В работе с людьми, имеющими проблемы и трудности, возникают вопросы этического плана, ответ на которые не всегда лежит на поверхности в плоскости повседневных норм поведени я и общения. Социальный педагог, выполняя профессиональные обязанности, является в то же время человеком с присущей только ему системой взглядов, убеждений, привычек, стиля деятельности и общения, темперамента и т.п. Этические вопросы, которые во множестве возникают в деятельности каждого специалиста, решаются всегда индивидуально. Поэтому так много значит в социальной работе нравственная и социальная зрелость профессионала. Несмотря на то что единая профессия «социальная работа» существует уже почти сто лет, только в начале девяностых годов двадцатого столетия профессиональное сообщество подошло к выработке единых этических стандартов в социальной работе.
В июле 1994 года в г. Коломбо (Шри Ланка) Общее собрание Международной федерации социальных работников приняло документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Документ состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». Принятие этих документов откладывалось Федерацией много лет, и это неудивительно. Представители сотни стран, входящих в эту организацию, очень разные по религиозным и политическим взглядам. Государства, которые их направили, различны по устройству, формам правления, культуре, имеют свои традиции и богатую историю становления социальной работы. В горячих спорах удалось прийти к согласию и в результате появились эти декларации.
|
|
В «Декларации об этических принципах в социальной работе» провозглашены принципы:
· Каждый человек уникален, что требует внимания к нему с позиций нравственности.
· Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосост ояния общества.
· Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.
· Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.
· Социальный работник обязан использовать объективную систему знаний, умения и навы ки для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфликтов и устранении их последствии.
· Социальная работа основана на отказе от дискриминации. Следовательно, она осуществляется независимо от пола, возраста, национальност и, вероисповедания, языка, поли тических убеждении, половой ориентации.
|
|
· Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп, их независимость и достоинство, руководствуясь при этом положениями «Хартии ООН о правах человека» и другими международными конвенциями этой Хартии.
· Социальная работа основана на принципах защиты неприкосновенности клиентов, включая требования соблюдать права на свободу выбора и профессиональную тайну, право клиента на компетентное разъяснение его прав и сути его личного дела.
· Социальные работники хранят профессиональную тайну, даже если это противоречит действующему законодательству.
· Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним. Предполагается, что социальные служащие должны работать в сотрудничестве со своими клиентами, стремясь решать любую задачу, с которой они сталкиваются, наилучшим способом, с целью удовлетворения интересов клиентов. Лица, использующие услуги социальных работников, должны принимать самое активное участие в решении собственных проблем. Клиенты должны быть всегда проинформированы социальным работником о целях и последствиях (риске и пользе) этих совместных действий.
· Социальная работа основана на принципах самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения.
· В случаях, когда может возникнуть необходимость разрешить проблемы одной группы участников за счет проблем другой группы, использование принуждения всегда должно базироваться на тщательном рассмотрении интересов противостоящих групп и на выборе принципов после того, как выслушаны обе группы. Социальные работники обязаны обеспечить обе противостоящие группы квалифицированными представителями.
· Социальные работники также обязаны сводить к минимуму доступ легального принуждения в законодательстве своих стран.
· Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих сограждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства.
В «Международных этических стандартах социальной работы» выделены 5 групп: стандарты этического поведения, взаимоотношения с клиентами, взаимоотношения с агентствами и организациями, взаимоотношения с коллегами, отношение к профессии.
Стандарты этического поведения:
1. Стремитесь понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи.
2. Утверждайте профессиональные ценности, совершенствуйте знания и навыки; не совершайте поступков, которые могут повредить престижу профессии.
3. Не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности.
4. Всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем.
5. Используйте свой профессиональный опыт при разработке основных направлений политики и социальных программ, служащих улучшению качества жизни общества.
6. Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем и объясняйте их.
7. Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или действия как в качестве частного лица, так и в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства или организации.
Взаимоотношения с клиентами:
1. Ставьте на первое место обязанности по отношению к своим клиентам, но в рамках уважения к этическим установкам других людей.
2. Отстаивайте права клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное использование информации.
|
|
Сбор и передача информации другим лицам производится только в рамках профессиональной деятельности, осуществляемой в интересах клиента, которого предварительно информируют о необходимости таких действий. Никакая информация не сообщается без предварительного уведомления и согласия клиента, кроме случаев, когда клиент не может быть ответственным за свои поступки или когда это может представлять серьезную опасность для других лиц. Клиент имеет доступ к любой касающейся его информации, которая имеется у социального работника.
3. Цените и уважайте личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиентов. В рамках агентства и социальной среды клиента профессионал помогает клиенту быть ответственным за свои действия; он всегда готов прийти на помощь любому клиенту. Если по ряду причин профессиональная помощь не может быть оказана на данном уровне, то клиента информируют об этом и он действует по собственному усмотрению.
4. Оказывайте помощь клиентам (отдельному человеку, группе, общине, обществу) с целью достижения ими самореализации и максимального развития собственных потенциальных возможностей, однако с соблюдением в равной степени прав других людей. Обслуживание клиента в своей основе заключается в том, чтобы клиент понял и использовал контакты с профессионалом для достижения законных желаний и выгод.
Взаимоотношения с агентствами и организациями:
1. Работайте в тесном сотрудничестве с теми агентствами и организациями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку профессиональной социальной работы.
2. С полной ответственностью относитесь к уставным целям и задачам агентства или организации; вносите вк.'1ад в разработку социальной политики, методики и практики с целью достижения наивысших стандартов социальной работы.
3. С полной ответственностью относитесь к судьбе клиента; вносите необходимые изменен ия в социальную политику, мето дику и практику по каналам соответствующих агентств и организаций. Если все возможности были исчерпаны, а изменения внести не удалось, обращайтесь в вышестоящие организации или к заинтересованной широкой общественности.
|
|
4. Представляйте профессиональный отчет клиенту и общине об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств и организаций, а также самоанализа личной деятельности.
5. Не допускайте противоречия в направлении действий, процедуры и практики с этическими принципами социальной работы.
Взаимоотношение с коллегами:
1. Относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов, оказывая им всяческое содействие для достижения эффективности социальной работы.
2. Относитесь с уважением к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов, высказывая с полной ответственностью критические замечания в соответствующих инстанциях.
3. Способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, других специалистов и добровольцев знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования и самоутверждения.
4. Доводите до сведения соответствующих органов любые ущемления интересов клиентов или нарушения норм этики.
5. Защищайте коллег от несправедливых нападок.
Отношение к профессии:
1. Отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и совершенствование.
2. Повышайте профессионализм социальной работы, всемерно совершенствуйте его.
3. Защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможное, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии.
4. Давайте конструктивную критику профессии, ее теории, методов и практики.
5. Всячески поощряйте разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.
Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, определяются как «нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, некомпетентности или с заранее обдуманным намерением». Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение секретности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми, невнимание к таким актам, как злоупотребления, словесное оскорбление и угроза физического насилия, оскорбление действием, незаконное ограничение свободы посредством ошибочного помещения в лечебное учреждение.
В социальной педагогике и социальной работе выделяются основные исходные идеи, принципы, положения, которые в совокупности представляют собой ценности социальной работы и непреложные правила деятельности. Об этом пойдет речь в следующей статье.
В помощь специалисту (психологу, социальному педагогу и т.д.),
решающему проблемы конфликтов людей, были разработаны разные методики диагностики конфликтного поведения.
В данной работе выбрана диагностика К.Томаса, так как мне близки его взгляды о выраженности у индивида тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин "разрешение конфликтов", он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К.Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами:
- осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов;
- увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.
Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов:
- какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными;
- каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Тема 7.