константинополя, то от него не осталось почти ничего. В сцене Сретения из Календерхане-джами в Константинополе (Археологический музей в Стамбуле), как и на мозаике Панагии Ангелокгисты на Кипре, созданной, по-видимому, константинопольскими художниками, мы видим мягкие, фалдящие, объёмные складки шелковистых, будто шелестящих одежд, притом что модели лиц используются старинные, восходящие к VI в.
Настоящий всплеск антикизирующего искусства происходит в конце VII в. По крайней мере, именно этим временем датируются ансамбли на территории Италии, созданные греками: Кастелъсеприо и Санта-Мария Антиква. Папа Иоанн VII, константинопольский грек, привёз с собой в Рим византийских художников. Приток греков в Рим продолжался, по-видимому, и в νίΠ в., во времена иконоборчества, о чём свидетельствуют фрески Рима этого времени (Санта- Мария Антиква).
В Кастелъсеприо сцены из Детства Христа будто разворачиваются на наших глазах, служанки подглядывают, участники всплёскивают руками (Благовещение). Гибкая, эластичная фигура архангела с трепещущими крыльями, сияющими всеми цветами радуги, слетает к спящему Иосифу (Сон Иосифа). Все становится светлым, радужным, сияющим. Лики светятся и сияют улыбками. Необыкновенное одухотворение исходит от этих чрезвычайно живых образов.
В Санта-Мария Антиква в типологии лиц и фигур происходит сплав греческого и римского начал: им присуща особая телесность, монументальность («Прекрасный ангел» из Благовещения, св. Анна с Марией). Художники отказываются от всяких схем и создают образы живые, с подвижными взорами, сияющим или собранным, трепетным выражением лица (Богоматерь с младенцем на столпе). Живопись снова становится фактурной, краски текучими, нежными по колориту.
Искусство собственно римских мастерских (Сант-Аньезе, Сан- Венанцио) отличает значительная степень варваризации и огрубления, образы становятся более одноплановыми, нарастает декоративизм.
Книжная миниатюра IV—VI вв. Рукописная книга с самого начала ценилась в Византии очень высоко. В книгах сохранялось античное наследие — тексты Гомера, Платона, Аристотеля переписывались и снабжались комментариями на протяжении веков. С другой стороны, христианство придало книге особый, сакральный статус: главная книга — Евангелие, Слово Божие — была прообразом Воплощённого Божия Слова, Христа. Иллюстрации к Свящ. Писанию имели характер свидетельства об истинности Воплощения и комментировали его тексты.
Создание рукописей было сложным и дорогим процессом. Основным материалом для письма с IV в. стал служить пергймен (выделанная телячья или овечья кожа) взамен вышедшего из употребления хрупкого и недолговечного папируса, который обычно использовали в форме свитка. Предназначенную для производства пергамена кожу телят или ягнят обрабатывали, резали на листы, линовали и складывали в тетради, из которых сшивалась книга — кодекс. На пергамен для одного кодекса могло уйти стадо скота. Писали каламом (тростниковой палочкой), используя чернила.
От раннего периода сохранились иллюстрированные рукописи светского и церковного характера. Светские рукописи — это тексты языческих авторов: «Илиада» (Библиотека Амброзиана в Милане, Р 205 ίηί, вторая половина V — начало VI в.), Ватиканский Вергилий (νέί. Ьа1. 3225, начала V в.) и Римский Вергилий С^а!. 1а1. 3867, конца V в.), медицинское сочинение — Венский Диоскорид (νίηά. шей. §г. 1), созданный в Константинополе в 512 г. Живописные миниатюры (иллюстрации) этих кодексов во многом следуют античным способам иллюстрирования: они вставляются в колонку текста или заключаются в рамки, приобретая вид самостоятельных картин (например, сцены боя в «Илиаде»). В Диоскориде также находим картиноподобные изображения — фронтисписы’, с изображением Юлианы Аникии и двух аллегорий добродетелей, семи врачей, Диоскорида, открывающего корень мандрагоры (с аллегорией Открытия) и др. Бблыпая часть миниатюр — технического характера: это изображения растений, свойства которых описаны в трактате.
Самые ранние рукописи Свящ. Писания на греческом языке сохранились от IV в. (Ватиканский, Александрийский и Синайский кодексы). Византийцы никогда не переписывали и не иллюстрировали Ветхий Завет целиком, но лишь отдельные книги: Пятикнижие Моисея — Пентатевх или Восьмикнижие — Октатевх. Синайский кодекс Библии, созданный в Палестине в IV в., написан унциалом (квадратным письмом) и не имеет иллюстраций. Древнейшая иллюстрированная Библия на латинском языке — Кведлинбургская Итала (см. с. 61) начала V в. — сохранилась фрагментарно, текст Ветхого Завета иллюстрирован здесь очень подробно.
Библия лорда Коттона (Британская библиотека, конец V в.), созданная, по-видимому, в Египте, содержала огромный цикл иллюстраций к книге Бытия, около 500 миниатюр, располагавшихся нередко по две-три в один-два яруса на странице, в рамках.
Венский Генезис (книга Бытия) (Австрийская Национальная библиотека, Вена) создан в 530—540-х гг. в Константинополе или на Востоке, сохранились фрагменты иллюстраций. Рукопись написана серебром на пурпуре: все страницы окрашены в пурпурный цвет, в данном случае являющийся символом божественной власти. Текст Бытия, занимающий верхнюю часть листов, здесь был специально сокращён, ради подробных иллюстраций, занимающих нижнюю часть. Миниатюры Венского Генезиса чрезвычайно сценичны (Грехопадение, Потоп, Встреча Елеазара и Ревекки), их роль в книге сопоставима с важностью самого текста. Здесь встречаются мотивы, заимствованные из древнееврейских апокрифов (апокрифическая история Иосифа и Асенеф). Иконографически эта рукопись отличается от описанных выше — видимо, существовали параллельные изводы иллюстрированных Библий.
К древнейшим иллюстрированным рукописям Нового Завета относится фрагмент Синопского Евангелия VI в. (Национальная библиотека, Париж), созданного, по-видимому, на Востоке. Текст Евангелия от Матфея написан золотым унциалом на пурпуре. Здесь мы встречаемся с новым видом иллюстрирования — маргинальными иллюстрациями внизу листа и на полях (Пир Ирода, Умножение хлебов). Евангельская сцена в центре иногда обрамляется двумя фигурами пророков на полях, т.е. появляется новый мотив — комментирование евангельского события ветхозаветными персонажами (Исцеление слепого и Давид и Исайя со свитками, на которых написаны тексты их пророчеств).
Россанский кодекс Евангелия (Россано), написанный также на пурпуре, развивает этот мотив: текст в несколько строк занимает верхнюю часть листа, ниже помещается иллюстрирующая его миниатюра, вся нижняя часть листа отводится под изображение четырёх пророков с огромными свитками, на которых тексты пророчеств. Серия из 14 миниатюр предваряет здесь текст Евангелия (обширный Страстной цикл). Впервые здесь появляется сцена Причащения апостолов, занимающая целый разворот, а также портрет евангелиста Марка, создающего свое сочинение, с вдохновляющей его аллегорией Премудрости, прототипом которой является античная муза, вдохновляющая поэта.
Евангелие Раббулы (библиотека Лауренциана, Флоренция) — сирийское евангелие, созданное в монастыре Бет-Загба в 586 г. писцом Раббулой, о чём говорит сохранившаяся запись. Эта рукопись собирает в себе все сложившиеся к этому времени типы иллюстраций — маргинальные и лицевые. Это первая рукопись с таблицами канонов согласия Евангелий, составленными Евсевием Кесарийским в IV в. Таблицы (их 12) представляют собой архитектурные постройки на колоннах, внутри которых тексты таблиц и евангелисты, показанные в рост как проповедники и сидящими как авторы своих текстов. По полукруглым фронтонам с травами расхаживают птицы, на полях изображены небольшие сценки (Поцелуй Иуды, Повесившийся Иуда, Вход в Иерусалим, Крещение, Евхаристия). Здесь на полях также изображены пророки. Первой миниатюрой Евангелия Раббулы является ктиторская композиция иконного характера: четверо монахов подносят рукопись Христу, восседающему на троне. Следом идут 14 миниатюр. Среди евангельских сцен — Распятие и Воскресение (Жены у гроба) на одном листе, Вознесение, Сошествие Св. Духа на апостолов. Появление Пятидесятницы, не описанной в Евангелиях, по-видимому, связано с воспроизведением образца из монументальной живописи.
Стиль ранних рукописных миниатюр в основном ещё зависит от позднеантичной традиции. Пространство, световоздушная среда, объёмность фигур, живые, говорящие жесты, нежные, сияющие краски — прозрачные в Диоскориде, плотные в Венском Генезисе — присущи этим рукописям. В сценах потопа из Венского Генезиса мы сталкиваемся со сложными ракурсами фигур, а в сценах боя из «Илиады» — с бурным движением персонажей в пространстве. В сцене беседы Елеазара с Ревеккой появляется полуобнажённая женская фигура - античная аллегория источника.
В рукописях, созданных на Востоке (Синопский фрагмент, возможно, Россанское Евангелие), стиль экспрессивнее, большую роль играют выразительные жесты, как в сцене исцеления слепого, где Христос буквально вкладывает свои персты в глазницу слепого, что с особой наглядностью демонстрирует истинность совершаемого чуда. В сцене суда Ирода в Россанском Евангелии повторённые многажды жесты рук иудеев, требующих распятия Христа, нагнетают эмоциональность. Пророки, предсказавшие новозаветные события, указывают на изображения этих событий. Чрезвычайно впечатляет эффектный, броский стиль сирийского Евангелия Рабулы. Если сценки на полях написаны быстро и несколько неряшливо, то лицевые миниатюры, обрамлённые красивыми рамами, выполнены аккуратнее, в более сложной манере. Краски здесь плотные и яркие, даже пестроватые, текучие; композиции пространственные, фигуры живые и подвижные, активно жестикулирующие. Задранные головы в сцене Вознесения, горящие взгляды создают образ почти экстатический, чрезвычайно эмоциональный и искренний. Фигуры евангелистов, напротив, написаны в плоскостной линейной манере, в статичных иконных позах. Подобная иератичность вкупе с экспрессией были свойственны искусству Востока во все времена.
Посвятительные миниатюры Диоскорида с Юлианой Аникией и ктиторская композиция из Евангелия Раббулы дают новый для книжной иллюстрации тип иконоподобной иератичной композиции.
Кембриджское Евангелие (т§. 286) конца VI в., созданное в Риме (от Луки, Страстной цикл), впечатляет примитивизацией позднеантичного стиля.
Таким образом, в ранний период мы находим большое разнообразие принципов иллюстрирования рукописей, которые в основном войдут в книжное искусство послеиконоборческого периода.
Иконопись. Ранние иконы не имеют точных датировок, по большей части их датируют VI—VII вв. В основном они исполнялись в технике энкаустики — живописи, в которой связующим веществом для красок служит горячий воск. Богатые собрания ранних икон сохранились в монастыре св. Екатерины на Синае, а также в музее Ханенко в Киеве, где хранятся четыре иконы, привезённые еп. Чигиринским Порфирием (Успенским) в XIX в. с Востока. Иконы Синайского собрания (возможно, это константинопольские вклады в монастырь) — ап. Пётр, Богоматерь со сев. Феодором и Георгием, Христос Пантократор — отличаются высочайшим качеством исполнения - и демонстрируют сохранение живых традиций античного искусства. Объёмы фигур тонко моделированы, краски текучие и многообразные, фактура живая. Фигуры ап. Петра и Христа Панто- кратора помещены в иллюзорное пространство архитектурных ниш, фоном также служит голубое небо со звёздами. Образам присуща яркая индивидуальность черт, психологичность, при этом икона Христа впечатляет глубиной образа, в котором как будто чудесным образом соединяются черты Его божественной и человеческой природы. В иконе Богоматери с Феодором и Георгием художник демонстрирует различные способы письма: запрокинутые головы ангелов, как бы созерцающих небесное видение — Богородицу с Младенцем, написаны в живой антикизирующей манере; облик Богоматери соединяет в себе живость взгляда, направленного в сторону, с импозантностью фронтальной фигуры, как будто предназначенной для поклонения; а святые по сторонам от Неё поражают застылостью и отрешённостью ликов. Богоматерь с Младенцем, представляющая собой фрагмент из несохранившейся композиции Поклонение волхвов (Музей Ханенко в Киеве), принадлежит к той же художественной традиции. Все эти иконы созданы, по-видимому, в VI в. Необычна иконография иконы Христос Ветхий Денми (Синай, VII в.): представленный в славе с символами евангелистов Христос в облике старца — Ветхого Днями (Дан. VII, 9; 13; 22), надписан «Эммануил», т.е. в образе демонстрируется, что Христос есть Превечный Бог и одновременно обетованный Богом Спаситель мира.
Иконы сев. Сергия и Вакха, Иоанна Предтечи, мученика (Платона?) и мученицы VIII в. (музей Ханенко в Киеве), возможно, имеют восточное происхождение. Свв. Сергий и Вакх, почитавшиеся и в Константинополе, показаны строго фронтально, с крестами в руках и обручами на шеях. Их лишённые всякого внешнего и внутренного движения, абсолютно отрешённые лица с огромными глазами очень похожи друг на друга. Уста сложены в полуулыбку. Внутреннее свечение, духовное горение этих образов дополняется манерой письма: лики написаны текучими бело-розовыми красками.
Из Египта происходят коптские иконы аввы Авраама (Берлин, Боде-Музеум), Христа и св. Мины (Лувр). Египетские мастера условность художественных приёмов предпочитают иллюзионизму: вместо объёмной моделировки мы видим линеарную, естественные пропорции и черты заменены на условные. Святым на коптских иконах присущи укрупнённые головы и преувеличенные жесты рук, огромные округлые глаза, сосредоточенный взгляд. Образы впечатляют напряжением и абсолютной отрешённостью от всего земного. Крышка реликвария с Распятием и праздниками из Палестины — образец массового производства Св. Земли. Особенности палестинской иконы — повышенная экспрессия, преувеличения, некоторая небрежность в исполнении.
В Риме сохранилось несколько древних икон: Богоматерь из базилики Санта-Мария ин Трастевере представлена в иконографии Марии Регины (Царицы): ее импозантно восседающая на троне фигура в наряде императрицы и короне, с Младенцем на коленях, фланкирована двумя ангелами-стражами. Строго фронтальный, возвышенный образ Богородицы контрастирует с трёхчетвертными, моделированными в классическом стиле нежными обликами ангелов; подобные сопоставления характерны для VI в. Две другие знаменитые римские иконы — это Богоматерь из Пантеона (609 г.) и Богоматерь из Санта- Мария Нуово (Санта-Франческа) VII в. На последней Богоматерь с Младенцем имеет странную физиогномику, её лик написан прозрачными слоями нежнейших белых и розовых красок, что создаёт впечатление свечения и нерукотворное™. Эта икона, возможно, принадлежит кисти восточного мастера.
Искусство Византии периода иконоборчества (VIII — середина IX в.). Иконоборческое движение (см. о нём в соответствующем разделе пособия) выработало свои формы искусства, о котором мы знаем в основном из письменных источников. Сохранилось весьма небольшое число живописных памятников иконоборческого времени. Из текстов современников — в частности, из Жития св. Стефана Нового — мы знаем, что во Влахернском храме, одном из главных центров почитания Богородицы, уничтожили евангельский цикл, чтобы освободить место «деревьям, цветам, различным птицам и другим животным, окружённым побегами плюща, среди которых копошились журавли, вороны и павлины» — таким образом, храм «превратили в овощной склад (огород) и птичник (птичью выставку)». Сохранилось крайне мало примеров искусства иконоборцев, главным образом это абстрактные символы — кресты, как, например, в конхе апсиды храма Св. Ирины в Константинополе. Любопытный пример немедленной переделки православными иконоборческой декорации являла собой церковь Успения в Никее, где на месте иконоборческого креста в конхе апсиды был создан ещё в VIII в., возможно, в перерыве между двумя периодами иконоборчества (после VII Вселенского Собора 787 г.), образ Богородицы. Художник надписал его, упомянув имя заказчика, так: «Навкратий утверждает божественные иконы». Иконоборческими, по сути, являются мозаические изображения шести Вселенских Соборов на стенах северного нефа церкви Рождества Христова в Вифлееме, созданные до официального начала иконоборчества — между 680—726 гг. Фриз с большим крестом в центре сохранил изображения Сардикийского, Антиохийского и (фрагментарно) Анкирского Соборов. Каждый собор отделён от последующего декоративными канделябрами. Вместо собрания епископов мы видим здесь изображение престола с евангелием в аркаде, по сторонам которого выложены постановления Соборов и кресты. В какой- то степени представить себе не сохранившуюся в больших центрах иконоборческую декорацию позволяют нефигуративные мозаики, созданные греческими мастерами по заказу арабских халифов Абд- аль-Малика и Валида I в мечетях Омейядов в Дамаске 705-711 гг. и Купола скалы в Иерусалиме 691—692 г. Здесь есть деревья, потоки и постройки, но нет человека. Подобные мозаики могли украшать и храмы времён иконоборчества.
Фигура человека присутствует в этот период только в процветающем светском искусстве (главным образом во дворцах), развивавшемся в значительной мере под восточным влиянием. Тематика их разнообразна — это сцены битв, подвигов императора, забав, животные, фрукты, гирлянды, пышные орнаменты и т.д. Восточным духом роскоши и неги, позаимствованным от халифов Дамаска и Багдада, были навеяны даже некоторые постройки в Большом Дворце, возведённые иконоборческим императором Феофилом в первой половине IX в.: Зал любви, Опочивальня гармонии, Жемчужный триклиний.
Остатки целых церковных декоративных программ сохранились лишь на глухой периферии Византии: в нескольких храмах на о. Наксос в Эгейском море. В церкви Агиа Кириаки в районе Апиранту мы видим в конхе апсиды остатки большого изображения креста в круге, а под ним фигурки птиц и рыб, движущихся к центру. Есть мнение, что птицы символизируют апостолов. Остальные части храма были украшены орнаментами, остатки которых видны. Чисто декоративная программа украшает церкви Св. Иоанна Богослова в Адисару и Св. Артемия. Еще в нескольких храмах (в церкви Богородицы Прото- трони в Халки, церкви Св. Димитрия около Халандра и др.) мы находим остатки крестов. Иконоборческие росписи Наксоса датируют обычно первой половиной IX в.
Второй регион, сохранивший памятники иконоборческой эпохи, — это Каппадокия. Однако к этому периоду известная исследовательница Каппадокии К. Жолеве-Леви относит лишь две церкви — церковь в Курт-Дере и церковь Св. Василия в долине Гёмеде. Их декорация определённо выражает иконоборческие идеи: в Курт-Дере мы видим типичный набор иконоборческих символов — деревья и крест, а в церкви Василия три креста в медальонах надписаны внутри «Авраам, Исаак, Иаков», т.е. налицо олицетворение в крестах трёх ветхозаветных патриархов, что также было возможно только в период иконоборчества.
Нередко круг иконоборческих росписей Каппадокии расширяют за счет храмов, украшенных примитивными орнаментами, крестами, а также имитацией каменной кладки, каких немало сохранилось в этой области, однако это неверно. Украшенный крест был одним из самых распространённых мотивов декорации каппадокийских храмов уже в ранневизантийское время. Примеры - рельефные кресты в церкви Трёх крестов (Хачлы килисе) в долине Кызыл-чукур, живописный крест в славе в церкви № 5 в Гюллю-Дере и живопись других капелл в разных долинах. Так храмы в Каппадокии украшались и в VIII, и в XI вв., обычно сразу после создания храма, в случае отсутствия хороших художников. Доказательством служат фигуративные композиции такого же «примитивного» стиля в некоторых из таких церквей (например, в храме Св. Варвары в Гёреме, XI в.). Как правило, вскоре такие элементарные росписи перекрывались «профессиональными» росписями (например, в Новой церкви Токалы в Гёреме, серединах в.).
Иконоборчество вызвало в искусстве значительную реакцию. Знамениты полемические миниатюры Хлудовской Псалтири (ГИМ, Хлуд. 129д), созданной примерно в середине IX в., вероятно, в константинопольском Студийском монастыре — оплоте иконопочитате- лей. Четыре миниатюры рукописи непосредственно отражают полемику иконопочитателей с иконоборцами. На миниатюре к Пс. XXV, 5 представлен патриарх Никифор с иконой и иконоборцы, опускающие икону в чан с известкой; на миниатюре к Пс. ЬХУШ, 22 таким же способом попирающие иконы иконоборцы патриарх Иоанн Грамматик и еп. Антоний Силейский уподоблены распинающим Христа.
В иллюстрации к Пс. Ы, 9 сопоставлены ап. Пётр, попирающий Симона-волхва и патриарх Никифор, попирающий иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика, вокруг обеих групп раскиданы монеты. На миниатюре, иллюстрирующей Пс. XXXVI, 35, представлен Иоанн Грамматик с вставшими дыбом волосами, в руке его — мешок с деньгами. Подобные миниатюры имеются и в других Псалтирях монастырской редакции IX в.: в Лондонской и монастыря Пантокра- тора на Афоне, а также в Утрехтской Псалтири.