Рисование на темы

Учитывая особенности умственно отсталых школьников, учитель должен направлять свои усилия на активизацию и развитие у них познавательной деятельности. И хотя тематическое рисо­вание в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры не является основной формой работы, все же этот вид занятий играет существенную роль в общем развитии ребенка. Дело в том, что рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюже­тов из окружающей жизни, а также иллюстрирование отрыв­ков литературных произведений. Такая работа требует от детей мобилизации опыта, активизации воображения в соответ­ствии с очень определенной целью, поскольку учащимся при­ходится тщательно отбирать необходимые для передачи задан­ной темы объекты, припоминая их конструкцию, форму, цвет и т.д.

Развитие представлений у учащихся на уроках рисования на темы требует определенной системы, четкой последова­тельности и специальной методики. При соблюдении этих усло­вий одновременно с развитием представлений у учащихся совер­шенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства, усиливается деятельность творческого воображения, интенсив­нее) формируется замысел в доступной для умственно отсталых школьников форме. Все это неразрывно связано с развитием у детей простейших способов изображения и умения использовать элементарные средства выразительности.

Для осуществления стоящих перед уроками тематического рисования задач первостепенное значение приобретает содер­жание этого вида работы. Сложные задания, подобранные без учета изобразительных возможностей учащихся, без учета имеющихся у них представлений о том или ином предмете, могут оказаться непосильными для выполнения. И наоборот, чрезмерно простая работа обычно выполняется без должного напряжения, как правило, бывает мало интересной и, что са­мое главное, теряет свое коррекционное значение.

Задача учителя заключается в том, чтобы подобрать такое содержание рисунка, которое потребовало бы от детей опреде­ленных усилий, связанных с припоминанием, воображением. Не менее важно, чтобы предлагаемые задания были интересны для учащихся, волновали их, «заражали» желанием выполнить рисунок как можно лучше.

Рисование на заданную тему – это не «свободное» рисова­ние, когда учащиеся рисуют по собственному замыслу по известной методике «Рисуйте, что хотите, что любите, что уме­ете». При «свободном» рисовании учащиеся, рисуют так, как знают, как однажды усвоили то или иное изображение. В этом случае обучающая сторона изобразительной деятельности све­дена до минимума. Ошибки, свойственные детям при передаче изображения, не только не исправляются, а, наоборот, закрепля­ются. Целенаправленность действий учащихся при такой, форме работы значительно снижена. Отсюда следует, что «свободное» рисование ни в коей степени не должно заменять тематическое рисование, так как резко сокращает его коррекционные воз­можности.

Рисование по желанию учащихся целесообразно проводить на уроке только в тех случаях, когда учитель не знает состава класса и ему необходимо увидеть детей в процессе деятельно­сти, познакомиться с изобразительными возможностями своих воспитанников, определить их способности к: рисованию. По­следующий анализ работ позволит ему выявить наличие у де­тей представлений и графических умений.

Учебная программа по изобразительному искусству устанав­ливает примерную тематику работ для каждого класса. Одна­ко, для того чтобы учитель мог варьировать задания в зави­симости от состава и возможностей учащихся, рекомендуем наряду с программным материалом следующие темы:

В первом классе: «Разноцветные колеса», «Ярко све­тит солнышко», «Что бывает круглое», «Цветы растут на по­лянке», «Разноцветные лесенки» (большие и маленькие), «Огоньки горят на елке», «Снежная баба», «Первый спутник»; иллюстрирование сказок «Колобок» («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке», «Колобок на пеньке»), «Три медведя» («Три стула разной величины», «Три распис­ные чашки разной величины и окраски»).

Во втором классе: «Большая и маленькая тележки катятся по дорожке», «Деревья осенью», «Рыбки в аквариуме среди водорослей», «Елочные украшения» (шары, снежинки, фонарики, хлопушки и т.д.), «Ветка елки с игрушками», «Снежная баба около дома», «Наша улица» (несколько домов рядом), «Плывет кораблик по волнам», «Первомайский празд­ник» («Дом, украшенный флажками и огоньками»), «Крем­левские звезды над нами горят».

В третьем классе: «Парк осенью», «Сказочная избуш­ка», «Самолеты летят», «Зимний лес», «Я ракету нарисую», «Деревья весной», «Скворечник на дереве», «Листок календаря к празднику 1 Мая», «Ваза с цветами», иллюстрирование рас­сказа, прочитанного учителем.

В четвертом классе: «Наша школа» (фасад школьного здания), «Строительство нового дома», «Салют на Красной площади», «Книги на полке», «Машина везет елку», «Виды транспорта» («Машины на улице»), «Наши спутники в космо­се», «Птичка около скворечника» (около гнезда), «Клетка с птичкой на суку» (на столе), «В магазине игрушек».

Безусловно, учитель будет допускать серьезную методическую ошиб­ку, если ограничиться только сообщением темы, не разъяс­няя ее сущность. В этом случае дети чувствуют себя крайне беспомощными, их рисунки получаются малосодержательными, а изображенные объекты часто не отражают заданной темы. Не зная, что и как рисовать, ученики отвлекаются, забывают о своей работе, начинают нарушать дисциплину. Чтобы этого не случилось, следует постоянно заботиться о формировании у них соответствующих представлений. Учитель должен подо­брать такое содержание учебного материала, которое требует от детей припоминания образов ранее рассматриваемых пред­метов. Школьники должны восстанавливать в памяти и созда­вать по словесному описанию представления об относительно сложных ситуациях. Весьма полезным для этого может быть развернутое объяснение задания, при котором учитель описы­вает два-три предмета, ранее изображавшиеся или наблюдав­шиеся учениками, дает характеристики знакомого графиче­ского образа (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), а также известных пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева), отношений по цвету и величине (большой, ма­ленький, больше, меньше, толще, тоньше, шире, уже).

В качестве примера даем несколько таких заданий:

Задание 1. Дети! Нарисуйте на одном листе два дома: ма­ленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, у большого – дверь и три окна.

Задание 2. Нарисуйте двухэтажный дом. Слева от дома растут две елочки, а справа – одна.

Задание 3. На полке стоят книжки: три толстые и две тонкие. Нарисуйте их.

Задание 4. На одной полке стоят толстые книжки, а на другой – тонкие. Подумайте, как их нарисовать.

Задание 5. Наташа нарисовала две ленты – красную и зеленую. Красная лента широкая, а зеленая узкая. И вы на­рисуйте такие же.

Задание 6. Игорь нарисовал два дома: дом большой и дом маленький. Большой дом пятиэтажный, а маленький одно­этажный. И вы, ребята, нарисуйте такие дома.

Задание 7. Наступила зима. Кругом все в снегу. Дети лепят снежную бабу, строят крепость, катаются с горы на лы­жах и санках, играют на катке в хоккей.

Задание 8. Автобус остановился у арки, на которой было написано: «Пионерский лагерь «Искра». Справа, за оградой, стояли в ряд палатки пионерского лагеря. Слева была мачта, на которой развевался красный флаг. Вдалеке виднелась река.

Задание 9. Охотник вышел на опушку леса и увидел прямо перед собой маленькую избушку лесника. Справа и сле­ва от избушки возвышались холмы. На холме справа росли ели и березы. На холме слева возвышался памятник героям-парти­занам. От избушки к памятнику тянулась узкая тропинка.

Задание 10. Выполните рисунок к загадке К. Чуковского «Чудесные цветы».

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты,

А на них-то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными.

(Салют)

Для того чтобы рисунок полнее отражал тему, учитель вме­сте с детьми уточняет, какие объекты следует изобразить. Школьники принимают активное участие в выборе и обсужде­нии сюжета. Например, перед уроком рисования на тему «Строительство нового дома» (IV класс) учащиеся рассказы­вают о своих впечатлениях от экскурсии на стройку, которую заранее организовал учитель, о том, какая техника там при­меняется. Дети по очереди называют объекты, которые могут войти в рисунок: несколько этажей строящегося здания; на верху – строители-монтажники; башенный подъемный кран, стрела которого несет панель; по дороге едут автомашины со строительными материалами (везут бетонные плиты, цемент­ный раствор, песок); недалеко от дома работает экскаватор (ковшом роет траншею); рабочие прокладывают трубы; буль­дозер засыпает яму и т.п.

Для уточнения представления о внешнем виде предмета на уроке используются таблицы с изображением строительных машин и детские игрушки: трактор, самосвал, подъемный кран и пр. Учитель дает указания, как лучше нарисовать задуман­ное, где целесообразнее расположить отдельные предметы. Иног­да необходимо показать способ рисования того или иного пред­мета в целом или какой-нибудь его части.

Перед младшими школьниками обычно стоит задача более простая. От них требуется нарисовать по представлению какие-либо один-два предмета. Однако и в этом случае у детей долж­но быть выработано ясное представление о теме и намечен план ее выполнения. Как правило, учитель предлагает подумать, где происходит действие, что надо нарисовать, каких раз­меров, как разместить.

Учебно-воспитательные и коррекционные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться зна­чительно эффективнее, если перед практической работой школь­ников проводится соответствующая подготовительная работа. Сюда следует отнести определение сюжета, перечисление и словесное описание учащимися объектов, включаемых в рису­нок, дополнительное рассматривание и изучение объектов изо­бражения в натуре, различных конструктивных элементов для передачи образа предметов (различные постройки, игрушки с двигающимися частями, и т.д.), организацию комбинаторной деятельности учащихся с моделями для лучшего расположения элементов рисунка в пространстве, объяснение и показ приемов работы, использование игровых моментов и игровой ситуации.

Кроме того, для обогащения зрительных представлений школьников важно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, таблицы с изобра­жением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии. Не следует забывать и о применении диафильмов и диапозитивов. В оборудование уроков тематиче­ского рисования должны входить также игрушки, модели, му­ляжи, чучела птиц и животных и т.д.

Деятельность учащихся становится значительно активнее, а их работа над рисунком более целенаправленной, если учитель включает в урок выразительное чтение отрывка литератур­ного произведения (в соответствии с темой), песню, стихотво­рение, загадку. В качестве примера приводим несколько сти­хотворных текстов, которые учитель может использовать на уроках тематического рисования.

К уроку на тему «Снежная баба» (I класс).

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза – угольки,

Губы – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая?

К уроку на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей» (II класс).

Это что за дом такой

До краев налит водой?

Хоть без окон, но не мрачен,

Он со всех сторон прозрачен.

В этом домике жильцы – В се умелые пловцы.

К уроку на тему «Я ракету нарисую» (111класс).

Я ракету нарисую,

Синей краской обведу,

На борту звезду большую

Разукрашу на виду.

И пускай она искрится

Алым пламенем всегда,

Пусть навстречу звездам мчится

Наша красная звезда.

(М. Пляцковский)

Осуществляя принцип индивидуального подхода в обучении рисованию, в некоторых случаях учитель может взять какую-то незначительную часть работы на себя (например, наметить расположение элементов рисунка), а иногда просто помочь ребенку нарисовать какой-либо предмет. Такую помощь следует считать вполне оправданной, так как она является активизирующим и стимулирующим средством. Даже самые отсталые дети, к кото­рым учитель приходит на помощь, проявляют активность и же­лание лучше выполнить рисунок.

Необходимо отметить, что в младших классах в тематиче­ских рисунках все предметы изображаются, как правило, в один ряд, т.е. на первом плане. Начиная с четвертого класса рису­нок на тему разрабатывается с двумя планами. Ученикам надо объяснить, что одни предметы можно расположить на переднем плане, другие – на заднем. Размеры предметов на разных пла­нах сильно отличаются друг от друга. Чтобы учащиеся поняли разницу в передаче величины предметов, целесообразно рас­смотреть эскиз пейзажа, в котором на переднем плане предметы изображены крупно, а на заднем – мелко.

Для того чтобы знания и умения по композиции рисунка за­креплялись, важно систематически проводить показ и анализ детских работ, выполненных на уроке. Это помогает школьникам понимать достоинства и недостатки своих рисунков.

Оценивая работы, учитель, прежде всего, обращает внимание на то, насколько полно передана тема, проявил ли ученик твор­чество или содержание раскрывается шаблонно, имеется ли сходство между нарисованными объектами и объектами в нату­ре, насколько правильно использован цвет.

В рисунках на темы лучше сочетать работу цветными каран­дашами с акварельными и гуашевыми красками. При выполне­нии рисунков в цвете необходимо объяснить и показать, что надо раскрашивать в первую начинать с ровной заливки больших площадей (небо, земля, тра­ва), а потом переходить к раскраске отдельных предметов, цвет которых на переднем плане всегда должен быть более насыщен­ным, чем на заднем. В рисунках на темы, связанные с зимой, лучше использовать белую гуашь и цветную бумагу (голубую, серую).

Приводим краткое содержание некоторых уроков рисования на темы.

Тема урока. Рисование по замыслу «Что бывает круглое» (I класс).

Цель урока. Развивать у детей умения объединять пред­меты по признаку формы, упражнять их в рисовании круглых форм (вырабатывать навык замыкать линии при рисовании предметов округлой формы).

Содержание урока. В начале урока с учащимися про­водится беседа с целью уточнения их представлений о круглой форме. Учитель показывает несколько предметов, имеющих круг­лую форму (мяч, шар), а затем просит детей вспомнить, что еще бывает круглое. Ученики называют круглые предметы (воздуш­ный шар, апельсин, яблоко, колобок и др.) Учитель предлагает им проделать рукой замкнутые круговые движения в воздухе. После этого учащиеся рисуют круглые предметы у себя в тетра­дях.

При просмотре работ учитель отмечает те рисунки, на кото­рых изображение более всего соответствует форме круга.

Тема урока. Рисование на тему сказки «Колобок» (I класс).

Цель урока. Развивать детское воображение и умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки.

Содержание урока. В начале урока учитель читает сказку и показывает иллюстрации к ней. В урок вносится эле­мент игры-драматизации: неожиданно появляется румяный улыбающийся Колобок (кто-нибудь из учеников, одетый в костюм Колобка), который поет песенку. Он просит ребят, что­бы его нарисовали.

Учитель говорит, что Колобок такой же круглый, как и мяч; и показывает на доске, как его нарисовать. После этого предла­гает ученикам крупно изобразить посередине листа веселого Колобка, который катится по дорожке. Так как Колобок живой и поет песенку, то ему надо нарисовать глаза, нос, рот. В про­цессе работы учитель следит, как учащиеся передают образ ска­зочного персонажа. Дополнительными элементами рисунка мо­гут быть трава, цветы, деревья, маленькая избушка и т.д.

В конце урока учитель вместе с учениками и Колобком рас­сматривают выполненные рисунки и оценивают их.

Тема урока. Рисование на тему «Большая и маленькая тележки катятся по дорожке» (II класс).

Цель урока. Учить детей передавать изображения прямо­угольной формы разной величины в сочетании с округлыми фор­мами, развивать умение располагать два предмета на листе бу­маги (рядом).

Содержание урока. Этому уроку предшествует занятие по ручному труду на тему «Аппликация тележки». Перед рисо­ванием проводится рассматривание двух игрушечных тележек. Учитель обращает внимание учащихся на части тележки, пред­лагает нескольким ученикам обвести форму тележки и колес указательным пальцем, просит сравнить тележки по величине и цвету.

На доске повешен большой лист бумаги. Учитель вызывает нескольких учеников и те прикрепляют к листу заранее приго­товленные из картона большую и маленькую тележки. Весь класс следит за правильным расположением тележек.

Учитель еще раз останавливается на деталях игрушки, напо­минает, как рисовать прямоугольную форму, где разместить колеса. Затем показывает на доске направление штрихов при раскрашивании и предупреждает детей, чтобы они делали это аккуратно и не выходили за пределы контура.

После того как учащиеся закончат рисунок, учитель предла­гает дополнить изображение каким-нибудь персонажем: «Поду­майте, кого можно посадить в тележки?»

При коллективном рассматривании рисунков учитель, пока­зывая работы, просит отгадать, кто сидит в тележках.

Тема урока. Рисование на тему «Сказочная избушка» (III класс).

Цель урока. Развивать у детей способность творчески передавать в рисунке изображение знакомых предметов и уме­ние использовать в работе приемы декоративного рисования.

Содержание урока. Этому уроку предшествует рисова­ние с натуры игрушечного домика. В процессе работы учащиеся усваивают последовательный ход выполнения задания, учатся передавать графические образы составных частей домика. На уроках декоративного рисования школьники упражнялись в со­ставлении узоров в полосе и усвоили некоторые приемы такой работы.

Учитель показывает рисунки сказочных избушек (рис. 17) и отмечает, что все они украшены веселыми и нарядными узо­рами. На крыше некоторых избушек установлены вырезанные из дерева фигурки петушков.

Учитель уточняет с детьми, какие части избушки украшаются орнаментом (карниз, наличники, ставни, крылечко и т.д.), на­поминает о приемах рисования простых геометрических узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды).

Рис.17

Несколько образцов не­сложных узоров с повторяющимися или чередующимися элемен­тами вывешиваются на доске.

После того как избушка будет нарисована, можно нарисо­вать и ее обитателей. Может быть, на окошке лежит Колобок, или в ней живут Петушок и Зайка.

При рассматривании законченных работ следует отметить те, в которых в большей степени проявились элементы творчества.

Рис.18

Оценка рисунков проводится также с точки зрения красивого со­четания цветов деталей украшения избушки.

Тема урока. Рисование на тему «Машины на улице» (IV класс).

Цель урока. Учить детей рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержа­нием; располагать предметы на листе бумаги с учетом простран­ства (земля, небо).

Содержание урока. Накануне урока учитель предлагает учащимся посмотреть на улицах города различные машины.

Сначала проводится беседа о видах транспорта, о том, как много машин разной конструкции работает на улицах. Дети называют различные виды транспорта: автобус, троллейбус, лег­ковые и грузовые машины, машины, которые перевозят хлеб, молоко, игрушки, мебель и т. д. С особым интересом ученики говорят об «умных» машинах: автокранах, экскаваторах, снего­очистителях, машинах поливочных, технической помощи и др.

Учитель показывает таблицы, на которых нарисованы маши­ны, затем делает на доске несколько набросков, объясняет, как композиционно оформить рисунок (рис. 18). После этого учащие­ся приступают к работе.

Вопросы и задания

1.Какова сущность коррекционно – воспитательной работы на уроках тематического рисования?

2. В чем специфика уроков тематического рисования в школе VIII вида?

3. Каково содержание уроков тематического рисования?

4. Чем отличается рисование на тему от «свободного» рисования?

5. Какие методы применяются при обучении учащихся рисованию на заданную тему?

Какое значение имеет индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства?

Глава 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: