Реализация административно-правовых норм

По действию административно-правовой нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Рекомендательные.

Стимулирующие (поощрительные).

Уполномочивающие (дозволительные).

Запрещающие (запреты могут носить общий и специальный характер).

Обязывающие.

Виды административно-правовых норм.

В зависимости от содержания, предмета регулирования административно-правовой нормы выделяют материальные и процессуальные нормы.

Материальные – нормы, которые юридически закрепляют комплекс прав, обязанностей и ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус.

Процессуальные – нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.

По способу воздействия на поведение субъектов административного права выделяют:

По целевому назначению выделяют регулятивные норы, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, и охранительные, обеспечивающие их защиту. Охранительные нормы содержат меры административного принуждения.

По юридической силе административно-правовые нормы могут быть законодательными (содержатся в конституциях, законах) и подзаконными (в актах Президента, Правительства РФ и т.д.).

С учётом федеративного устройства Россииобщефедеральные нормы и нормы субъектов РФ.

По объёму регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

1. Общие, т.е. распространяющие своё действие на все сферы и отрасли государственного управления.

2. Межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.

3. Отраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы отраслевой компетенции (например, министерств).

Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по условиям действия (обычные и экстраординарные, действующие в чрезвычайных обстоятельствах), по субъектам, которым они адресованы, а также по другим основаниям.

Реализация – означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. Различают два основных способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой (точное следование предписаниям, запрещениям, дозволениям).

Применение административно-правовой нормы свойственно только уполномоченным государственным органам и должностным лицам и выражается в издании индивидуальных правовых актов на основе требований материальных и процессуальных административно-правовых норм.

Соблюдение административно-правовой нормы заключается в пассивном поведении субъектов, в добровольном воздержании от совершения запрещённых нормой действий. Соблюдение, по сути, является конкретным выражением исполнения.

Использование административно-правовой нормы характеризуется альтернативными возможностями добровольного совершения субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав. Субъект сам решает, воспользоваться предоставленным уполномочивающей нормой правом или воздержаться от использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: