Классификация должностей гражданской службы
Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
- Категории должностей государственной гражданской службы:
1) руководители – это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, которые замещаются на определенный срок, или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) - это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
|
|
3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Группы должностей государственной гражданской службы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Ограничения, связанные с гражданской службой
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
|
|
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда.
2) осуждения его к наказанию (по приговору суда), а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;
3) отказа от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную тайну;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу, подтвержденного заключением медицинского учреждения.
5) близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
8) непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
9) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
10) Иные ограничения.
Запреты, связанные с гражданской службой
Гражданскому служащему запрещается:
1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2) Заниматься предпринимательской деятельностью;
3) Приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
4) Получать в связи с исполнением должностных обязанностей подарки от физических и юридических лиц;
5) Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязательств средства материально-технического и иного обеспечения, государственное имущество, а также передавать его другим людям;
6) Разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с прохождением гражданской службы;
7) Допускать публичные высказывания, суждения, оценки, в т.ч. в СМИ в отношении деятельности государственных органов и их руководителей;
8) Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации и для агитации по вопросам референдума;
9) Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческих, неправительственных, иностранных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений;
10) Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств.
11) Другие запреты.
На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие 18-ти лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующими квалификационными требованиями. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста, срок пребывания на гражданской службе может быть продлен с его согласия по решению представителя нанимателя, но не выше, чем до 65-ти лет.
Гражданские служащие проходят аттестацию (1 раз в три года), по ее результатам аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1. Соответствие замещаемой должности гражданской службы;
2. Несоответствие замещаемой должности гражданской службы;
3. Соответствие замещаемой должности гражданской службы и рекомендация к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
4. Соответствие замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
|
|
Гражданские служащие сдают квалификационные экзамены, которые проводятся при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.
Финансирование государственной гражданской службы и гражданской службы субъекта РФ осуществляется за счет средств Федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Система управления государственной службой создается как на федеральном, так и на региональном уровне. Ее совершенствование осуществляется путем реализации федеральных программ развития и реформирования государственной службы и соответствующих программ субъектов РФ.
Стимулы деятельности государственных гражданских служащих
Они подразделяются на три группы:
1. Льготы;
2. Меры поощрения:
- общие, установленные законом о труде;
- специальные – установленные нормативно-правовыми актами предусматривающими особенности правового статуса тех или иных категорий государственных служащих.
3. Меры правовой ответственности: государственные служащие в зависимости от характера правонарушения могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности.
Понятие «регион» является достаточно универсальным. Первоначально и по настоящее время его чаще всего рассматривают как синоним понятия «район». В соответствии с этим в настоящее время широкое практическое использование получила трехчленная таксономия регионов:
1. Макрорегионы.
Наиболее крупными являются экономические зоны, представляющие собой группы укрупненных регионов. В России выделяют две экономические зоны: Западную и Восточную.
Роль Западного региона связана с развитием машиностроения, высококвалифицированных отраслей промышленности, которые и обеспечивают научно-технический прогресс.
Роль Восточного региона заключается в добыче ресурсов различных видов.
В Западной зоне выделяют четыре укрупненных района:
|
|
- Север,
- Центр Европейской части России,
- Урало-Поволжье,
- Европейский.
В Восточной зоне выделяют 2 укрупненных района:
- Сибирь,
- Дальний Восток.
В настоящее время Россия имеет 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
На базе этих экономических районов созданы ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ.
2. Мезорегионы – это субъекты РФ. Первоначально их было 89, в настоящее время их 83. Уменьшение их количества произошло за счет объединения сложно-составных субъектов.
В 2001 году были сформированы 7 федеральных округов, в настоящее время их 8. Создание федеральных округов связано с изменениями в структуре управления страной.
3. Микрорегионы – это города, сельские районы, поселки, которые представляют собой первичные территориальные звенья в структуре управления страной.
Таким образом, под регионом понимают часть территории РФ, которая характеризуется общностью природы, национально-культурных, социальных и иных условий.
Модели регионального управления
1. Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ – это некоммерческие необщественные объединения. Основными их целями и задачами являются:
- Развитие социальной и экономической инфраструктуры регионов;
- Стабилизация экономического положения и социальная защита населения;
- Обеспечение устойчивого развития экономики в регионах;
- Подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;
- Подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъекта РФ;
- Подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов;
- Изучение рынка труда с целью повышения занятости населения;
- Подготовка предложений по вопросам развития межрегиональных связей;
- Подготовка предложений по вопросам рационального использования ресурсного потенциала регионов и т.д.
В настоящее время в РФ функционируют 7 ассоциаций экономического взаимодействия. Они функционируют на основе устава, имеют свои органы управления, ассоциацию возглавляет ее президент.
Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны – это ограниченный участок территории РФ, в пределах которой устанавливается определенный режим предпринимательской деятельности, предоставляемый коммерческим организациям и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне.
СЭЗ подразделяются на следующие типы:
- Зоны экспортного производства;
- Свободные таможенные зоны;
- Зоны торгового типа;
- Многие другие зоны (технико-внедренческие, трансграничного оказания услуг и др.)
Решение о создании той или иной зоны принимается Правительством РФ, им же утверждается положение о соответствующей зоне.
Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)
Решение о ЗАТО принимает Президент РФ. Как правило, статус ЗАТО получают города, являющиеся центрами оборонной промышленности. В ЗАТО все налоги идут в местный бюджет, дефицит покрывается за счет федерального бюджета. ЗАТО функционирует на основе соответствующего положения.
Другие модели регионального управления
В ряде регионов, находящихся в специфических геополитических условиях, используются особые модели реформирования экономики: модели интенсивного экономического роста (напр., Северная Осетия).