Оценка стратегии может осуществляться как абстрактная аналитическая процедура, для осуществления которой, привлекаются специальные консультанты. Однако чаще она представляет собой неотъемлемую часть организационного процесса планирования, анализа и контроля. В некоторых компаниях оценка стратегии носит неформальный характер и проводится лишь периодически. В других фирмах и компаниях создаются специальные структуры по оценке тех или иных стратегий. В тоже время необходимо отметить, что качество оценки стратегии и соответственно качества выполненных мероприятий компании определяются скорее ее способностью к самоанализу и постоянному совершенствованию.
Важнейшей характеристикой при анализе инновационной стратегии является её мотивированность к обучению. При этом проводят различие между прямой и обратной системой обучения. Прямая система обучения представляет собой связи и фиксации разрыва между ожидаемым и реальным положением дел, что предполагает устранение недостатков и восстановление управляемости системы. Обучение по прямой системе оказывает влияние на эффективность функционирования организации методом выявления наиболее удачных методов достижения поставленных целей, а также поддержания функциональных параметров организации в пределах заданных норм. Функционально последние предопределяют сущность основных правил игры в эффективном бизнесе. На практике они представлены двумя основными составляющими: получении прибыли и в достаточном количестве наличных денег.
|
|
Относительно этого, Джек Стэк считает «»
При этом автор отмечает. «Эти Единственным способом обеспечить себе уверенность в завтрашнем дне - это получать прибыль и иметь достаточное количество наличности. Всё остальное – всего лишь средства к достижению этой цели простые правила применимы к любому бизнесу. И все же во многих компаниях никогда не говорят о том, что выживание фирмы зависит от выполнения этих двух правил. Служащих информируют только о том, что им предстоит делать в течение восьмичасового рабочего дня, но никто не разъясняет им, каким образом их работа вписывается в общую картину. Никто не объясняет им, каким образом действия одного сказываются на работе другого, в какой мере отделы зависят друг от друга и какое влияние все они оказывают на работу компании в целом. И, самое главное, никто не рассказывает им, откуда берется прибыль и как заработать наличные. В девяти случаях из десяти служащие даже не понимают разницы между этими двумя понятиями».(12) Однако в некоторых случаях возникает потребность в дополнительном цикле обучения, в ходе которого подвергаются изменению и организационные стандарты и мероприятия.
|
|
Обратная связь координирует выявленные проблемы не только со стратегиями и лежащими в их основании изменениями, но и нормами, в соответствии с которыми оценивается эффективность функционирования стратегии.
4. Стратегия позицирования компаний на рынке
Сложность процесса формирования эффективной инновационной стратегии предприятия или компании показал глобальный финансово-экономический кризис 2008-2010 годов. Только те компании или корпорации сохранили свои позиции на рынке, которые применяли инновационные стратегии и имели минимальные издержки. Те же, компании которые имели только некоторые элементы стратегии и носили эволюционный и интуитивный характер, понесли существенные потери, а некоторые - обанкротились. При этом стало ясно, что эволюция реальных стратегий происходит параллельно с развитием внутренних решений и внешних событий, которое порождает новые основания для принятия перспектив сохранения преимуществ конкурентного рынка.
Однако данный кризис имел наряду с тяжелыми финансово–экономическими последствиями и ряд позитивных положений. Он ознаменовал новую эру в развитии производительных сил и производственных отношений. Наступает новая эра производств на базе нанотехнологий с качественно новыми характеристиками товаров и услуг.
Анализ эффективно функционирующих предприятий и компаний предполагает следующий механизм формирования инновационной стратегии.
Практика функционирования предприятий и компаний предполагает систематический стратегический плановый процесс. В тоже время применяемый системно-плановый подход базируется преимущественно на количественных характеристиках, в то время как качественным параметрам отводилась второстепенная роль.
Новый этап в позицировании компаний на мировом рынке, требует повышения компетенций компаний в системном инновационном планировании и оно должно рассматриваться как один из элементов инновационной стратегии.
2. Рациональное сочетание экономических и политических решений.
В переходный период к рыночным отношениям функционирует множество предприятий и компаний с структурами многочисленных целей, политических методов принятия стратегических решений, а также роли координационных органов в принятой управленческих решений. Сущность такого подхода состоит в том, что он, как правило, достаточно далек от процесса выработки стратегии, а также игнорирует предложения аналитических структур по формированию новшеств в перспективах функционирования предприятий и компаний.
Характерной чертой поведения иностранных компаний на рынках развивающихся государств состоит в извлечении высокой добавленной стоимости за счет низкой заработной платы. Так, к примеру, компании Toyota, General Motors и Ford, за 50 лет работы на рынке Венесуэлы не передали ни одной новой технологии данному государству. При этом цены на поставляемые на рынок Венесуэлы автомобили в 2-3 раза выше, чем в США, Мексике и Колумбии (35)