Для оценки цветного изображения оперируют такой характеристикой, как "цветовая передача". Цветопередача может быть как естественной, психологически тождественной цветовым характеристикам объекта, так и с отклонениями от реальной на момент съемки.
В стереокино трехмерное изображение оценивается перспективной характеристикой передачи пространства. При полном совпадении геометрии изображения (размер, форма и пространственное расположение) с реальным объектом, мы говорим о тождестве стереомодели с объектом, и такое изображение называется ортоскопическим. Получение ортоскопического изображения важно в прикладном назначении кино-фото стереосъемок. Например, в технологических или дизайнерских проектах, когда стереомодель изображения должна служить точной копией объекта в измерительных целях.
В художественной практике мы чаще имеем дело с проекционным увеличением изображения на кинотеатральном экране, когда наблюдается не физическое, а психологическое тождество наблюдаемого изображения с реальным объектом. Перспективной характеристикой стереоскопического изображения является коэффициент передачи глубины Ѳ, который описывает степень стереоскопической выраженности (подобно цветовой насыщенности) трехмерного изображения. Величина Ѳ зависит от соотношения положения зрителя относительно расстояния до экрана (Lзр) и дистанции рампы (Lс).
|
|
(10)
Один и тот же масштаб изображения объекта М мы можем получить при различном фокусном расстоянии, меняя дистанцию съемки до объекта L c. В различных случаях мы будем иметь разную глубину, которая будет характеризоваться определенной степенью сжатия (Lзр<Lc) или растяжения (Lзр>Lc). Поэтому к подбору фокусного расстояния объектива следует относится с учетом его влияния на пространственную передачу объекта. Чем ближе мы находимся к объекту съемки, тем выше стереоскопическая выраженность данного объекта.
Положение зрителя L зр относительно экрана зависит от размера проекционного изображения. Чем больше экран, тем дальше от него расположен зритель. Увеличение проекционного размера экрана приводит к увеличению Ѳ - глубине воспринимаемого изображения.
Величина базиса съемки так же влияет на стереоскопическую выраженность пространственной композиции. Но при выборе базиса съемки мы сталкиваемся с противоречивой ситуацией. Как видно из формулы (6) с увеличением базиса съемки увеличивается основная дистанция рампа, и мы вынуждены отойти от объекта, что ведет к снижению величины Ѳ. Но чем больше величина съемочного базиса, тем больше диспаратность изображений ракурсов и эффективнее задействованы бинокулярные факторы на дальних участках композиции кадра. Поэтому увеличивать съемочный базис необходимо при съемке дальних, ландшафтных планов без близко расположенных переднеплановых объектов.
|
|
Чем больше базис съемки, тем меньше глубина комфортно наблюдаемого пространства. При съемке протяженных композиций с близкорасположенным передним планом, на первый взгляд, простым решением является уменьшение значения базиса съемки, к чему часто прибегают в зарубежной школе стереографии. Такое решение позволяет приблизится к объекту и вести съемку в пропорционально-пространственных соотношениях без ограничения дальности фонов. Но, уменьшение базиса съемки ведет к уменьшению стереоскопической выраженности изображения. Нельзя регулировать глубину комфортно-наблюдаемого пространства изменением величины базиса съемки так, как диафрагмой мы регулируем глубину резкости.
Величину базиса съемки следует определять исходя из масштаба изображения объекта, а не произвольно заданной глубины комфортно воспринимаемого пространства. При построении пространственной композиции следует понимать, что ограничения по диапазону комфортно наблюдаемого пространства являются не недостатками оптической системы стереосъемки, а диктуются физиологией стереоскопического наблюдения, способностью единовременного восприятия разно удаленных объектов в определенном диапазоне.
Оператор сталкивается с трудностями, накладываемыми ограничениями комфортно воспроизводимого пространства, когда он слепо переносит в стереосъемку приемы плоскостной композиции традиционного кино с резко выдвинутым передним планом на бесконечно удаленных фонах. К сожалению, современные тенденции в стереокино, свидетельствуют о недопонимании влияния базиса съемки на оптическую передачу пространственной композиции. Этому способствовало массовое появление стереосистем на полупрозрачных зеркалах, позволяющих уменьшать базис съемки до бесконечно малых величин, вплоть до нуля. Работая в такой системе, операторы, не желая вникать в особенности восприятия пространственной композиции в стереокино, продолжают оперировать всего лишь картиной плоскостью кадра, оставляя стереографу неблагодарную работу подтирать за ними ошибки по нарушению глубины комфортно наблюдаемого пространства. А возможно это бывает только путем занижения величины базиса съемки, которая к тому же, часто бывает переменной на протяжении одного съемочного плана. Это так же недопустимо, как если бы, из-за неграмотного распределения баланса яркостей в сцене, оператор постоянно занижал бы гамму изображения или цветовую насыщенность вплоть до монохромности.