Параллакс бесконечности. Рассмотрим случай, когда положительный параллакс на экране равен базису зрения Pэ = Вз. Знаменатель в формуле (2) будет равен нулю и дистанция до наблюдаемой точки М равна математической бесконечности.
Здесь мы подошли к фундаментальному положению в стереографии: максимально удаленная точка изображения объекта, находящегося в бесконечности, имеет на экране параллакс равный базису зрения.
Рис. 11 |
Параллакс на экране максимально удаленной точки композиции кадра называется параллаксом бесконечности на экране P∞экр. В этом случае зритель, как и в жизни, наблюдает изображения бесконечно удаленных объектов на параллельных зрительных осях. В случае превышения допустимого значения параллакса бесконечности, наблюдение объекта будет проходить на расходящихся (дивергированных) зрительных осях (Рис.11). Такое явление называется "дивергенцией зрительных осей" и вызывает утомляемость и головные боли при длительном просмотре фильма.
Теоретически, для каждой группы зрителей с определенным базисом зрения, величина которого может варьироваться от 52 до 76 мм, параллакс бесконечности на экране P ∞ экр должен быть разным. Для расчетов параметров стереосъемки за основу берется усредненный базис зрения, равный 65 мм.
|
|
Относительно величины параллакса бесконечности на экране существует величина параллакса бесконечности на регистрирующем носителе (на кинопленке или матрице) стереокамеры P ∞ пл, которая определяется как частное от деления экранного параллакса бесконечности на коэффициент проекции.
(3)
Эта величина является константой в расчетах по подбору параметров стереосъемки для данной камеры и не изменяется на протяжении производства всего фильма. Величина коэффициента проекции определяется как частное от деления ширины экрана S на ширину кадра на регистрирующем элементе Ss.
(4)
Если ширина кадра на пленке или матрице на протяжении съемки фильма величина постоянная, то из-за разброса размеров экрана в сети кинотеатров коэффициент проекции К пр есть величина переменная. Для малых экранов величина параллакса бесконечности будет заниженной, для больших экранов – завышенной. Из этого следует, что для каждого экрана следует рассчитывать определенные его размеру параметры стереосъемки, что осуществить практически невозможно.
Учитывая физиологические ресурсы зрения, допускается дивергенция зрительных осей до 1 градуса. На практике эмпирическим путем было определено, что за условную величину параллакса бесконечности на экране можно взять 1% ширины экрана при условии наблюдения стереофильма с дистанции не ближе двух высот изображения на данном экране.
|
|
Из опыта многолетней отечественной практики для расчетов параметров стереосъемки рекомендуется усредненная величина ширины экрана равная 6,5 метров. В этом случае, параллакс бесконечности при строгой математической параллельности зрительных осей будет равен усредненному значению базиса зрения 65мм, что и составляет 1% от ширины экрана. При разных величинах ширины экрана, абсолютная величина параллакса бесконечности будет варьироваться в меньшую или большую сторону, но параллакс бесконечности на пленке остается неизменным - 1% от ширины кадра. Так, например, при ширине матрицы 25 мм коэффициент проекции на экран шириной 6,5 метров будет К=260. Параллакс бесконечности на матрице (или пленке) будет P∞ пл. = 65/260=0,25 мм. При увеличении ширины экрана в два раза до 13 метров, коэффициент проекции увеличится до К=520, но при увеличении максимально допустимого параллакса бесконечности на экране до 130 мм, параллакс бесконечности на матрице не изменится P∞ пл. =130/520=0,25 мм. Этот же алгоритм расчетов применим и к экранам мониторов и телевизоров. Так, например, рассматривая изображение на экране монитора шириной 0,65 м (что в 10 раз меньше ширины кинотеатрального экрана), коэффициент проекции снизится до К=26, но одновременно уменьшается величина параллакса бесконечности на экране такого монитора до 6,5 мм, а следовательно параллакс бесконечности на матрице остается прежним P∞ пл. =6,5/25=0,25 мм.
Съемочный базис. При стереосъемке одного и того же объекта с одной и той же дистанции величина угла конвергенции и диспаратность изображений левого и правого ракурса может быть различной в зависимости от величины расстояний между ракурсами съемки. Это позволяет подчеркнуть или ослабить воспринимаемую пространственность и детальность формы объектов при стереоскопическом отображении. Например, эффект усиления пространственности, получаемый в результате стереосъемки с большим расстоянием между ракурсами съемки, можно сравнить с эффектом, возникающим при рассматривании реальных объектов с помощью артиллерийской трубы. Межосевое расстояние между главными оптическими осями левого и правого объективов называется съемочным базисом (Вс).
Существует расхожее мнение, что стереосъемку следует вести с величиной равной базису зрения. Однако, данное условие может соблюдаться только в случае съемки объекта и наблюдения его изображения на экране в реальном линейном масштабе.
Для определения линейного масштаба объекта съемки необходимо ввести отсутствующее в традиционном кинематографе такое понятие, как плоскость рампы.
Вырезанная объективом окно в виде вертикальной плоскости, перпендикулярно расположенной относительно оптической оси, называет «рампой», а расстояние до нее «дистанцией рампы» (Lр). (Рис.12).
Рис 12
Рампа, как плоскость в пространственной композиции, в дальнейшем должна будет восприниматься в плоскости экрана, поэтому иначе ее еще называют плоскостью нулевых параллаксов.
В стереокино линейным масштабом объекта съемки является соотношение размеров объекта, находящегося в плоскости рампы к размеру его изображения на экране (Рис. 12). Чтобы зритель мог наблюдать объект в реальном масштабе, ширина рампы должна быть равны ширине экрана Sэк=Sр. В этом случае рампа будет расположена от камеры на дистанции равной фокусному расстоянию оптики, помноженному на коэффициент проекции L p =F*K пр.
Из вышесказанного следует, что линейный масштаб определяется отношением ширины экрана к ширине рампы М=Sэк/Sр. При М=1 базис съемки равен базису зрения Bc=Bзр. и считается в стереокино основной величиной базиса съемки, а дистанция до объекта, находящегося в плоскости рампы, является основной дистанцией рампы (Lo). В случае отклонения от данных условий съемки, например, когда надо приблизиться к объекту, расстояние до объекта, находящегося в рампе, называется расчетной дистанцией рампы (Lр). В таком случае линейный масштаб можно выразить через соотношение основной дистанции рампы к съемочной по формуле M=Lo/Lc.
|
|
При съемке актерских сцен, учитывая, что зритель чаще наблюдает на экране изображение объектов с увеличенным масштабом относительно реальных размеров, величина базиса съемки должна иметь гораздо меньшую величину, кратную степени масштабного увеличения изображения на экране.
Вс = Взр/ M (5)
Чем больше масштаб изображения на экране, тем меньше должен быть базис съемки относительно базиса зрения. В противном случае мы сталкиваемся с проблемой возникновения эффекта миниатюризации.
Так, например, при средне статичном изображении людей на экране равном М=2,5, базис съемки должен быть не более 65мм/2,5=26мм..
Существует и обратное эффекту миниатюризации явление гигантизма, если вести съемку с заниженной величиной базиса съемки. Данное явление наблюдается при съемке кукольной анимации, когда зритель не ощущает абсолютных размеров кукол (33 см) по причине съемки с малым базисом - от 20 до 5 мм.
Эффект миниатюризации не является основной причиной отказа от съемки средних и крупных планов с большой величиной базиса съемки. Как правило, зритель постепенно адаптируется к данному эффекту, если в одной сцене не ставить рядом планы, снятые с различным съемочным базисом. Основной причинной отказа от съемки с величиной базиса, равной базису зрения и более, это вопрос величины комфортно наблюдаемого пространства.