Нюрнбергский кодекс»

Долгое время в нашей стране осуществлялся, по выражению И.П. Павлова, жесточайший «социальный эксперимент», жертвами которого стали миллионы людей. После Великой Отечественной войны, когда человечество содрогнулось, узнав о зверствах врачей-фашистов, стало ясно, что подобному должен быть положен конец. «Нюрнбергский кодекс» стал первым в истории международным документом, регламентирующим проведение медицинских экспериментов на человеке [3].

Проф. Б.Г. Юдин пишет: «Хотя «Кодекс» и был принят в форме судебного решения, он имел и имеет не столько юридическую, сколько этическую силу. Он включает десять принципов, из которых хотелось бы процитировать первый: «Абсолютно необходимым условием является добровольное согласие испытуемого». Это означает, что лицо, вовлекаемое в эксперимент, должно иметь обусловленную законом способность давать согласие; ситуация, в которой оно находится, должна позволять ему реализовать свободный выбор без влияния каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм давления или принуждения; обладать знаниями и пониманием, достаточными для того, чтобы понять детали процедуры эксперимента и принять обдуманное решение».

Яровинский М.Я. подчеркивает: «В «Нюрнбергском кодексе» впервые в истории человечества выдвинута идея примата блага и интересов отдельного человека над интересами, как науки, так и общества. При всей ее видимой простоте эту идею, безусловно, можно считать принципиальным достижением в моральном опыте человечества». Однако профессор Б.Г. Юдин ошибается, считая «Нюрнбергский кодекс» первым в истории человечества документом, в котором «…выдвинута идея примата блага и интересов отдельного человека над интересами науки». Эта идея достаточно четко была изложена в начале века в книге доктора А. Молля «Врачебная этика». Все остальные положения статьи Б.Г. Юдина абсолютно верны».

«Нюрнбергский кодекс» по сей день сохраняет функцию основополагающей модели. Это подтверждается сравнением «Нюрнбергского кодекса» и «Хельсинской декларации», которую Всемирная медицинская ассамблея приняла в Хельсинки в июне 1964 года» (П. 2). В данной Декларации содержатся рекомендации для врачей, участвующих в медико-биологических исследованиях на людях. Хельсинская декларация была дополнена на Всемирных медицинских ассамблеях 1975, 1983 и 1989 гг. Существование Хельсинской декларации, которую подписали и представители СССР, к сожалению, не поставило, надежного заслона перед экспериментами на людях. В конце 1996 года Советом Европы была принята «Конвенция о правах человека в биомедицине». В этой Конвенции определены достаточно строгие этико-правовые нормы, которые необходимо соблюдать при всяком медицинском вмешательстве. Специальный раздел ее посвящен нормам проведения исследований на человеке. Принципиальным является положение Конвенции, согласно которому любое исследование на человеке может быть проведено только при условии, что его проект «был утвержден созданным на междисциплинарной основе компетентным органом, осуществляющим независимую экспертизу научной обоснованности, а также оценку его приемлемости с этической точки зрения». Научно-исследовательские действия врача весьма разнообразны. Как правило, они безопасны, однако некоторые исследования сопряжены с риском для здоровья людей и даже опасны для жизни.

Эксперименты в медицинских и биологических исследованиях необходимы и даже неизбежны. Это самый плодотворный путь раскрытия закономерностей физиологии и патологии человека, важнейшее условие прогресса медицинских знаний. Проблема эксперимента на человеке является, конечно, важной и требует особого внимания и обсуждения. Эксперименты-опыты на человеке различны по характеру и по целям, и по степени вредности и даже опасности для исследуемых. Деонтологическая оценка их не может быть одинаковой.

Чувство глубокого уважения, восхищения, а у врача чувство гордости за свою профессию, вызывают самоотверженные опыты врачей по самозаражению. История медицины хранит многие имена врачей – подвижников науки, проводивших с целью научного познания рискованные эксперименты на себе. Большое место в этом славном списке занимают отечественные врачи, среди которых были крупные ученые. Хочется процитировать слова Гуго Глязера: «Этот неприметный, анонимный, неизвестный никому и никем не воспетый героизм – естественный героизм врача, которому тысячи и тысячи раз за десятилетия своей профессиональной деятельности приходится рисковать своим собственным здоровьем и здоровьем своих близких, так как он подчиняется высшему человеческому закону – голосу своей совести». С полным правом можно повторить слова А.П. Чехова: «Профессия врача – подвиг».

Резкое снижение заболеваемости многими инфекциями и даже ликвидация их на некоторых территориях в значительной степени обязаны этим бескорыстным врачам – героям, скромным труженикам, чей вклад в медицинскую науку поистине бесценен.

7.3 «ХЕЛЬСИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ». ЭТИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: