Понятие КМП
1.КМП есть содержание медицинской деятельности в процессе оказания медицинских услуг (МУ). КМП есть содержание взаимодействия врача и пациента.
2.КМП – степень совершенства, пригодности медицинского процесса, степень соответствия должному, желаемому уровню.
Уровень КМП - это степень достижения баланса выгоды и риска для здоровья (Донабедиан)
ВОЗ при определении КМП рекомендовано учитывать и оценивать четыре основных компонента (признака):
- безопасность МП - риск травм и заболеваний в результате медицинского вмешательства, соблюдение медицинских технологий,
- доступность МП- соотношение между числом пациентов, своевременно получившим адекватную помощь, и общим количеством нуждающихся.
- оптимальность использования ресурсов,
- удовлетворенность пациента МП.
В КМП по другим критерием включают:
l Профессиональный уровень
l Адекватность- соотношение фактического обслуживания его целям и методам реализации.
l Своевременность -соотношение между временем получения адекватной помощи от момента потребности и минимальным временем, которое бы понадобилось для оказания такой помощи в идеальных условиях.
l Результативность-внешняя эффективность соотношение между фактическим действием службы и возможным максимальным результатом, который мог быть достигнут в идеальных условиях. Стремиться к 100%.
l Внутренняя эффективность- снижение стоимости МП без снижения ее результативности.
l Научно-технический уровень.
l Приемлимость-соответствие М П ожиданиям.
l Законность-выражена в законах, этических принципах, нормах и правилах.
Характеристика качества для здравоохранения:
1.Профилактика проблем, связанных со здоровьем.
2.Влияние на физические, социальные, биологические и умственные способности функционирования (результаты здоровья).
3.Способность определить проблему, связанную со здоровьем.
4.Соответствие между диагнозом, прогнозом и лечением.
5.Продолжительность оказания услуги.
6.Доступ к лечению.
7.Взаимодействие между людьми.
8.Уровень заботы, касающейся лечения.
9.Информация, полезная для управления индивидуальным состоянием здоровья.
Качество в профессиональной услуге достигается обеспечением желаемого результата минимум ресурс
В отношении КМП используются основные термины:
l Оценка- установление реальных значений показателей КМП в сравнении с базовыми, стандартными.
l Уровень - количественная величина, получаемая при комплексной оценке КМП.
l Контроль – методы и виды деятельности оперативного характера, наблюдение с цель проверки. Проводится с помощью экспертизы.
l Обеспечение качества МП -принятие действенных мер по созданию качества медицинского обслуживания в соответствии заданными целями.
Виды деятельности по управлению КМП
l Дизайн-конструкция КМП
l Контроль КМП
l Улучшение КМП
Выделяют три подхода конструкции КМП:
l Структурный.
l Процессуальный.
l Результативный -по конечному результату.
Лицензирование и аккредитация ЛПУ -наиболее мощный рычаг обеспечения контроля за КМП.
Пока не будет оплаты за качество МП - не будет и качественной МП!
Стандарты
Важнейшим условием проведения оценки качества медицинской помощи является наличие стандартов качества медицинской помощи.
“ Стандарт качества медицинской помощи ” это нормативные документы, устанавливающие требования к качеству медицинской помощи при данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретного медицинского учреждения.
По обязательности выполнения различают:
- рекомендательные стандарты;
- законодательные стандарты.
По уровню в общей иерархии и области применения различают: локальные, региональные, национальные, международные стандарты.
По видам: стандарты на ресурсы здравоохранения; стандарты организации медицинской службы и учреждений; технологические стандарты; стандарты программ медицинской помощи; медико-экономические стандарты; комплексные стандарты.
При проверке качества медицинской помощи часто используют стандарт качества.