Этические нормы и ценности социального педагога

В работе с людьми, имеющими проблемы и трудности, возникают вопросы этического плана, ответ на которые не всегда лежит на поверхности в плоскости повседневных норм поведени я и общения. Социальный педагог, выполняя профессиональные обязанности, является в то же время человеком с прису­щей только ему системой взглядов, убежде­ний, привычек, стиля деятельности и обще­ния, темперамента и т.п. Этические вопро­сы, которые во множестве возникают в дея­тельности каждого специалиста, решаются всегда индивидуально. Поэтому так много значит в социальной работе нравственная и социальная зрелость профессионала. Несмо­тря на то что единая профессия «социальная работа» существует уже почти сто лет, толь­ко в начале девяностых годов двадцатого сто­летия профессиональное сообщество подо­шло к выработке единых этических стандар­тов в социальной работе.

В июле 1994 года в г. Коломбо (Шри Лан­ка) Общее собрание Международной феде­рации социальных работников приняло до­кумент «Этика социальной работы: принци­пы и стандарты». Документ состоит из двух частей: «Международная декларация этиче­ских принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты со­циальных работников». Принятие этих до­кументов откладывалось Федерацией мно­го лет, и это неудивительно. Представители сотни стран, входящих в эту организацию, очень разные по религиозным и политиче­ским взглядам. Государства, которые их на­правили, различны по устройству, формам правления, культуре, имеют свои традиции и богатую историю становления социальной работы. В горячих спорах удалось прийти к согласию и в результате появились эти дек­ларации.

В «Декларации об этических принципах в социальной работе» провозглашены прин­ципы:

· Каждый человек уникален, что требует внимания к нему с позиций нравственности.

· Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вно­сить свой вклад в повышение благосост ояния общества.

· Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.

· Социальные работники привержены прин­ципам социальной справедливости.

· Социальный работник обязан использовать объективную систему знаний, умения и навы ки для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфлик­тов и устранении их последствии.

· Социальная работа основана на отказе от дискриминации. Следовательно, она осуще­ствляется независимо от пола, возраста, на­циональност и, вероисповедания, языка, поли тических убеждении, половой ориентации.

· Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп, их независимость и достоинство, руководст­вуясь при этом положениями «Хартии ООН о правах человека» и другими международными конвенциями этой Хартии.

· Социальная работа основана на принципах защиты неприкосновенности клиентов, вклю­чая требования соблюдать права на свободу выбора и профессиональную тайну, право кли­ента на компетентное разъяснение его прав и сути его личного дела.

· Социальные работники хранят професси­ональную тайну, даже если это противоре­чит действующему законодательству.

· Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним. Предполагается, что социальные служащие должны работать в сотрудничестве со свои­ми клиентами, стремясь решать любую зада­чу, с которой они сталкиваются, наилучшим способом, с целью удовлетворения интересов клиентов. Лица, использующие услуги соци­альных работников, должны принимать самое активное участие в решении собственных проблем. Клиенты должны быть всегда про­информированы социальным работником о це­лях и последствиях (риске и пользе) этих сов­местных действий.

· Социальная работа основана на принципах самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к миниму­му какого-либо принуждения.

· В случаях, когда может возникнуть не­обходимость разрешить проблемы одной группы участников за счет проблем другой группы, использование принуждения всегда должно базироваться на тщательном рас­смотрении интересов противостоящих групп и на выборе принципов после того, как выслушаны обе группы. Социальные работ­ники обязаны обеспечить обе противостоя­щие группы квалифицированными предста­вителями.

· Социальные работники также обязаны сводить к минимуму доступ легального при­нуждения в законодательстве своих стран.

· Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных струк­тур, подавляющих своих сограждан, исполь­зующих терроризм, пытки и подобные жес­токие средства.

В «Международных этических стандартах социальной работы» выделены 5 групп: стан­дарты этического поведения, взаимоотноше­ния с клиентами, взаимоотношения с агент­ствами и организациями, взаимоотношения с коллегами, отношение к профессии.

Стандарты этического поведения:

1. Стремитесь понять уникальность каждо­го человека и те условия, которые опреде­ляют поведение человека и характер оказываемой ему помощи.

2. Утверждайте профессиональные ценнос­ти, совершенствуйте знания и навыки; не совершайте поступков, которые могут повредить престижу профессии.

3. Не переоценивайте свои личные и профес­сиональные возможности.

4. Всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении по­стоянно возникающих проблем.

5. Используйте свой профессиональный опыт при разработке основных направлений по­литики и социальных программ, служащих улучшению качества жизни общества.

6. Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социаль­ных проблем и объясняйте их.

7. Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или дей­ствия как в качестве частного лица, так и в качестве представителя профессио­нальной ассоциации, агентства или орга­низации.

Взаимоотношения с клиентами:

1. Ставьте на первое место обязанности по отношению к своим клиентам, но в рам­ках уважения к этическим установкам других людей.

2. Отстаивайте права клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное использование информации.

Сбор и передача информации другим лицам производится только в рамках профессио­нальной деятельности, осуществляемой в интересах клиента, которого предвари­тельно информируют о необходимости таких действий. Никакая информация не сообщается без предварительного уведом­ления и согласия клиента, кроме случаев, когда клиент не может быть ответст­венным за свои поступки или когда это может представлять серьезную опасность для других лиц. Клиент имеет доступ к любой касающейся его информации, кото­рая имеется у социального работника.

3. Цените и уважайте личные устремления, инициативу и индивидуальные особеннос­ти клиентов. В рамках агентства и соци­альной среды клиента профессионал помо­гает клиенту быть ответственным за свои действия; он всегда готов прийти на помощь любому клиенту. Если по ряду при­чин профессиональная помощь не может быть оказана на данном уровне, то клиен­та информируют об этом и он действует по собственному усмотрению.

4. Оказывайте помощь клиентам (отдельному человеку, группе, общине, обществу) с целью достижения ими самореализации и макси­мального развития собственных потенциаль­ных возможностей, однако с соблюдением в равной степени прав других людей. Обслужи­вание клиента в своей основе заключается в том, чтобы клиент понял и использовал кон­такты с профессионалом для достижения законных желаний и выгод.

Взаимоотношения с агентствами и орга­низациями:

1. Работайте в тесном сотрудничестве с теми агентствами и организациями, чья социальная политика, методы и практи­ка направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку професси­ональной социальной работы.

2. С полной ответственностью относитесь к уставным целям и задачам агентства или организации; вносите вк.'1ад в разра­ботку социальной политики, методики и практики с целью достижения наивысших стандартов социальной работы.

3. С полной ответственностью относитесь к судьбе клиента; вносите необходимые изменен ия в социальную политику, мето дику и практику по каналам соответст­вующих агентств и организаций. Если все возможности были исчерпаны, а изменения внести не удалось, обращайтесь в выше­стоящие организации или к заинтересован­ной широкой общественности.

4. Представляйте профессиональный отчет клиенту и общине об эффективности со­циальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств и организаций, а также само­анализа личной деятельности.

5. Не допускайте противоречия в направлении действий, процедуры и практики с этичес­кими принципами социальной работы.

Взаимоотношение с коллегами:

1. Относитесь с должным уважением к про­фессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специ­алистов, оказывая им всяческое содейст­вие для достижения эффективности соци­альной работы.

2. Относитесь с уважением к различным мне­ниям и практическим подходам коллег и других специалистов, высказывая с полной ответственностью критические замечания в соответствующих инстанциях.

3. Способствуйте получению и распростра­нению среди коллег по профессии, других специалистов и добровольцев знаний, навы­ков и идей с целью взаимного совершенст­вования и самоутверждения.

4. Доводите до сведения соответствующих органов любые ущемления интересов кли­ентов или нарушения норм этики.

5. Защищайте коллег от несправедливых на­падок.

Отношение к профессии:

1. Отстаивайте ценности, знания и методо­логию профессии; вносите вклад в их по­пуляризацию и совершенствование.

2. Повышайте профессионализм социальной работы, всемерно совершенствуйте его.

3. Защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможное, чтобы укрепить веру в необходимость нашей про­фессии.

4. Давайте конструктивную критику про­фессии, ее теории, методов и практики.

5. Всячески поощряйте разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.

Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халат­ность, определяются как «нарушение профес­сиональных норм вследствие беспечности, некомпетентности или с заранее обдуманным намерением». Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нару­шение секретности, недонесение о подозре­нии на плохое обращение с детьми, невнима­ние к таким актам, как злоупотребления, сло­весное оскорбление и угроза физического на­силия, оскорбление действием, незаконное ограничение свободы посредством ошибочно­го помещения в лечебное учреждение.

В социальной педагогике и социальной работе выделяются основные исходные идеи, принципы, положения, которые в со­вокупности представляют собой ценности социальной работы и непреложные прави­ла деятельности. Об этом пойдет речь в сле­дующей статье.

В помощь специалисту (психологу, социальному педагогу и т.д.),

решающему проблемы конфликтов людей, были разработаны разные методики диагностики конфликтного поведения.

В данной работе выбрана диагностика К.Томаса, так как мне близки его взгляды о выраженности у индивида тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин "разрешение конфликтов", он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К.Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами:

- осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов;

- увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.

Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов:

- какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными;

- каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Тема 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: