Система мер профилактики
Направления криминологической профилактики
1. Предупреждение насильственных преступлений и хулиганства зависит от происходящих в стране преобразований социально-экономического и политического характера, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создает предпосылки для успешной борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством.
2. Основными направлениями специально-криминологической профилактики в сфере насильственных преступлений и хулиганства являются:
• последовательная борьба с пьянством и наркоманией;
• своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на
почве бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления;
• обеспечение эффективной охраны общественного порядка в общественных местах;
• усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;
• пресечение криминогенных влияний рецидивистов и профессиональных преступников на несовершеннолетних и молодежь;
|
|
• активизация деятельности по выявлению и разобщению антиобщественных молодежных группировок;
• своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;
• активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия;
• обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления и хулиганство на основе ее дифференциации и индивидуализации;
• противодействие пропаганде жестокости и насилия средствами массовой информации.
3. В системе мер борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством различают меры общей, групповой и индивидуальной профилактики. Меры профилактического характера подразделяются на:
• организационные - связанные с организацией предупредительной деятельности;
• функциональные - по ее непосредственному осуществлению.
К числу организационных мер относятся:
• изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности и хулиганства в регионе;
• криминологическое планирование;
• профилактическая отработка отдельных территорий и объектов и т. д.
К функциональным относятся меры по осуществлению профилактического контроля и воздействия в соответствующей микросреде:
• систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются
преступления против личности и общественного порядка;
• обеспечение дислокации милицейских служб с учетом места и времени
совершения большинства деяний;
|
|
• проведение специальных профилактических рейдов, проверок;
• осуществление мероприятий, направленных на выявление и изъятие
незаконно хранимого оружия;
• правовое воспитание граждан и т. д.
4. При осуществлении профилактики необходимо в соответствии с конкретной ситуацией избрать форму реагирования:
• эпизодическую;
• длящуюся;
• неотложную;
• экстренную.
Если для конфликтной ситуации характерны периодические обострения и улучшения без резких колебаний, используется эпизодическое ('контрольное) реагирование. Оно осуществляется участковым инспектором милиции и представителями общественности. В качестве мер профилактического воздействия можно применять: советы, беседы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды.
Если конфликтная ситуация ухудшается в течение продолжительного времени, применяется длящееся реагирование. К мерам воздействия относятся: профилактические беседы в милиции, обсуждение поведения на собрании трудового коллектива, собрании граждан по месту жительства, вызов в орган милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения в быту и т. д.
Неотложное реагирование осуществляется в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации - часто повторяющихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, антиобщественном поведении пьяниц, наркоманов.
В таких случаях могут быть использованы меры правового принуждения: лишение родительских прав; принудительный обмен жилой площади или выселение за невозможностью совместного проживания; ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической больнице; привлечение к административной и уголовной ответственности.
Экстренное реагирование требуется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется непосредственно в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Его выполняют дежурные части органов внутренних дел.
Реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т. п. После этого решается вопрос о привлечении данных лиц к уголовной или административной ответственности.
ТЕМА 26.
Криминологическая характеристика корыстной преступности
1. Понятие корыстной преступности