Конспект лекций 41 страница

Однако многие авторы считают, что в этом ряду как важный и самостоятельный должен быть назван и метод поощрения. [7,c.74-80]; [37,c.85-92] Таким образом, по основанию и содержанию воздействия следует различать методы убеждения, поощрения и принуждения.

Убеждение в государственном управлении - это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий в целях повышения сознательности, организованности, добросовестного соблюдения гражданами правовых норм.

Цель убеждения как особого средства воспитания состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение правовых требований рабочими и служащими, всеми трудящимися в силу внутреннего признания этих требований. Оно позволяет совместить требования закона, властные предписания компетентных органов с внутренней убежденностью работника, достичь единства его интересов и общества, совпадения его интересов и общества, воли народа, воплощенной в законе, с индивидуальной волей. Убежденность человека должна быть результатом его размышления и принятия решений.

Поворот к правовому государству показал, что командные, а тем более репрессивные методы решения общественных проблем неприемлемы. В качестве основного государство должно использовать метод убеждения граждан в необходимости неуклонного соблюдения Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законов, уважения прав, чести и достоинства человека, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Убеждение прежде всего представляет собой определенную внутреннюю позицию субъекта убеждения. В широком смысле везде, где есть субъективная уверенность в каком-либо факте, понимании или оценке чего-либо, имеет место убеждение.

Чтобы сохранить свое убеждение, человек должен постоянно поддерживать и укреплять субъективную уверенность в его истинности. Однако проблема состоит не только в том, насколько человек верен своим убеждениям, является субъективно честным, но и в том, насколько эти его личные убеждения отражают объективную истину.

В демократическом обществе убеждение - главный метод воздействия.

Во-первых, оно используется систематически и в отношении всех граждан.

Во-вторых, убеждение обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном счете воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию.

В-третьих, оно выражает управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.

В-четвертых, оно органически связано с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.

В-пятых, оно используется субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за ними компетенции.

В-шестых, метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.

В-седьмых, для методов управления характерна правовая форма непосредственного выражения.

Степень убежденности проверяется в процессе практической деятельности граждан, в линии их поведения.

Убеждение как способ укрепления правопорядка и законности включает совокупность политических, воспитательных, идеологических, социально-психологических и других факторов, организационную систему средств и форм воздействия на сознание личности в целях обеспечения ее социально полезного поведения.

Убеждение выражается в таких формах, как идеологическое воздействие, идейно-политическая и пропагандистская деятельность, агитационно-массовая и культурно-массовая работа; повышение политической и правовой культуры; разъяснение политики государства, действующего законодательства; нравственное и правовое воспитание; индивидуальная массовая работа; распространение передового опыта; совершенствование профессионального мастерства; критика отрицательных поступков; совершенствование форм и методов управления; личный пример руководителя и др.

Целью применения разнообразных форм воздействия на сознание личности является воспитание потребности и стойких привычек правомерного поведения.

С точки зрения социальной психологии метод убеждения относится к определенному виду передачи информации, обеспечивающему взаимодействие и взаимопонимание между людьми. От других видов передачи информации (внутренние сообщения) убеждение отличается тем, что имеет своей целью передачу информации (в такой форме, чтобы она превратилась в систему установок и принципов личности или оказала существенное влияние на эту систему). [35,c.229-231]

Понятие стимулирования (поощрения)

Одним из методов управляющего воздействия является стимулирование должного поведения участников управленческих отношений.

Под стимулированием следует понимать целенаправленно используемый побудитель к добросовестному труду, в соответствии с которым работник добровольно выполняет трудовые обязанности, руководствуясь личной моральной или материальной заинтересованностью в результатах своего труда. [36,c.206]

Стимулирование представляет собой воздействие субъектов (должностного лица, органа и т.д.) на потребности, интересы, сознание, волю, практическое поведение служащего и, следовательно, результаты его труда государственно-служебной деятельности управленческого характера. [148,c.418]

Стимулирование основывается на моральном и материальном интересе работника в результатах своего труда. Возможность удовлетворения этого интереса путем улучшения отношения к служебным обязанностям и побуждает работника добровольно (по собственной инициативе), по своему желанию добиваться успехов в труде.

Жизнь человека предполагает удовлетворение различных материальных и духовных потребностей. Без потребностей человек не имел бы стимула к действию. [131,c.103]

Стимулы — это средства, побуждающие к деятельности людей, активизирующие их возможности.

Стимулирование, как уже отмечалось, основывается на моральном и материальном интересе работника в результатах своего труда. Средства стимулирования предусматривают многообразные формы поощрения.

Поощрение связано с существующей у большинства людей потребностью в оценке их дел, в признании их заслуг, во внимательном отношении к тому, чем они занимаются.

Средства стимулирования к добросовестному труду предусматривают многообразные формы поощрения, признания, положительную оценку деятельности. В этом смысле поощрение является видом (формой) стимулирования.

В широком смысле поощрение - это различные формы положительной оценки со стороны общества, государства, коллектива честного и добросовестного труда рабочих и служащих.

Однако в правовом смысле термин «поощрение» имеет более узкое значение. Под ним понимается публичное признание, оказание почета как отдельным работникам и служащим, так и трудовым коллективам за успехи в работе в форме установленных законодательством мер поощрения.

Поощрение предназначено для стимулирования активной деятельности субъектов управленческих отношений, укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Основаниями для поощрения являются указанные в нормах права действия поведения, которые стимулируются государством в целях достижения конкретных успехов в экономической, социально-культурной, оборонной и иных сферах жизнедеятельности.

Поощрение способствует развитию успехов не только у тех, к кому оно применено, но и у других граждан, побуждает их к добросовестному отношению к обязанностям, общественному долгу, способствует развитию сознательности граждан.

Содержание поощрения составляют меры морального (премия, ценный подарок и др.) характера. [35,c.231-232]

Система поощрений

Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. «О государственных наградах Республики Беларусь» (изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 4 мая 2005 г.) регулирует отношения, связанные с награждением государственными наградами Республики Беларусь, определяет правовой статус государственных наград Республики Беларусь, права и обязанности награжденных.

Государственные награды Республики Беларусь представляют собой высшую форму поощрения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства в соответствии с настоящим Законом, признания их вклада в защиту и укрепление государства и демократического общества, единства народа, приумножение экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны, а также заслуг в общественной, гуманитарной, благотворительной и иных видах деятельности перед государством и народом.

В систему государственных наград Республики Беларусь входят:

звание "Герой Беларуси";

ордена Республики Беларусь;

медали Республики Беларусь;

почетные звания Республики Беларусь (ст.1 Закона).

Званием "Герой Беларуси", орденами, медалями, почетными званиями Республики Беларусь отмечаются граждане Республики Беларусь за заслуги перед Республикой Беларусь. Этими государственными наградами Республики Беларусь могут награждаться также иностранные граждане и лица без гражданства.

Граждане Республики Беларусь могут быть отмечены государственными наградами иностранных государств. Особенности принятия государственных наград иностранных государств отдельными категориями граждан Республики Беларусь определяются законодательством Республики Беларусь (ст.3 Закона).

В Республике Беларусь установлены следующие государственные награды:

высшая степень отличия - звание "Герой Беларуси";

орден Отечества;

орден Воинской Славы;

орден "За службу Родине";

орден "За личное мужество";

орден Дружбы народов;

орден Почета;

орден Франциска Скорины;

орден Матери;

медаль "За отвагу";

медаль "За отличие в воинской службе";

медаль "За отличие в охране общественного порядка";

медаль "За отличие в охране государственной границы";

медаль "За трудовые заслуги";

медаль Франциска Скорины;

медаль "За безупречную службу";

юбилейные медали, которые могут устанавливаться Президентом Республики Беларусь для награждения в связи с важными юбилейными датами в истории государства и общества;

почетное звание "Народный поэт Беларуси";

почетное звание "Народный писатель Беларуси";

почетное звание "Народный артист Беларуси";

почетное звание "Народный художник Беларуси";

почетное звание "Заслуженный артист Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный деятель науки Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный изобретатель Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный рационализатор Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный учитель Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный работник образования Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный врач Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный работник социальной защиты Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный лесовод Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный строитель Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный архитектор Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный связист Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный экономист Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный юрист Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный энергетик Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный металлург Республики Беларусь";?

почетное звание "Заслуженный работник сферы обслуживания Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный работник транспорта Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный специалист Вооруженных Сил Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный пилот Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный штурман Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный сотрудник органов государственной безопасности Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный работник органов внутренних дел Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный пограничник Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный таможенник Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный спасатель Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный геолог Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный тренер Республики Беларусь";

почетное звание "Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь".

Образцы, описание орденов, медалей Республики Беларусь, нагрудных знаков к почетным званиям Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь (ст. 4 Закона).

Присвоение звания "Герой Беларуси", почетных званий Республики Беларусь, награждение орденами и медалями Республики Беларусь осуществляются Президентом Республики Беларусь.

Решения Президента Республики Беларусь о награждении государственными наградами Республики Беларусь оформляются указами Президента Республики Беларусь (ст. 64 Закона).

Государственные награды Республики Беларусь вручает Президент Республики Беларусь. По поручению Президента Республики Беларусь от его имени государственные награды могут вручать:

Премьер-министр Республики Беларусь;

Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь;

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь;

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь;

Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

Генеральный прокурор Республики Беларусь;

Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;

Управляющий делами Президента Республики Беларусь;

министры, руководители иных республиканских органов государственного управления;

председатели областных и Минского городского исполнительных комитетов;

послы Республики Беларусь;

иные уполномоченные Президентом Республики Беларусь лица.

Орден Матери могут вручать также председатели городских и районных исполнительных комитетов, главы местных администраций (ст. 65 Закона).

Присвоение звания "Герой Беларуси", почетных званий Республики Беларусь, награждение орденами и медалями Республики Беларусь производятся в торжественной обстановке.

Государственная награда Республики Беларусь вручается лично награжденному в торжественной обстановке не позднее чем через два месяца со дня подписания Президентом Республики Беларусь Указа о награждении.

В случае присвоения звания "Герой Беларуси", почетного звания Республики Беларусь, награждения орденом, медалью Республики Беларусь одновременно с вручением государственной награды выдается удостоверение. Образец удостоверения утверждается Президентом Республики Беларусь.

Лицам, удостоенным почетных званий Республики Беларусь, вручается нагрудный знак (ст. 66 Закона).

Повторное награждение одним и тем же орденом или медалью Республики Беларусь, а также повторное присвоение почетного звания Республики Беларусь не производятся, за исключением орденов и медалей, имеющих степени.

К награждению орденами Отечества I, II, III степени представляются лица, ранее награжденные другими орденами, медалями Республики Беларусь или орденами бывшего СССР, кроме случаев, связанных с совершением подвига.

Последующее представление к награждению орденами и медалями Республики Беларусь возможно, как правило, не ранее чем через пять лет после предыдущего награждения, за исключением награждения многодетных матерей и особых случаев, связанных с совершением подвига.

Многодетные матери, которым присвоено звание "Мать-героиня" или вручены орден "Материнская слава" либо медаль "Медаль материнства" бывшего СССР, к награждению орденом Матери не представляются (ст. 67 Закона).

Присвоение звания "Герой Беларуси", почетных званий Республики Беларусь, награждение орденами и медалями Республики Беларусь могут быть произведены посмертно.

В случае награждения посмертно государственные награды Республики Беларусь и документы к ним передаются наследникам умершего награжденного без права их ношения.

Государственные награды Республики Беларусь и документы к ним после смерти награжденного переходят к его наследникам без права их ношения.

С согласия наследников награжденного государственные награды Республики Беларусь и документы к ним могут быть переданы в музей для постоянного или временного хранения и экспонирования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Государственные награды Республики Беларусь, переданные наследниками награжденного в музей для постоянного хранения, возвращению не подлежат.

В случае, если награжденный не имеет наследников, государственные награды Республики Беларусь и документы к ним возвращаются Президенту Республики Беларусь в установленном им порядке (ст. 68 Закона).

Рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций за примерное выполнение своих обязанностей, новаторство в труде, изобретения и рационализаторские предложения, продолжительную и безупречную работу получают поощрения, предусмотренные законодательством о труде, государственной службе, типовыми правилами внутреннего трудового распорядка — благодарность, денежный подарок, Почетную грамоту, занесение на Доску почета, в Книгу почета.

Поощрение производится руководителем предприятия, учреждения, организации, объявляется приказом и заносится в трудовую книжку рабочих и служащих.

Целям стимулирования служат также выдвижение работников, повысивших свой профессиональный уровень, на более квалифицированную работу; присвоение досрочного персонального звания или классного чина (ранга); освещение в печати достигнутых гражданином успехов в работе или в выполнении общественного долга и т.п.

Система поощрений носит разнообразный характер. Право поощрять предоставлено широкому кругу государственных органов и их должностных лиц.

Административное принуждение

Правовое принуждение

Являясь основным методом воздействия на сознание и волю людей, убеждение не всегда оказывает достаточно эффективное влияние на поведение лиц, совершающих противоправные действия. В связи с этим государство, охраняя неприкосновенность личности, ее права, свободы, законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, вынуждено применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения и общественного воздействия.

Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя факторами: порядком в обществе и защищенностью гражданина. Принуждение необходимо для охраны правопорядка, интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти.

В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействия. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение специальных прав, ликвидация организаций.

По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Внутри страны источником насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд) и др.

Принуждение осуществляется в связи с неправомерным для общества деянием, как реакция на вредоносное поведение. Его использование обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в норме, и индивидуальной волей лиц, нарушающих ее. Если же нет неправомерных действий, нет и принуждения.

Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы. Оно персонифицировано, представляет собой внешнее воздействие на субъект с целью заставить его выполнять правовые предписания, не допустить новых нарушений, воспитать виновного и окружающих. Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права.

Правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов. Принуждение применяется на основе права. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться.

Законодательством определяются основания для применения органами власти принуждения, закрепляются признаки (составы нарушений), при наличии которых применяются принудительные меры.

Правовые принуждения применяются государством. Только государство вправе издавать юридические нормы и применять установленные им санкции. Именно государство обладает специальным аппаратом принуждения, который вправе применять принудительные меры к гражданам и организациям, коллективным субъектам. Что же касается негосударственных организаций, то они могут применять меры принуждения (исключая меры физического воздействия) только к своим членам на основе своих уставов (положений) и только к тем, которые непосредственно связаны с членством в организации.

Основная задача принудительных актов — защита правопорядка. По способу его охраны следует различать три вида принуждения: пресечение, восстановление, наказание (взыскание).

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами.

В своей основе принуждение как метод государственного управления, как и убеждение, представляет собой сложную систему средств, приемов, способов воздействия на поведение через сознание людей в целях достижения согласия и целеустремленности в обществе.

В зависимости от основания и процедурных особенностей выделяют четыре основных вида государственного принуждения:

а) уголовно-правовое;

б) гражданско-правовое;

в) дисциплинарное;

г) административно-правовое. [35,c.237-239]

Понятие и признаки административного принуждения

К основным признакам, характеризующим административное принуждение, можно отнести следующие.

Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану регулируемых, как правило, нормами административного права общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.

Всем мерам административного принуждения присущ государственно-властный характер.

Основанием для применения административного принуждения является совершение административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий.

4. Акты, регламентирующие применение мер административного принуждения, правомерны издавать только определенные органы государственной власти:

Национальное собрание Республики Беларусь;

Президент Республики Беларусь;

Совет Министров Республики Беларусь;

местные Советы депутатов (исключая поселковые и сельские Советы), а в исключительных случаях (эпидемии, стихийные бедствия) и исполнительные комитеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: