Основные черты культуры Нового времени

Тема 17. Европейская культура Нового времени

1. Основные черты культуры Нового времени

2. Культура эпохи Просвещения

3. Западноевропейская культура XIX века

Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы XVII, XVIII и XIX веков. Но при этом каждое столетие обладает отличительными особенностями.

· XVII век не имеет общепризнанного названия. Но именно он закладывает основы новоевропейской культуры, развивающиеся на основе процессов, происходивших в Возрождение и Реформации.

· XVIII век – век Просвещения. Он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры.

· XIX век – буржуазный. Он углублял тенденции и противоречия в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения.

Новое время выступает своего рода эпицентром европейской цивилизации и культуры: здесь переосмысляются традиции античности и средневековья, отсюда лежит путь к культурным катастрофам и свершениям XX столетия.

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры следующие:

1. Становление буржуазных общественных отношений, техногенной цивилизации.

2. Научная революция, коренное изменение картины мира.

3. Формирование рационалистического мышления.

1. В XVII веке расцветает мануфактурное производство, появился наемный труд, формируются первые крупные капиталы. Они часто наживались колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания, Германия ). Если одним из героев ренессансной культуры был меценат, но в Новое время возникает и новый герой– «капиталист» – банкир, крупный торговец, владелец мануфактуры (позднее – фабрики). Хотя еще долгое время нетрадиционно хозяйствующий субъект, «делец» считается авантюристом, обманщиком, игроком.

2. В Новое время происходит научная революция. Для науки Новое время начинается драматически – в 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно. Но вскоре заявят о себе великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики. Ньютон и Лейбниц независимо друг от друга изобретут дифференциальное исчислении, которое станет орудием почти всей высшей математики. Галилей и Кеплер подтвердят гелиоцентрическую систему Коперника. Исаак Ньютон откроет закон всемирного тяготения и напишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии», а Карл Линней систематизирует биологию «Системе природы».

На основе достижений естественных наук сформируется механистическая картина мира, которая представитВселенную в роли огромного механизма, машины, части которой жестко детерминированы, а все процессы сведены к механическим. Огромную роль в формировании механической картины мира сыграли работы Лейбница и Исаака Ньютона, создателя классической физики, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия.

Формирование механистической картины мира было также результатом переосмысления роли религии. Новая эпоха не стала безрелигиозной, атеистической (от гр. a – отриц. частица + theos – бог), но в ней христианство уже не было основным средством понимания и описания мира. В Новое время возникает иная форма веры – деизм (от лат. деиз – бог). Она признавала, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Механик, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться – у него можно только учиться. Поэтому место пророков и священников заняли учёные-естествоиспытатели.

Научные теории теперь выглядели убедительнее религиозного мифа. Рассказывают, что когда знаменитый французский астроном Пьер Лаплас изложил Наполеону свою гипотезу о происхождении Солнечной системы, последовало замечание императора о том, что в ней нет упоминания о Боге. «Я не нуждаюсь в этой гипотезе, Ваше величество», – таков был, вполне в духе времени, ответ ученого.

Результатами научной революции Нового времени стали:

· формирование классической науки, в которой на первый план вышло естествознание. Физика стала царицей наук, а законы ньютоновской механики считались универсальными

· появление нового типа исследователя – ученого-экспериментатора, эксперименты которого становятся все более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания

· превращение науки в общественный институт, сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

3. Развитие науки шло параллельно с утверждением нового стиля мышления – рационалистического. Разумное начало, или Разум считалось основанием единства мира, объединившим живую и неживую природу, человека и мир. «Природа разумна, разум естественен» – таков символ веры эпохи Нового времени.

В Новое время происходит создание всеобъемлющих философских систем. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию. И на этом направлении поиска образовались две системы ответов: эмпиризм и рационализм. Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) отводили главную роль опыту, чувственному познанию. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц)полагали, что знания возникают на основе правильного метода рассуждений.

Развитие науки и рационалистического мышления сформировало новый тип человека. В пространстве культуры Нового времени, где деятельность познания приобрела небывалую значимость героем культуры становится «человек познающий». Причем образ человека познающего стал примером трезвого и практичного отношения к жизни для людей любого рода занятий. Каждый, кто действует по собственному почину, на свой страх и риск, нуждается в том, чтобы знать истину, т. е. действительное положение дел, в которые он внедряется. Герой этой культуры – в первую очередь самодеятельный индивид, осознающий свой долг и действующий ради установления разумного, значит, наилучшего, порядка жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: