Социально-психологическое лидерство
Эксперимент
Тип поведения людей в группе при принятии решения.
Первая серия. Гомеостат – моделирует групповую взаимозависимую деятельность людей по принятию решений. Три ящика с электротехникой внутри и шкалой с делениями и рычажком внизу (изменяет положение стрелок).
Три испытуемых, незнакомых друг с другом. Все стрелки должны быть на нуле. Но манипуляции испытуемого влияют на положение стрелок других приборов.
Типы поведения:
1. склонность к доминированию.
2. индивидуалисты
3. пассивные, безынициативные.
4. лица, которые давали свои советы недерективно, принимали советы выборочно.
Наиболее работоспособными сочетаниями были 1+1, 2+3, 3+4.
Вторая серия. Добавили еще один прибор. При усложнении задачи необходимо, чтобы все думали и понимали, т.е. сочетание 4+4
Разные задачи требуют разных сочетаний типов людей. Сейчас так проверяют космонавтов.
Взаимосвязь руководителя и членов группы. Руководитель имеет некий образ идеального подчиненного и хочет, что бы подчиненные соответствовали ему. У членов группы есть образ идеального руководителя. Лучше всего, когда эти образы совпадают. Стиль руководства должен соответствовать ожиданиям группы.
|
|
Лидерство – это процесс целенаправленного воздействия одного человека на другого или группу лиц с ожидаемым эффектом. Используется (в России) также термин «руководство». Руководить – собирать людей и вести их за собой.
Теория черт лидера
Возникла еще во времена Платона. Первоначально считалось, что люди рождаются с набором личностных черт, благодаря которым потом могут руководить. Начало 20 века – эксперимент бихевиористов – чему-то можно и научиться.
Черты:
1. психологические черты
2. морально - нравственные черты
3. конституциональные черты
1948 г. Р. Стогдилл проанализировал работы авторов, разрабатывающих эту теорию, и выявил около 126 черт.
1981 г. Ч. Хенди. Выявил такие черты.
1. интеллект – на первом месте. Должен превосходить средний уровень, но разительного превосходства быть не должно.
2. инициативность. Уровень инициативности снижается после 40 лет, поэтому для перемен и революций лучше выбирать молодого лидера. Кроме того, внешний облик имеет большое значение (чем он лучше, тем умнее считают человека).
3. уверенность в себе. Не должна перерастать в самоуверенность.
4. фактор «геликоптера» (вертолета) – способность человека при принятии решения подниматься и видеть проблему сверху, со стороны.
5. здоровье (и физическое и психическое).
6. происхождение из «высшего класса» (в Америке это 5–7% жителей).
7. рост физический (должен заметно отличаться от среднего в любую сторону).
|
|
У теории черт есть и слабые места: люди с успешным набором черт в другой группе оказываются иногда неэффективными.
Лидерство как функция ситуации
Наблюдение проводилось на малых неформальных группах. При смене ситуации прежний лидер оказывался неэффективным и кто-то другой выходил из тени и занимал его место. Главное, чтобы лидер своими чертами соответствовал данной ситуации. Критики говорят, что новая ситуация – это развитие предыдущей.
Лидерство как функция влияния последователей
Лидер должен учитывать установки, мнение, ценности; должен ориентироваться на своих последователей. Но все хорошо в меру. «Лидер должен опережать свой народ на полшага (если на шаг, то он уже прожектор)» (Рузвельт).
Интегративная теория лидерства
Сам лидер со всеми своими чертами, группа и ситуация находятся во взаимодействии.
Механизмы влияния на людей
1. Уступчивость – уступаем на воздействии. Чаще прикидываем, что будет при невыполнении требований.
2. Идентификация – элемент неосознаваемости. Отождествляем себя с лицом, влияющим и слушаемся его.
3. Интернализация – внешние требования становятся внутренними (собственными по отношению к себе).
Психологические источники власти и влияния
Б. Рейвен:
1. Власть – вознаграждение. Некто обладает ресурсом, которого у нас нет.
2. Власть – принуждение. Необходима, чтобы не оказаться объектом негативных санкций.
3. Власть экспертная. Власть компетентности. Мы признаем какое-то лицо в качестве компетентного человека и оказываемся во власти его советов.
4. Власть референтности. Человек из референтной группы имеет над нами власть.
5. Власть информационная. Можно не быть экспертом, но знать что-то.
6. Власть легитимности (законности).
7. Власть взаимности
8. Власть ответственности (сила слабости)
9. Власть справедливости.
7,8,9 – неформальные виды власти, менее официальные.
Харизматическая власть – человек пользуется иррациональной властью (Ленин, Гитлер, Жанна д’Арк).
Типы власти (Вебер)
1. Рационально-легальная. Идеальный вариант власти. Человек занимает властное место в силу его компетентности и заслуг.
2. Власть харизматическая.
3. Власть традиционная. Человек получает ее в соответствии с традицией (Папа Римский, власть по наследству).
Стили лидерства (К. Левин)
1. Автократический.
2. Демократический.
3. Попустительский, свободный, номинальный.
Эксперимент. Школьников разделили на 3 группы по трем видам управления. В автократической группе сильные школьники часто перекладывали неинтересную работу на слабых. При большей продолжительности продуктивность (2) группы была выше, а (1) снизилась. При появлении руководителя в (1) группе продуктивность повышалась, когда он уходил – снижалась.
Авторитарность личности (К. Левин). Впервые была обнаружена в этих экспериментах. Некоторым людям нравится автократический стиль управления. Как выяснилось, их воспитывали отцы-офицеры.
Т. Адорно. Авторитарная личность – любит и подчиняется сильной власти. Оказываясь в роли руководителя, сама исповедует авторитарный стиль руководства.
Ориентация лидера при принятии решений
1. На цель и задачу. Пагубен, может привести к смещению цели организации.
2. На группу.
3. На себя. Может творить, выражать себя, чтобы было интересно.