Характеристика метода экспертных оценок

Экспертные методы в процессе принятия решений

1. Характеристика метода экспертных оценок.

2. Этапы метода экспертных оценок.

3. Методы коллективной работы экспертов.

4. Методы индивидуальной работы экспертов

5. Общие требования, предъявляемые к эксперту.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Граждан, В.Д. Социология управления: учебник / В.Д. Граждан. – М.: Кнорус, 2009. – 512 с.

2. Ксенофонтова, Х. З. Социология управление: учеб. пособие / Х. З. Ксенофонтова. – М.: Кнорус, 2010. – 228 с.

Дополнительная:

Основы менеджмента: учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др. – М.: высшая школа, 2003. – 376 с.

Основная информация по дисциплине расположена на сайтах:

https:// cappuccinoshow.narod.ru›4

https:// wiki.mvtom.ru›index.php/

Механизмом, позволяющим проводить научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок. В его основе - обращение исследователя к компетент­ным специалистам. Сам экспертный опрос представляет собой совокупность вза­имосвязанных действий и формализованных процедур. Получаемая в его резуль­тате информация (экспертные оценки) подвергается обработке с использованием аппарата математической статистики

Экспертный методэто комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обоб­щение с целью подготовки и принятия компетентного управленчес­кого решения.

Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

Метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные процессы, явления или ситуации, которые харак­теризуются в основном качественными, неформализуемыми при­знаками (что затрудняет их анализ и оценку). Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие системы. Данный метод обеспечивает оценку альтернатив­ных решений и выбор предпочтительных вариантов решения.

Многообразие экспертных опросов допускает и их многокритериальную ти­пологию. Так, различают очные и заочные опросы, однократные и многократные (итеративные) методы проведения экспертизы. Существуют индивидуальные и коллективные способы построения экспертных оценок, устные (интервью) и пись­менные (анкетирование) варианты получения этих оценок. Можно привести еще несколько дополнительных критериев: по форме обратной информационной свя­зи, по процедуре получения результата или по его конечной форме.

Принято считать, что для большинства случаев достаточно следующих форм экспертного опроса:

- разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью);

- однократный коллективный опрос (совещание, мозговой штурм);

- индивидуальный опрос в несколько туров («дельфийская техника»);

- коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многосту­пенчатый опрос).

Исходя из сущности экспертизы, она предполагает «обязательность» следующих компонентов (условий):

- наличие сложной (в информационно-интеллектуальном плане) исследо­вательской проблемы;

- наличие группы экспертов - специалистов по данной проблеме; возможность работы с ними, в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области;

- обязательность корректной реализации адекватно выбранных форм и про­цедур экспертизы;

− решения, принимаемые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, представляющих на оценку свои варианты решений;

− области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества перед другими.

Экспертиза рассматривается как наиболее адекватное средство для оценки последствий человеческой деятельности и в этом плане нашла широкое приме­нение в прогнозировании (социальном, техническом и т.д.). Ее использование допустимо также там, где «не работают» обычные формализованные методы ис­следования либо отмечается недостаточность исходной информации. Вот почему экспертные методы называются иногда интуитивными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: