Классификация информационных технологий (ИТ).
Существуют различные классификации ИТ. Рассмотрим классификацию информационных технологий по типу (виду) обрабатываемой информации:
q ИТ обработки данных, ориентированные на системы управления базами данных (СУБД), издательские системы, табличные процессоры,
q ИТ обработки текста, ориентированные на ИС автоматического (машинного) перевода, статистического анализа, автоматического реферирования и аннотирования, стилистического и фоносемантического анализа текста на естественном языке, электронного распознавания текста и речи, компьютерного синтеза речи.
q ИТ обработки графики (информационные технологии коммерческой, иллюстративной и научной графики),
q ИТ обработки знаний, ориентированные на экспертные системы,
q ИТ обработки объектов реального мира, ориентированные на системы мультимедиа[1],
q и др.
Предложенное выделение условное, так как большинство технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Так, в ИТ обработки данных предусмотрена возможность выполнения вычислений и обработки числовой, табличной, текстовой и графической информации. Однако каждая из этих технологий в полном объеме сосредоточена на обработке информации определенного типа.
Существуют другие классификации ИТ.
В зависимости от сферы применения информационные технологии можно разделить на:
q обеспечивающие и
q функциональные.
Обеспечивающие информационные технологии – технологии обработки информации, которые могут использоваться в любых сферах деятельности для решения различных задач. Эти технологии могут быть классифицированы по типу задач, на которые они ориентированы. Программы, с помощью которых реализуются обеспечивающие технологии, называются программным обеспечением общего назначения.
Функциональная информационная технология – технология обработки информации в конкретной предметной области для решения специфических для данной области задач. Реализуются эти технологии посредством объектно-ориентированного программного обеспечения. Критерием классификации информационных технологий может служить пользовательский интерфейс (интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой). Современные операционные системы поддерживают командный, WIMP- и SILK-интерфейсы.
Большинство информационных технологий могут быть использованы пользователем без дополнительных посредников (программистов), выбором последовательности применения тех или иных технологий. Таким образом, с точки зрения участия или неучастия пользователя в процессе выполнения информационных технологий, они могут быть разделены на пакетные и диалоговые.
Информационные технологии различаются по степени взаимодействия между собой. Они могут быть реализованы различными техническими средствами: дискеты, лазерные диски, flach-память, а также с использованием различных концепций обработки и хранения данных – распределенная информационная база и распределенная обработка данных, выполняемая на связанных между собой компьютерах, представляющих распределенную систему.
В отдельную категорию можно отнести информационные технологии управления и сетевые технологии.
Информационные технологии тесно связаны с информационными системами. При кажущемся сходстве определений информационной системы и информационной технологии это различные понятия.
Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы – организация хранения и передача информации.
Реализация функций информационной системы невозможна без знания информационной технологии, ориентированной на информационную систему. Информационная технология не может существовать и вне сферы информационной системы.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно предложить следующее определение информационной системы.
Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации, необходимой в процессе решения задач из любой области.
Например, примерами таких систем являются:
q системы искусственного интеллекта,
q системы автоматического перевода,
q системы автоматического реферирования и аннотирования текстов,
q системы порождения текстов,
q системы обучения языку,
q информационно-поисковые системы,
q системы распознавания и синтеза речи,
q системы атрибуции и дешифровки анонимных и псевдоанонимных текстов,
q банки данных для гуманитарных наук и т.д.
Разработка и создание этих систем относятся к задачам прикладной лингвистики, которые в свою очередь включают автоматизацию следующих процессов:
1) построение словарей текстов;
2) морфологический анализ слова;
3) определение значения многозначного слова;
4) синтаксический анализ предложения;
5) поиск слова в словаре;
6)порождение предложения и т.д.