Анализ состояния платежного баланса и его основных статей позволяет прогнозировать будущие экономические события, вырабатывать опережающие их управленческие решения в различных направлениях экономической политики, предвосхищать нежелательные макроэкономические процессы в стране.
Главной целью разработки и ведения платежного баланса является предоставление правительству информации о международном экономическом положении страны и оказании ему помощи в формировании торговой, валютной, фискальной политики
Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Это обусловлено несколькими причинами.
Во–первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Во–вторых, выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
|
|
В–третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением желаемых темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
- государственная собственность, в том числе золотовалютные резервы;
- объем (часть) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет (40–50%);
- непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, заемщика;
- регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно–кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.
Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно–экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.
|
|
Систему инструментов регулирования платежного баланса определяют средства краткосрочного и долгосрочного влияния на платежный баланс.
К основным краткосрочным инструментам относятся
Дефляционная (антиинфляционная) политика. Политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает, прежде всего, ограничение государственных (бюджетных) расходов, замораживание цен и заработной платы. При этом правительством активно используются соответствующие финансовые и денежно–кредитные рычаги:
- изменение учетной ставки центрального банка;
- установление пределов роста денежной массы;
- кредитные ограничения.
При проведении такой политики сдерживания снижается объем национального дохода, падает потребление национальных товаров, сопровождающееся снижением объемов потребления импортных товаров (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Национальный доход и сальдо торгового баланса страны: