Для российской науки теории государства права советского периода характерен особенный вариант
правового позитивизма - советский нормативизм. Он складывается на основе объединения достижений
юридического позитивизма и марксистского учения о государстве и праве.
В первые годы советской власти господствующее правопонимание оставалось неопределенным, что
порождало широкие дискуссии ученых.
М.А. Рейснер - обоснование советской психологической теории права и деятельности революционных
трибуналов и судов на основе революционного правосознания. В первых актах правовое сознание, эмоции,
представления и установки победившего класса признавались источником права.
Е.Б. Пашуканис - вариант советской социологической теории права. ПО - первичная живая клеточка права;
фактически обуславливающая сущность права в данном обществе исходя из фактического порядка
общественных отношений.
Официальное правопонимание закрепляется в 1938 году; 16-19 июля 1938 года - Первое Всесоюзное
|
|
Совещание по вопросам науки советского права и государства.
А.Я. Вышинский: право - это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.
установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных
государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях
охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных
господствующему классу.
Таким образом, основными тезисами советского официального правопонимания явились:
1. В отличие от классического юридического позитивизма, где вопрос о сущности права вне права не
ставиться вообще, а само право сводится к основной логической мета-норме (основной норме), этс
учение рассматривает в качестве сущности права волю господствующего в обществе класса.
2. В понятие права включаются только нормы. Все остальные элементы действия права - правовые эмоции
сознание, правовые отношения, идеи о праве и правовая идеология объявляются вторичными.
3. Природа и сущность права объясняется учением о праве как о надстройке над экономическим базисов
общества. Экономическая сфера общества и прежде всего способ производства определяют политику I
данном обществе. Право в свою очередь является производной от политики; все правовое в конечное
итоге выступает проявлением политики и сам закон - мера прежде всего политическая.
4. Происхождение и сущность права объясняется расколом общества на антагонистические классы; праве
есть прежде всего инструмент для поддержания правил и порядков, выгодных господствующему классу.
|
|
5. Право закрепляет неравную для всех классов меру свободы и необходимости - утверждая возможност!
применения насилия для ликвидации побежденного класса и приоритет пролетариата в общественны?
отношениях.
6. Идея отмирания права вместе с уничтожением классовой структуры общества. Право как и государств<
исчезают как инструменты классового господства с учреждением бесклассового общества коммунизма.
7. Метод изучения права - диалектика; согласно ей право формируется в процессе борьбы классов за мер;
права, каждый класс добивается больше меры свободы для себя и подавления противостоящего класса; (
переходом общества на новые экономические отношения меняется сущность и содержание права.
Это - узкий нормативный подход к праву; узок потому, что в содержание понятия права включает тольк(
исходящие от государства или санкционированные им нормы.
Однако в 1950гг. складывается так называемый широкий нормативный подход к праву, в рамках которой
ряд ученых предлагали включить в понятие права и иные феномены.
Право - это система, не только НП, но и:
1) НП и ПО (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский).
2) НП, ПО и правовое сознание (Я.Ф. Миколенко, А.К. Стальгевич)
3) НП и субъективные права (Л.С. Явич).
При этом правоотношения и правосознания предстают как производные от нормы права, как результа'
воздействия нормы права на общественные отношения на психику людей. Исходный и ключевой характе]
нормы права для всей правовой системы общества продолжают признаваться; поэтому эти идеи - вариан
нормативного подхода. Нормой права при этом признается любое веление государства, закрепленное I
соответствующих источниках в установленном порядке.
называемое интегративное правопонимание, основной идеей которого является объединение всех этих
элементов в одном понятии права.
Последователи - В.В, Лазарев, Т.Н. Радько, Д.А. Керимов, А.В. Поляков.