Взаимодействие видов транспорта заключается в слаженности и согласованности операций различных видов транспорта, участвующих в общем перевозочном процессе грузов и пассажиров.
Анализ практики и исследования производственного процесса показывает, что взаимодействие различных видов транспорта зависит от многих условий экономического, технического, технологического, организационного и управленческого характеров.
1. Экономический аспект предполагает:
1.1 Идентичность планов перевозок грузов смешанного сообщения. Планы перевозок должны совпадать по объему, времени перевалки и прибытии, номенклатуры, пунктам отправления и по наименовании организации осуществляющей перевозку, отправление и получение груза. Наличие идентичности планов позволяет:
1.1.1 Заблаговременно предусмотреть подачу подвижного состава, соответствующего данному виду груза.
1.1.2 Подготавливать постоянные сооружения, маневровые и перегрузочные средств для приёма груза.
1.1.3 Обеспечивать процесс передачи груза с одного вида транспорта на другой необходимой рабочей силой.
Важнейшим рычагом для развития смешанного сообщения можно назвать тарифы.
2. Технический аспект: Сводится к конструкционной и мощностной унификации всех элементов и звеньев, участвующих в осуществлении перевозки в смешанных сообщениях.
Для решения этого аспекта требуется:
2.1 Согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкующихся линий, а так же отдельных устройств в узлах.
2.2 Увязка параметров подвижного состава взаимодействующих видов транспорта.
2.3 Рациональная планировка транспортных узлов должна производится с геометрическим и параметрическим соответствием пути, подвижного состава и перегрузочного оборудования.
2.4 Создание средств удобной и надёжной системы связи между руководством транспортных узлов.
3. Технологический аспект заключается в необходимости подчинения обработки грузов в транспортном узле к единому порядку, необходимо согласование частных технологических процессов между собой.
К настоящему времени практика выработала более совершенные формы взаимной увязки работы, это единый технологический процесс который разрабатывается как отдельный документ и утверждается должностными лицами - представителями различных видов транспорта.
В организационном отношении проблема обеспечивается:
1. Совместной разработкой ряда стабильных документов, регламентирующих эксплуатационную деятельность различных видов транспорта.
2. Принятием единой системы оперативного планирования текущей работы. Это введение единого времени начала и окончания рабочей смены, соблюдение принятого порядка для обмена необходимой информации.
3. Система управления.
3.1 Формирование единых смен.
3.2 Согласование расписаний пассажирских единиц.
10. Расчёты за перевозку грузов в смешанном Ж/Д - речном сообщениях.
Оплата провозных платежей и сборов производится:
1. При отправлении груза со станции Ж/Д - на станции отправления за перевозку по Ж/Д и в пункт назначения за перевозку по водным путям.
2. При отправлении из речных портов - в пункте отправления за перевозку по речным путям и в пункте назначения за перевозку по Ж/Д.
Кроме провозной платы, сборов и расходов по погрузки и выгрузки грузов при перевалке грузополучатель обязан возмещать перевалочным станциям и портам их расходы по исправлению тары и переупаковки грузов, а так же стоимость материалов, если они предоставлены портом перевалки.
При перевалке на Ж/Д транспорт грузов, перевозимых по судовым накладным, порты указывают причитающиеся провозные платежи и другие сборы за водный путь.
При перевалке на водный транспорт с участием автомобильного транспорта, сбор причитающийся автотранспортному предприятию за перевозку грузов его средствами включается в сумму платежей, причитающихся Ж/Д и указывается накладной. Эта сумма взыскивается с грузополучателя. Расчёты с АТП производит Ж/Д.
Ответственность за повреждение и не сохранность грузов до момента их фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи на принимающей стороне.
Ж/Д несёт ответственность в случае неподачи гружёных или порожних вагонов по среднесуточной норме.
Пароходство несёт ответственность в случае невыполнения среднесуточной нормы погрузки и выгрузки вагонов.
Штраф за простой вагонов под погрузо-разгрузочными работами свыше установленных сроков, а так же за задержку гружёных вагонов уплачивают порты Ж/дороге за каждый час задержки вагонов независимо от его грузоподъемности.
Претензии возникающие из перевозки грузов в прямом, смешанном Ж/Д-водном сообщении предъявляют:
1. управлению Ж/Д назначению, когда конечным пунктом перевалки является Ж/Д станция.
2. пароходству, когда конечной станцией назначения, является порт.