Ностальгическая архитектура

Довольны, однако, не все. В Англии, например, принц Чарльз, активно интересующийся архитектурным наследием, призывает вернуться к традиционным ценностям. Отчасти это неплохо, но результатом этой архитектурной ностальгии на Британских островах стал шаг назад.

Во Франции, наоборот, правительство поощряет создание новаторских сооружений, таких как стеклянная пирамида Емин Пея в историческом внутреннем дворе Лувра (1989). Несмотря на нарастающее стилистическое многообразие, новая архитектура по-прежнему порождает ожесточенные споры.

Скульптура и живопись XX века

XX век ознаменовался революционными переменами в скульптуре и живописи. Великое разнообразие новых направлений, стилей, тематики и материалов одарило человечество несметным богатством новых удивительных творений.

Со времен итальянского Возрождения до начала XX века от скульпторов ожидали создания более или менее точных (пусть иногда сентиментальных или идеализированных) образов реального мира. Лишь крайне редко скульптура становилась формой самовыражения личности мастера. Скульптор работал, как правило, в камне, глине или бронзе.

Прорывы

В XX веке грянул поразительно резкий и стремительный разрыв со старыми традициями. Легким намеком он обозначился уже в творчестве величайшего скульптора конца XIX века Огюста Родена. Роден, с его великолепным видением красоты и внутренней энергии человека, еще может считаться традиционалистом. Однако и в его произведениях можно заметить типично модернистские контрасты фактуры и световые эффекты. И все же те радикальные перемены, которые в начале XX века принесло с собой зародившееся во Франции движение кубизма, застигли публику врасплох. Лидеры кубизма - Пабло Пикассо и его друг Жорж Брак - революционизировали искусство, демонтируя предметный мир (кафе, гитару, лицо) и собирая его заново, зачастую в форме набора геометрических элементов. Именно здесь берет начало ключевая идея модернизма - автономность искусства. Из прежнего зеркального отображения реальности художественное произведение превратилось в совершенно новую реальность, ничем не обязанную окружающему ее миру.

Течения кубизма

Зародившись в живописи, кубизм как течение вскоре захватил и скульптуру. Сам Пикассо начал создавать кубистские скульптурные композиции с 1909г., а по его стопам последовал целый ряд выдающихся ваятелей, к примеру, Жак Липшиц (1891-1973). Кубизмом тотчас увлеклась пестрая группа новых школ, в том числе футуризм, конструктивизм и дадаизм, процветавшие до I мировой войны 1914-18 гг. Тогда же зародились и два мощных, хотя на первый взгляд резко несхожих между собой влияния на современную скульптуру - искусство примитива и функциональная элегантность современного промышленного дизайна.

В начале 1900-х годов европейцы начали постигать красоту и мощь искусства иных культур, особенно художественной резьбы племен Африки и Океании. Особенно мощное влияние искусства примитива испытал американец Джейкоб Эпстайн (1880-1959). Он обосновался в Великобритании, где, начиная с 1908г. и еще долго по окончании II мировой войны, его "уродливые" и "непристойные" творения скандализировали публику.

Примитивизм привел многих мастеров к упрощению форм и все большему сближению с чистой абстракцией без утраты некоего высшего смысла. Таков был Жан Арп (1887-1966), чьим идеально выглаженным каменным изваяниям, скорее похожим на огромный галечник, присуще органичное очарование. Румын Константин Брынкуши (1876-1957) создавал бронзовые скульптуры типа знаменитой серии "Птица в пространстве", чьи обтекаемые полированные поверхности несли в себе след загадочности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: