Малые группы
1. Наличие общей цели.
2. Высокий уровень чувства причастности.
3. Взаимодействие лицом к лицу.
Коллектив – высший уровень развития группы – любая официальная организация в условиях социализации. На западе этот термин не используется.
Э. Гофман. Харизматическая группа (харизма – «благодарность, божий дар») – группа, собираемая вокруг харизматического лидера. Ученики, последователи.
Организация – социальная группа с дифференциацией ролей. Может существовать как неформальной, так и формальной (один умеет разводить костер, а у другого есть палатка).
Классификация (П. Блау, У. Скотт):
1. Взаимовыгодные ассоциации. Цель – удовлетворить потребность каждого члена. Их организация добровольная.
2. Деловые предприятия. Цель – удовлетворить потребности владельцев (завод, банк).
3. Организации социального обслуживания. Цель – удовлетворить потребности клиентов (школа, больница, университет).
4. Государственные организации. Цель – удовлетворить потребности всех членов общества (полиция, армия, налоговые ведомства).
|
|
Э. Гофман. Тотальная организация – контролирует вся жизнедеятельность ее членов (монастырь, тюрьма).
Структура организации
Э. Мейо ввел понятия формальной и неформальной организационной структуры. Формальная структура – внешняя, безличная; не имеет значения, кто в данный момент займет данное место.
Факторы, влияющие на организационную структуру группы (их формальность).
1. Степень чувства причастности членов группы к ней.
2. Цель группы (цели некоторых групп требуют сильной интеграции – экипаж самолета).
3. Степень автономии группы (свобода внутри группы, количество отсебятины).
4. Гомогенность / гетерогенность по социально-демографическим характеристикам (гомогенность приводит к сплоченности).
5. Стиль лидерства, руководства. Если лидерство на демографической, толерантной основе - структура более гибкая.
6. Количество человек в группе. Чем больше людей в группе, тем формальнее в ней контакт. Нужно большую группу разбить на несколько подгрупп.
1939 г. Впервые использовал этот термин Ф. Ретлисбергер и У. Диксон в журнале «Управление и рабочий».
Социально-психологический климат – такое психическое состояние группы, которое на интегративной основе отражает основные особенности ее жизнедеятельности.
Компоненты климата:
1. эмоциональный – групповое настроение
2. когнитивный – мнения и убеждения
3. поведенческий – действия членов группы.
Д.Б. Парыгин и К.К. Платонов различают понятия климата и атмосферы.
Социально-психологический климат – один из компонентов социального климата (или психологического климата).
|
|
На западе этот термин почти не используется (говорят о климате организационном). Главный его фактор – стиль руководства.
Факторы, влияющие на социально-психологический климат макросреды: общественно-политические, социально-экономические особенности общества на данном этапе развития; воздействие со стороны официальных вышестоящих административных структур.
Факторы для микросреды.
1. Для материальной среды – освещенность, влажность, температура, количество бумаги и чернил.
2. Для групповой психологической среды:
· Особенности формальной организационной структуры (при взаимодействии больше сплоченность). Уманский выделил 3 типа взаимодействия в формальной организационной структуре:
1. Совместно – индивидуальная деятельность (преподаватели одной кафедры)
2. Совместно – последовательная деятельность (работа на конвейере)
3. Совместно – взаимодействующая деятельность (каждый взаимодействует с каждым). Пример – экипаж самолета.
· неформальная организационная структура. Необходима гармонизация формальной и неформальной структур.
· психологическая совместимость. Типы совместимости:
1. психофизиологическая (сенсомоторная). Необходима в конвейерной работе, командных видах спорта.
2. социально-психологическая совместимость. Представляет собой общность социально-психологических характеристик: социальных потребностей, интересов, установок, целей, направленностей и согласованности типов поведения людей в группе.