Рекомендации для самостоятельного изучения курса биоэтики
Этико-правовые вопросы проведения биомедицинских исследований на человеке и животных
СПИД: моральные проблемы
Этические проблемы оказания психиатрической помощи
Патерналистский и не патерналистский подходы в психиатрии. Защита прав и интересов, уважение человеческого достоинства пациентов, добровольность оказания психиатрической помощи. Врачебная тайна в психиатрии.
Стигматизирующий характер диагноза и правило конфиденциальности. Запрет на дискриминацию. Принцип уважения автономии пациента и тестирование и сканирование на ВИЧ. СПИД как ятрогения.
Проблемы прав пациента и испытуемых и ответственности ученого, проводящего испытания. Оценка риска для испытуемых. Принципы уважения автономии личности и «не навреди», правило информированного согласия при проведении биомедицинских экспериментов. «Нюрнбергский кодекс», «Хельсинская декларация», «Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине».
|
|
При самостоятельном освоении курса необходимо прочесть соответствующие разделы программы, относящиеся к изучаемой теме, уяснить характер содержания, взаимосвязь и последовательность вопросов, входящих в данный раздел.
Затем следует прочитать материал данной темы в хрестоматии и учебнике. Рекомендуется составить краткий конспект, выписать новые понятия, сделать вывод о прочитанном.
Для более полного понимания изучаемого материала следует пользоваться дополнительной литературой, указанной в конце методического пособия.
Задание 1. Выполните тестовые задания
Все приведенные тестовые задания представляют собой варианты ответов, из которых следует выбрать один или несколько правильных.
Например:
Поводом для создания одного из первых биоэтических комитетов США явилось необходимость решения вопроса о критериях распределения дефицитного ресурса здравоохранения (аппарат для диализа). Какой принцип биоэтики имел определяющее значение для решения этого вопроса:
а) принцип уважения автономии пациента;
б) принцип справедливости;
в) принцип «делай благо»;
г) принцип «не навреди».
Ответ: «б».
Задание 2. Дайте определение термина.
Необходимо дать краткое определение термина.
Например:
Что такое здоровье? Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия.
Задание 3. Решите ситуационную задачу.
Сравните два случая из медицинской практики, сопоставьте их по следующим параметрам:
а) какова цель, намерения врача;
б) что явилось причиной смерти пациента;
в) являются ли эти два случая равноценными по своему моральному смыслу.
|
|
Первый случай: «Врач по просьбе компетентного пациента делает ему инъекцию летальной дозы препарата»
Второй случай: «Больная N находиться в терминальной стадии онкологического заболевания, с многочисленными костными метастазами. Несмотря на то, что она получает соответствующую дозу морфина, она страдает от боли и просит врача помочь. Врач назначает повышенную дозу препарата, что в конечном итоге вызывает угнетение дыхательного центра и смерть пациентки».
Ответ:
Первый случай – это типичный пример активной добровольной эвтаназии. Второй случай – это пример не прямой эвтаназии. Они неравноценны по своему летальному смыслу, т.к. в первом случае непосредственным намерением врача выступало умерщвление пациента – во втором же – это было намерение купировать невыносимую боль.
В первом случае причиной смерти пациента явились активные действия врача; во втором случае причина смерти связана с ненамеренной передозировкой обезболивающего средства, т.к. врач стремился обеспечить достаточно высокое качество жизни умирающего пациента.
Задание 4. Заполните таблицу.
Например, в графу «название принципа» впишите один из пропущенных принципов европейской биоэтики, дайте характеристику его и приведите пример его применения.
Основные этические принципы европейской биоэтики | ||
Название принципа | Характеристика принципа | Пример |
1. Принцип автономии 2. Принцип целостности Принцип уязвимости |
Ответ:
Основные этические принципы европейской биоэтики | ||
Название принципа | Характеристика принципа | Пример |
Принцип человеческого достоинства | Этот принцип опирается на фундаментальное для европейской культуры представление о человеке как «цели – в – себе», воплощающие христианское понимание человека как образа Божьего | Например: Эмбрион или пациент в состоянии комы. Он не обладает автономией и поэтому лишен возможности реализовать свою волю, защищать свои права, но, тем не менее, он неоспоримо обладает человеческими достоинствами. |