Среди простых суждений выделяют атрибутивные суждения, суждения об отношениях и суждения существования.
Суждения, отражающие связи предметов и их признаков, называются атрибутивными суждениями. Всякое атрибутивное суждение имеет субъект, предикат и связку.
Субъект суждения — это понятие о предмете суждения.
Предикат суждения — это понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении.
Связка — это само утверждение или отрицание, мыслимое в предикате содержания.
Пример:
В суждении «Москва - столица России " понятие " Москва " - субъект суждения (S), понятие «столица России» - предикат суждения (Р), «есть " – связка.
Атрибутивные суждения выражаются формулой "S есть (не есть) Р".
Атрибутивные суждения делятся на виды по качеству и по количеству.
Найти количество суждения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат относительно всего объема или только относительно части объема субъекта. По качеству связки ("есть" или "не есть") категорические суждения делятся на утвердительные или отрицательные.
|
|
Признаком, указывающим на то, что суждение является общеутвердительным (А), может служить слово «каждый», «всякий», «любой» и т.п., стоящее (или подразумеваемое) перед субъектом.
Признаком общеотрицательного суждения (Е) может служить слово «ни один», стоящее (или подразумеваемое) перед субъектом.
Слова «некоторые», «часть», «большинство», «обычно», «порой», «иногда» и т.п. показывают, что данное суждение частное. Слова «вообще», «как правило» также являются обычным признаком того, что данное суждение частное. Например: «Спортсмены, как правило, физически хорошо подготовленные люди» означает, что в большинстве своем спортсмены физически хорошо развиты.
Часто бывает, что ни одного из перечисленных «опознавательных» слов в предложении нет. Это, однако, не означает, что нельзя определить количество суждения. Для этого нужно попытаться приставить к слову, обозначающему субъект, слово «каждый» или «ни один»; если при этом смысл суждения сохранится, тогда оно общее; если же смысл суждения нарушится, оно частное.
Пример: «Книга - могучее орудие воспитания». Проверяем: «Всякая книга — могучее орудие воспитания». Здесь смысл искажен, значит, это суждение не общее, а частное.
Сказанное выше относится к суждениям, у которых субъект — понятие общее. Если же субъект — понятие единичное, то и суждение будет единичным.
Таким образом, чтобы найти количество суждений, необходимо:
1) найти субъект и предикат;
2) исследовать его путем прибавления к предложению слов (каждый),
если суждение утвердительное (или ни один), если оно отрицательное;
|
|
3) привести его к одной из следующих логических форм:
а) всякое S есть Р— (А)— общеутвердительное суждение;
б) ни одно S не есть Р— (Е)— общеотрицательное суждение;
в) некоторые S суть Р—(I)— частноутвердительное суждение;
г) некоторые S не суть Р—(О)— частноотрицательное суждение,
где S — субъект суждения, Р — предикат суждения.
Появление латинских литер (букв) для обозначения количества и качества суждений восходит к средним векам, когда были изобретены буквенные обозначения этих четырех видов суждений. Они происходят от названий гласных букв, входящих в латинские слова affirmo – "утверждаю" и nego – "отрицаю".
Общеутвердительные суждения получили свое название от первой гласной слова affirmo – А. Частноутвердительные – от второй гласной этого же слова - I.
Соответственно общеотрицательные получили свое название от первой гласной слова –nego – Е. Частноотрицательные – от второй гласной – O.
Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую характер взаимосвязи субъекта и предиката. Если связка выражена глаголом без частицы «не», то суждение является утвердительным, в противном случае оно отрицательное.