Межличностное восприятие (социальная перцепция) – восприятие, понимание, и оценка человека, человеком.
Существует две формы познания личности, особенностей человека.
1. Эмоциональная форма познаний (эмпатия) – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей не одинакова.
Уровни:
1) Низкий уровень – общаясь с собеседником человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям и намеренностям собеседника.
2) Средний уровень – по ходу общения у человека возникают отдельные отрывочные представления о переживаниях другого человека.
3) Отличает умение сразу войти в состояние другого человека, не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия с ним.
2. Логическая форма познания личности, особенностей себя и других людей (рефлексия) – понимание другого путем размышлений за него.
Ошибки логического понимания:
|
|
a) Эффектстереотипизации – когда по одной, двум чертам человека относят к определенному стереотипу, и приписывают ему набор качеств, присущих этому стереотипу.
b) Эффектструктурирования – проявляется в том, что логически объединены в целостный образ только строго определенные черты, и когда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
c) Эффектореола – проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности, обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а недостатки, либо не замечаются, либо оправдываются, либо наоборот.
d) Эффектпервичности – выражается в том, что очень часто в дальнейшем все последние сведения о человеке противоречат созданному образу, %обтбрасываемые% как случайные, нехарактерные.
e) Эффектпереоценивания – проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой, свои собственные качества и эмоциональные состояния.
корформность – подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц группы.
Внушаемость и конформизм.
Внушаемость – непроизвольная податливость человека мнению группы.
Конформизм – сознательная уступчивость человека мнению большинства группы, для избежания конфликта с ней.
Два типа:
a) Внутренняя личностная комформность – действительное преобразование установок в результате внутреннего восприятия позиции окружающих оцениваемой как общее обоснованное и объективное, чем собственное.
|
|
b) Внешняя комформность – демонстративное подчинение навязяваемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицание.
Нонкомформизм – выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хоть на самом деле и здесь точка зрения большинства является основной для человека.
Коллективистическаяидентификация – предполагает такую мотивацию отношений к товарищу, как к числу коллектива когда субъект исходя из высоких нравственных мировоззрений, принципов, реально действенно относится к другим, как к самому себе и к себе как ко всем другим в коллективе.
Коллективистическаясамоопределенность – особая форма самоопределенности личности, избирает отношение индивида воздействием конкретной группы, выражающиеся в принятии им одних и отвержении других, групповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов (от оценок, убеждений и т.д.).
Социально - психологическийклимат – относит устойчивый эмоциональный настрой преобладающий в группе или коллективе в которой соединены настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу, к работе и окружающим событиям.
Групповаясплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризирующий степень приверженности группе ее членов. В качестве конкретных показателей сплоченности рассматриваются:
a) Уровень взаимной симпатии;
b) Степень привлекательности группы для ее членов;
c) Ценностно-ориентационное единство – фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к деятельности и ценностям как более значимым для группы в целом.