Понятие, принципы и виды землеустройства
.
В настоящее время землеустройство является эффективным'
механизмом в руках государства по переустройству земельных от
ношений, в связи с проводимой в стране земельной реформой
. Это вполне закономерно, так как землеустройство, с одной стороны, рассматривается как социально-экономическое явление, ход которого диктуется потребностями общества, а с другой - как система государственных мероприятий, состав и очередность которых диктуется конкретными задачами развития земельных отношений на современном этапе.
В соответствии со статьей 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя мероприятия:
по изучению состояния земель;
планированию и организации рационального использования земель и их охраны;
образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности;
организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Внешним результатом землеустроительного действия являются:
правовое обоснование землепользования;
границы землепользования;
режим (характер и порядок) использования земельного участка.
Поэтому землеустройство обычно воспринимается как техническое мероприятие по закреплению на местности определенных прав владения и пользования землей.
Основная цель землеустройства как одной из функций государственного управления землями - реализация решений государства в сфере регулирования земельных отношений, опосредованных правовыми нормами в рамках этой основной цели перед землеустройством стоит ряд конкретных задач:
Упорядочение границ существующих земельных участков;
образование (установление границ) новых земельных участков;
закрепление границ земельных участков в натуре (на местности);
подготовка материалов к принятию решений об установленных границ административно-территориальных образований и вынос из границ в натуру после принятия соответствующего решения;
подготовка материалов для принятия решений об установлении обременении и ограничений прав в использовании земельного участка, техническое обеспечение исполнения указанных решений на местности;
подготовка материалов для разрешения земельных споров, техническое обеспечение исполнения решений по земельным спорам;
техническое обеспечение разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность;
подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами.
В основе землеустройства, проводимого с целью обеспечения рационального использования земли, заложены следующие принципы.
Первый принцип землеустройства состоит в соблюдения требований земельного законодательства, реализации законных прав субъектов земельных отношений.
Второй принцип землеустройства заключается в том, чтобы в процессе организации рационального использования земли обеспечить приоритет экологических требований.
Третий принцип землеустройства состоит в сочетании общегосударственных интересов с интересами отдельных землевладельцев и землепользователей.
Четвертый принцип землеустройства заключается в учете природных, социальных и экономических условий.
Все многообразие землеустроительных действий можно свести к двум видам: территориальное землеустройство и внутрихозяйственное землеустройство.
При проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ:
образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
межевание объектов землеустройства.
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях:
изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении;
восстановления границ объектов землеустройства;
предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;
изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков;
совершения сделок с земельными участками;
в иных случаях перераспределения земель.
Межевание объектов землеустройства включает в себя следующие работы:
определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат;
составление карты (плана) объектов землеустройства, отражающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны.
При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:
организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства
разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель.
Землеустроительный процесс
Землеустроительный процесс представляет собой определенный порядок проведения землеустройства, т. е. состав, очередность
и последовательность действий. Его основная цель - упорядочение
использования земли, обеспечение предоставления и изъятия земель
и организация рационального использования и охраны земель.
Основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства;
судебные решения.
Землеустроительный процесс состоит из следующих взаимосвязанных и последовательных этапов:
подготовительные работы к составлению проекта землеустройства;
составление проекта землеустройства;
рассмотрение проектной документации и утверждение проекта;
перенесение проекта в натуру (на местность);
оформление и выдача землеустроительных материалов и документов;
осуществление авторского надзора за выполнением проекта землеустройства.
Применение средств автоматизации и компьютерных технологий позволяет использовать экономико-математические методы и
модели в процессе прогнозирования, планирования и проектирования мероприятий по организации эффективного использования земельных ресурсов.
Системы автоматизированного землеустроительного проектирования (САЗПР) разрабатываются как постоянно действующая и развивающаяся автоматизированная система, тесно связанная с общей системой государственного регулирования организации землевладения и землепользования.
Создание автоматизированных систем в землеустройстве не возможно без использования географических информационных систем (ГИС).
ГИС - это аппаратно-программные комплексы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и воспроизведения пространственно скоординированных данных территории.
В основе ГИС находятся электронные карты (планы) местности, базирующиеся на цифровых моделях рельефа и характеризующие трехмерное расположение объектов в пространстве. ГИС позволяют собирать новую информацию и обновлять уже имеющиеся данные, проводить пространственный и временной анализ накопленной информации, моделировать и размещать различные объектов пространстве, выдавать полученные результаты как в компьютер, так и традиционном виде (в форме карт, таблиц, графиков).
При проведении землеустроительных работ используются специальные земельно-информационные системы (ЗИС). Основное назначение ЗИС заключается в обеспечении информацией в процессе управления земельными ресурсами.
ЗИС содержат сведения о земельных ресурсах и объектах недвижимости, прочно связанных с землей.
Совершенствование технологии землеустроительных работ и методов землеустройства на основе компьютерных технологий, является одной из приоритетных задач в развитии землеустроительной науки.
Государственный земельный кадастр
Земля является важнейшим государственным стратегическим ресурсом, который требует адекватной государственной учетной системы. Поэтому значительная часть землеустроительных мероприятий тесно связана с государственным земельным кадастром.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса РФ государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Создается и ведется земельный кадастр в целях информационного обеспечения:
Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами его учета являются земельные участки независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства и другими федеральными законами.
Государственный земельный кадастр содержит сведения:
о земельных участках;
территориальных зонах;
землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
землях и границах субъектов Российской Федерации;
землях и границах Российской Федерации.
Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы.
К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты к вспомогательным документам - книги учета документов, учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
производным - документы, содержащие перечни земель, находяимися в собственности Российской Федерации, собственности объектов российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитически документы.
Создание земельного кадастра города связано с созданием
двух его основных подсистем: системы учета и регистрации и системы оценки земли.
Управление земельными ресурсами
Ведущая роль в управлении земельными ресурсами принадлежит государству. Государственное управление земельным фондом является частью государственного управления в целом. Оно представляет собой деятельность органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.
Управление земельными ресурсами объединено в один имущественный блок с объектами недвижимости и находится в ведении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом.
Основными функциями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости являются:
1) создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического Учета зданий и сооружений;
2) организация проведения государственной кадастровой оценки иных объектов недвижимости и утверждение их Результатов;
3) землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в
федеральной собственности;
4) осуществление государственного мониторинга земель;
5) предоставление сведений, содержащихся в государственном
кадастре объектов недвижимости;
6) предоставление сведений о налогооблагаемой базе при
исчислении земельного налога и налога на имущество;
7) оказание услуг в сфере землеустройства, государственного
кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель,
оценки иных объектов недвижимости:
8) проведение экспертизы землеустроительной документации.