В 1993 году в Республике Беларусь была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС).
Система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ст.1 ЗОС).
Мониторинг окружающей среды -
Исполнительными и распорядительными органами.
Лимиты на природопользование - установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность;
должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды
Виды:
нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;
|
|
нормативы образования отходов производства;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др.);
нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
и др.
Устанавливаются:
Советом Министров Республики Беларусь;
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;
местными Советами депутатов;
В соответствии с Постановлением Совета Министров «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» от 14 июля 2003 г. № 949 организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (в части мониторинга атмосферного воздуха, вод, животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды);
Министерство образования (в части мониторинга озонового слоя);
Национальная академия наук Беларуси (в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга);
Министерство лесного хозяйства (в части мониторинга лесов);
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (в части мониторинга земель).
охрана использование
гос. юл, ип гос. юл,ип
вредных экол.паспорт кадастры экол. воздейст паспорт вий
Положение о порядке государственного учета в области охраны окружающей среды: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 17 окт. 2007 г., № 1353
Учет ведется Министерством природных ресурсов.
|
|
Государственный учет используемых природных ресурсов ведется в форме кадастров.
Государственный кадастр природных ресурсов - систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании.
При эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов юл и ип обязаны вести экологический паспорт предприятия.
Экологический паспорт предприятия - документ, включающий данные по использованию юл или ип, осуществляющими хозяйственную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окружающую среду (ст.37 ЗОС).
Инструкция по ведению экологического паспорта предприятия утв. постановлением Министерства природных ресурсов от 1 декабря 2008 г., №107.
Экологический паспорт разрабатывается на срок эксплуатации предприятия и содержит проектные и эксплуатационные данные.