Информационные технологии: термины и определения, этапы развития, нормативно-правовые основы

В любой области деятельности человека технологией называется совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, под которыми обобщенно понимают выполняемую работу.

В связи с тем, что сегодня важнейшим ресурсом в производственных процессах и одним из основных факторов повышения их эффективности является информация, можно говорить об информационных технологиях.

Информационной технологией в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» называются процессы, методы, поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Историю становления информационных технологий традиционно рассматривают как процесс, состоящий из нескольких этапов, причем своими корнями уходящий в глубокую древность. Действительно, уже на ранних этапах своего развития человек разумный передавал свои знания и умения другим с применением таких способов как ритуалы и обряды. Конечно, на таком примитивном уровне развития человечества говорить о существовании информационных технологиях нельзя, но тем не менее уже 250 тысяч лет назад (именно так датируется появление человека разумного) происходило предоставление и распространение информации в том понимании, какое мы используем сейчас, а именно сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления). Поэтому нередко ранний этап развития человека часто уже относят к процессу зарождения информационных технологий.

Первый этап развития информационных технологий связывают с появлением у людей такого вида навыков как наскальная живопись. Первые наскальные рисунки, найденные археологами в пещерах современных Франции и Испании датируются 30 – 10 тысячелетиями до нашей эры. Накальные изображения можно считать первым в истории человечества способом регистрации и длительного хранения информации о важных событиях, происходящих в жизни. Несмотря на то, что этот период времени кажется нам очень далеким, простой расчет показывает, что человек умеет хранить информацию всего лишь около одной десятой времени всего своего существования, что является очень небольшим опытом.

Второй этап развития информационных технологий начинается, конечно с изобретением письменности, 4000 лет до нашей эры. Письменность предоставила человеку способ регистрации на материальном носителе информации в символьном, абстрактном, а не графическом, наглядном представлении, что дало гораздо большую свободу в описании своих знание и умений по сравнению с использованием визуальных образов. И сегодня такими материальными носителями письменной информации могут быть камень, кость, дерево, глина, бумага, ткань, а также магнитные и оптические носители, полупроводники, кристаллы. На этапе появления письменности начинается процесс накопления информации, хотя он происходит медленно. Благодаря этому процессу сегодня мы имеем возможность знакомиться с информацией, накопленной человечеством на протяжении своей истории, и применять ее в нашей современной жизни.

Третий этап развития информационных технологий связан с появлением в 1445 году одного из важнейших изобретений в истории - печатного станка Иоанна Гуттенберга. Это изобретение способствовало мощнейшему технологическому прорыву во всех сферах деятельности общества в первую очередь потому, что появилась возможность доступа к информации огромного количества людей. Если раньше люди, обладающие навыками письма и чтения, представляли собой обособленные касты, доступ к информации зачастую был ограничен религиозными догматами, то теперь любой человек, имеющий возможность научиться читать мог получить доступ к любой информации, которая его интересовала и была ему необходима в процессе его деятельности. В результате произошло резкое ускорение роста накопления информации, систематизация ее по различным областям знаний, что способствовало все ускоряющемуся развитию технологий во всех областях жизни и привело к промышленной революции. Историки считают, что именно на этом этапе началось необратимое развитие технологической и информационной цивилизации.

Наконец, четвертый (современный) этап становления информационных технологий связан с изобретением машинного способа обработки информации – появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Первой ЭВМ считается Electronic Numerical Integrator and Computer (ENIAC), построенный в 1946 году в Пенсильванском университете. Сегодня ЭВМ называется комплекс технических средств, предназначенный для автоматизированной обработки информации в процессе решения информационных и вычислительных задач. Та часть информационных технологий, которая обеспечивает сбор, обработку, хранения и передачу информации с помощью ЭВМ называется компьютерными технологиями. В основе современных информационных технологий лежат три достижения человечества: возможность хранить информацию на машинных носителях (в отличие от других материальных носителей), развитие средств связи, автоматизация обработки информации на компьютерах.

В развитии современных информационных технологий также можно выделить этапы, каждый из которых характеризуется определенным признаком.

1. Начальный этап развития информационных технологий (1950-1960-е годы) характеризуется тем, что в основе взаимодействия человека и ЭВМ лежат машинные языки. ЭВМ на этом этапе доступны только профессионалам.

2. Второй этап (1960-1970-е годы) характеризуются созданием операционных систем. Ведется обработка нескольких заданий, формулируемых разными пользователями; основная цель - наибольшая загрузка машинных ресурсов.

3. Третий этап (1970-1980-е годы) характеризуется изменением критерия эффективности обработки данных, основными стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению программного обеспечения. К этому этапу относятся распространение мини- ЭВМ. Осуществляется интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей.

4. Четвертый этап, начавшийся в 1990-е годы характеризуется новым качественным скачком технологии разработки программного обеспечения. Центр тяжести технологических решений переносятся на создания средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта. Ключевое звено новой информационной технологии - представление и обработка знаний. На этом этапе создаются базы знаний, экспертные системы, и происходит тотальное распространение персональных ЭВМ.

Как любой вид организованной деятельности, процесс использования информационных технологий должен подчиняться действующему законодательству. В то же время это требование вызывает сегодня ряд серьезных проблем, главная из которых состоит в том, что быстрые темпы развития информационных технологий значительно опережают темпы формирования нормативной базы.

Тем не менее, сегодня в Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в области применения информационных технологий, главным из которых является уже упоминавшийся Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [149-ФЗ]. В этом законе кроме информации и информационных технологий, даются определения следующих понятий:

- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

- информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

- обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

- доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

- конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

- распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

- электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

- документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

- оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В соответствии с законом, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации и информационных технологий, а также защиты информации, основывается на следующих принципах:

1. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6. достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8. недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: