КОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ.
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ,
* * *
Социализация личности, как социально-педагогический процесс, включает в себя целый ряд педагогических мероприятий с применением большого количества методик и технологий, в зависимости от поставленных целей и задач. В ходе решения этой проблемы социальная педагогика осуществляет систему мер по проведению социальной профилактики, адаптации, коррекции и реабилитации детей. Используются специальные меры, направленные на оздоровление социальной жизни и внутреннего мира детей через выявление причин деформации в развитии ребёнка, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребёнка, построение адекватного процесса адаптации личности в рамках его нормального развития. При этом нормой признаётся не среднестатистический вариант развития (как все), не соответствие какому-либо образцу, задаваемому государством, не отсутствие душевных заболеваний по критериям психиатрии, а способность личности в своём развитии обретать социальную сущность человека, несущего в себе такие характеристики как:
|
|
-отношение к другому человеку как самоценности;
-способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;
-творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;
-возможность самому проектировать своё будущее;
-стремление к обретению смысла жизни... (Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001. С.208)
Социальная педагогика за последнее десятилетие накопила значительный научный потенциал применения методик и технологий. На передовом уровне социально-педагогических исследований сегодня - проблемы психолого-педагогической поддержки детей как способа развития социальной активности ребёнка. В процессе социализации дети испытывают влияние самых различных факторов предметно-пространственной среды, реагируя на их проявления в соответствии со своими интересами. Профилактика призвана на научной основе дать рекомендации по применению соответствующих психолого-педагогических акций, направленных на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных нигилизмов в поведении личности ребёнка. При этом профилактика в обязательном порядке предполагает сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. (Энциклопедический словарь социальной работы. /Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской. В 3 т. М., 1993. Т.2. С. 369-377).
Современные специалисты считают, что профилактическая деятельность имеет несколько уровней:
|
|
-психолого-педагогическая профилактика – система предупредительных мер, связанных с установлением внешних причин, факторов и условий, вызыва-ющих те или иные недостатки в развитии детей;
-социальная профилактика – деятельность, осуществляемая государством и институтами социализации через систему мер повышения качества жизни, нейтрализацию факторов риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости;
-социально-педагогическая профилактика – система мер социального воспитания, направленная на создание оптимизации социальной среды, способствующей развитию ребёнка и проявлению его социальной активности.
Профилактическая деятельность социального педагога на всех трёх уровнях – это педагогически и психологически выверенный процесс, который организуется в целях переустройства окружающего ребёнка социума в интересах этого ребёнка. В этой деятельности используются самые различные методики и технологии. Наиболее распространёнными являются:
1. Программа социально-педагогической профилактики отклонений в полоролевом поведении детей, которая предназначена для исправления негативных ситуаций в процессе формирования полового сознания – системы знаний, личностных смыслов и значений, которые одновременно формируют переживание человеком своего бытия как представителя определённого пола. Программа предлагает методику формирования модели половых ролей, где роль мужчины ассоциируется с силой, энергичностью, рассудительностью.., женская – со слабостью, пассивностью, нежностью, миролюбием, эмоциональностью... Таким образом, программа создаёт условия для полороле-вой идентификации – отождествлению ребёнком себя с человеком определённого пола и усвоению соответствующих форм поведения, предлагает ряд профилактических методик, которые помогают исправить некоторое несоответствие полоролевой идентификации:
- диагностика полоролевой идентификации воспитанников детского дома;
- основные направления профилактической работы:
а) полоролевое воспитание, помогающее формироанию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин;
б) сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований;
в) подготовка к ответственному супружеству;
г) подготовка к ответственному родительству;
- программа полового просвещения и воспитания, включающая:
а) тематику бесед для родителей и педагогов детского дома по этике половой жизни;
б) примерную тематику бесед для подростков по нравственно-половым проблемами;
2.Программа психолого-педагогической профилактика девиантного поведения – направлена на предупреждение отклонений в поведении детей и создания условий к устранению причин, которые вызывают социальные отклонения:
- корыстные ориентации – правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальные, психологические и другие преимущества или выгоды;
- агрессивные ориентации – действия, направленные против другой личности или группы лиц;
- социально-пассивные отклонения – как стремление уйти от активной социальной жизни, уклонение от выполнения гражданских обязанностей.
В качестве предупреждения отклонений программа предполагает ряд социально-педагогических и психологических мер, направленных на формирование психолого-педагогической иммунизации – обучению психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми:
- создание социально-педагогических условий для устранения отклонений;
|
|
а) выявление источников распространённости различных типов и форм отклонений у детей, провоцирующих их факторов;
б) изучение потребностей детей в образовании и воспитании;
в) анализ мониторинговых наблюдений;
г) анализ мнения воспитанников и их родителей;
д) разработка специальных программ, созданных на основе интересов детей и их родителей;
е) учёт особенностей и специфики социализации...
Профилактическая деятельность социального педагога будет эффективной в том случае, если она будет осуществляться на основе:
- успешности познавательной деятельности;
- наличии положительного эмоционального фона;
- психологической защищённости участников социально-педагогического процесса...
3.Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению Вологодского центра гуманитарных исследований (1992). Эта методика считается универсальной для выявления предрасположенности к тем или иным девиациям и поведению подростков (Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001. С.293-299). Обобщённо методика контактного взаимодействия с подростками может быть представлена так:
На стадии «Расположения к общению»:
- содержание и характер контакта вывглядит как использование общепринятых форм и фраз с наличием дроброжелательности в обращении, непринуждённости в общении, отсутствия эмоциональных реакций, советов, уверений, навязчивости;
-тактика направлена на одобрение, согласие, безусловное принятие позици контактёра;
-цель – согласие в отношениях.
На стадии «Поиск общего интереса»:
-поиск нейтрального интереса; переход от нейтрального на личностно значимый интерес; признание уникальности личности подростка; переход в обсуждении проблем общего порядка к частным их проявлениям, от общих суждений о людях к конкретному человеку, его ценностей, состояниям и качествам;
-ровное отношение на уровне тактического решения контакта, подчёркивание заинтересованности уникальностью личности контактёра;
-в качестве результата необходим положительный эмоциональный фон и согласие в обоюдном стремлении к решению проблем коммуникаций;
|
|
На стадии «Выяснения предполагаемых положительных качеств»:
-в содержании и характере контакта должны присутствовать рассказы о положительных качествах, поиск оригинального человеческого качества, демонстрация отношений к этим качествам, отношение к отрицательным качествам других людей, поиск нужных и подспудных качеств у себя;
-на тактическом уровне необходимо принятие того, что предполагает партнёр, авансирование доверием;
-ожидаемый результат – наличие ситуации безопасности, безусловное принятие личности.
На стадии «Выяснения предполагаемых опасных качеств»:
-на содержательном уровне обязательное уточнение границ и пределов личности, выяснение качеств, мешающих общению, высказывания о собственных негативных качествах и их влиянии на социальный статус;
-на тактическом уровне – принятие позитивных явлений в поступках ребёнка без обсуждения, сомнения, возражения;
-ожидаемый результат – установление режима доверия и открытости.
На стадии «Адаптивное поведение партнёров»:
-содержание контакта предполагает подчёркивание положительных и учёт негативных качеств, динамики представлений о человеке, индивидуальности и её учёт в общении, желание приспосабливаться к особенностям другого...
Используемые социально-педагогические технологии, как система процедур, предполагает диагностику отношений личности с социумом, выявление особенностей развития ребёнка, коррекцию направленных и других свойств личности через психолого-педагогическую поддержку и механизм реабилитации.