БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, для реализации финансовой политики государства. Бюджет — основной инструмент проверки сбалансированности финансовой системы, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов.
Бюджет можно также рассматривать как систему экономических отношений, на базе которой осуществляется планирование доходов и расходов государства. В государственном бюджете концентрируется часть национального дохода, которая подлежит последующему перераспределению. Федеральные, региональные и местные органы власти через механизмы бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределенного национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
|
|
Бюджет как финансовый документ представляет собой смету доходов и расходов на определенный период, чаще всего на год, в которой определены источники поступления доходов и каналы расходования средств. Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, сборов, обязательных платежей. Расходование средств государственного бюджета осуществляется по следующим направлениям: финансирование социально-экономических программ, финансирование социальной и экономической инфраструктуры, т. е. финансовое обеспечение обороноспособности страны, здравоохранения и образования, науки и др.
Сущность и функции бюджета определяются особенностями политического строя и социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики усиливается социальная направленность бюджета, что выражается в его ориентации на реализацию программ по повышению защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.
Бюджет представляет систему экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.
Основными функциями государственного бюджета являются:
1) государственное регулирование экономических и социальных процессов в стране посредством финансовых механизмов;
|
|
2) перераспределение национального дохода по территории и по сферам народного хозяйства;
3) контроль образования и использования централизованных фондов денежных средств.
Основным документом, регулирующим бюджетные отношения в стране, является Бюджетный кодекс РФ. В Бюджетном кодексе РФ бюджет представлен как многогранная экономическая категория, охватывающая такие аспекты, как источники формирования бюджета, формы движения бюджетных средств, специфические общественные отношения, составляющие суть этих процессов.
Бюджет также может рассматриваться как финансовый баланс страны (региона, муниципального образования), представляющий собой юридически оформленный документ, который формируется и исполняется в установленном порядке. Составление бюджета и контроль его исполнения находятся в исключительной компетенции государственных федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления.
Механизм функционирования бюджетов разных уровней раскрывается в понятии «бюджетное устройство», под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными Звеньями. Бюджетное устройство основывается на следующих принципах:
2. единство бюджетной системы РФ, которое означает единство правовой базы, принципов организации и функционирования бюджетной системы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ;
3. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, означающее закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;
1. самостоятельность бюджетов, которая предполагает право субъектов бюджетных отношений самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня;
2. принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий в соответствии с едиными принципами и требованиями;
3. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, означающая, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
4. сбалансированность бюджета, означающая, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
5. эффективность и экономность использования бюджетных средств, означающие, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств;
6. общее (совокупное) покрытие расходов, предполагающее покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
7. гласность, означающая: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и др.;
1. достоверность бюджета, предусматривающая полное соответствие представленной в документах финансовой информации действительным фактам и явлениям в финансовой сфере;
2. адресность и целевой характер бюджетных средств, означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением реальных целей, на финансирование которых эти средства направляются.
|
|
Под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет представляет форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Таким образом, консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
В основе бюджетной системы РФ лежит бюджетное законодательство РФ, в составе которого представлены: Бюджетный кодекс РФ, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иные федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные прайовые акты представительных органов местного самоуправления.
|
|
Бюджетный кодекс РФ — это свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных правоотношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Правовое регулирование бюджетных отношений и бюджетная политика государства должны соответствовать целям финансовой политики государства. Под бюджетной политикой понимаются формы и методы мобилизации финансовых ресурсов и их распределения. Важной задачей является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и повышения эффективности функционирования бюджетной системы. Необходимыми условиями для решения этой задачи являются: 1) обеспечение согласованности между обязательствами и финансовыми ресурсами; 2) обеспечение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях; 3) совершенствование порядка финансирования расходов за счет средств федерального бюджета; 4) оптимизация контроля обязательств бюджетных учреждений; 5) повышение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов и др.